Направления выбора инновационной стратегии с учетом технологических рыночных позиций, включающих в себя контролируемую долю рынка и динамику его развития, доступ к источникам финансирования и сырья, позиции лидера или последователей в конкурентной борьбе, можно представить в виде двумерной матрицы.
Рис. 1. Матрица выбора инновационной стратегии
Упрощенная модель выбора разработана Бостонской консультативной группой и предназначена для выбора инновационной стратегии только в зависимости от доли рынка и темпов развития отрасли.
В соответствии с этой моделью фирмы, завоевавшие значительные доли рынка в быстроразвивающихся отраслях «звезды» должны определять стратегию развития. Фирмы, имеющие высокие доли развития в стабильных отраслях «дойные коровы» должны выбирать стратегию ограниченного развития, так каких главная цель удерживать позиции и получать прибыли. Фирмы, имеющие малую долю рынка в медленно развивающихся отраслях, «собаки» должны выбирать стратегию отсечения лишнего. Для фирм, слабо закрепившихся в быстроразвивающихся отраслях, требуется дополнительный анализ, так как выбор направления для них не определен.
Выбирая вариант стратегии инновационной политики, руководство фирмы должно учитывать такие важнейшие факторы:
- — разработка новых стратегий базируется на опыте прошлых стратегий и на результате применения текущих;
- — при принятии решения необходимо учитывать уровень риска;
- — хорошие идеи часто терпят неудачу потому, что были предложены в неподходящий момент;
- — владельцы часто оказывают силовое давление на стратегический план, разработанный инновационными менеджерами.