Функции универсальных учебных действий
Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; Синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Свободная ориентация и восприятие… Читать ещё >
Функции универсальных учебных действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Функции универсальных учебных действий:
- — обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
- — ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
- — контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- — создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- — обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальность учебных действий проявляется в том, что они:
- — носят над предметный, «мета» предметный характер;
- — обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
- — обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- — лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- — смыслообразование, т. е., установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» — и уметь на него отвечать;
- — нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- — планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- — прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- — составление плана и последовательности действий;
- — коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- — оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- — оценка результатов работы;
- — саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия:
- — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- — поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) и источников информации;
- — структурирование знаний;
- — осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- — выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- — рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- — смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- — извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- — определение основной и второстепенной информации;
- — свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- — понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- — моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- — выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- — подведение под понятие, выведение следствий;
- — установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- — построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- — доказательство;
- — выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия:
- — планирование учебного сотрудничества;
- — постановка вопросов;
- — построение речевых высказываний;
- — лидерство и согласование действий с партнёром.