Менеджмент (управление) — воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (рис. 6). [1].
Рис. 6. Кольцо управления
Управление включает три аспекта:
- — «Кто» управляет «кем» (институциональный аспект);
- — «Как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
- — «Чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).
Менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления.
Управление — более широкое, чем менеджмент, понятие. Оно относится к различным сферам и видам деятельности, объектам и субъектам.
Менеджмент — это управление в открытой, рыночной экономике. Объектом управления здесь является экономически самостоятельная организация. Она осуществляет свою хозяйственную деятельность в любых отраслях (производство или оказание услуг), различных сферах (разработка, производство, сбыт продукции, сервисное обслуживание и т. д.). Целью деятельности такой организации является получение прибыли или услуг для своих участников.
Менеджмент — персонифицированное управление, неотделимое от менеджеров, осуществляющих такую деятельность на профессиональной основе. Это означает:
- — наличие у менеджера общего и специального образования;
- — овладение им определенными знаниями и навыками, необходимыми для осуществления данной деятельности;
- — занятие в организации управленческой должности;
- — умение менеджера добиваться целей организации, используя ее ресурсы, эффективно влияя на мотивы поведения других людей.
Менеджмент — это область человеческого знания, позволяющая повысить эффективность деятельности менеджера.
Однако в настоящее время менеджмент нельзя ограничивать только теоретической областью. Причина тому — и сложность ее предмета, и молодость самой науки, и невозможность, а порой и вредность, попыток детальной регламентации действий человека. Поэтому в современном менеджменте особую роль играет ситуационный подход, когда анализируется конкретная организация, имеющая определенную структуру, мотивация работников данной организации, взаимодействие этой организации с внешней средой.