Прогнозирование спроса покупателей
На основании данных об объемах спроса на детскую обувь в ОАО «ЦУМ Минск» (таблица 3.1) произведем их прогноз на 2012 г. с помощью «Excel».
Таблица 3.1 — Исходные данные для прогнозирования спроса на детскую обувь в ОАО «ЦУМ Минск»
|
Месяц. | | | | | |
январь. | 27,3. | 29,8. | 31,4. | 35,3. | 31,4. |
февраль. | 29,2. | 31,3. | 33,2. | 35,8. | 28,8. |
март. | | | | | 40,7. |
апрель. | | | | | 29,8. |
май. | 36,2. | 37,3. | 39,8. | | 26,1. |
июнь. | 30,1. | 30,2. | 32,3. | 35,2. | 21,6. |
июль. | 26,2. | 27,1. | 29,1. | 31,3. | 28,6. |
август. | 23,1. | 24,1. | 25,1. | 26,1. | 33,6. |
сентябрь. | 22,2. | 23,1. | 24,2. | | 25,3. |
октябрь. | 20,2. | 21,2. | 23,2. | 25,1. | 25,4. |
ноябрь. | 21,2. | 22,2. | 24,2. | 26,2. | 34,5. |
декабрь. | 29,8. | 29,2. | | 29,8. | 45,4. |
Примечание — Источник: собственная разработка на основании материалов предприятия Одной из важных задач в прогнозировании является выбор подходящего метода.
Прогноз будем проводить с использованием метода экстраполяции.
Экстраполяция — это наиболее проработанный и самый распространенный метод прогнозирования. Суть данного метода заключается в определении тенденции развития объекта на основе данных о прошлом и настоящем и продлении данной тенденции в будущее.
Построим график спроса на детскую обувь в ОАО «ЦУМ Минск» (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 — Динамика спроса на детскую обувь в ОАО «ЦУМ Минск» в 2007;2011 гг., млн. руб.
Примечание — Источник: собственная разработка Попробуем спрогнозировать каким же будет показатель продаж на 2012 г.
Для начала добавим к нашему графику линию тренда. Трейд — тенденция, определяющая общее направление развития.
Существует несколько видов:
- 1) Экспоненциальная
- 2) Линейная
- 3) Логарифмическая
- 4) Полиноминальная
- 5) Степенная
Ограничимся этими вариантами при выборе формы зависимости объемов продаж обуви от фактора времени.
Для сравнения различных аппроксимирующих кривых используем величину достоверности аппроксимации (R^2).
При выборе соответствующей линии тренда сразу же происходят изменения в области диаграммы. В том числе на диаграмме появляется значение величины достоверности аппроксимации. Данная величина может принимать значения от 0 до 1. Чем значение ближе к 1, тем лучше выбранная линия тренда описывает изменение показателя во времени.
Таким образом, на основании произведенного прогноза видно, что в 2012 г. спрос на детскую обувь будут только возрастать. Поэтому ОАО «ЦУМ Минск» тщательно подходить к изучению спроса покупателей и на основании этого формировать ассортимент.