Правовые основы управления государственными финансами в условиях глобализации
С конца XVII века под словом финансы стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства его доходов, расходов и долгов понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения… Читать ещё >
Правовые основы управления государственными финансами в условиях глобализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из важнейших задач государства является четкое планомерное управление государственными финансами. От уровня организации государственных финансов, от степени выбора механизмов правового регулирования отношений, используемых государством в процессе формирования и использования государственных денежных средств фонда зависит эффективность деятельности государства.
В процессе построения правового государства конституция рассматривается уже не только как оформление и закрепление механизма властвования в государстве, а как правовой документ высшей юридической силы, определяющий развитие всех отраслей права и имеющий прямое действие. На основе Конституции базируется и развивается весь правовой массив государства, приобретая всеобщее признание. Не случайно, что с принятием Конституции у любого государства появляется некая новая точка отсчета его существования.
В связи с этим Конституция 1995 года является новым этапом развития государства, она закрепила особый порядок общественного и государственного устройства. Как основной закон она определяет правовые основы перехода к рыночной экономике, к новым формам правового государства.
Конституция регулирует широкий круг общественных отношений. Это относится также к вопросам государственно-финансовой политики, организации взаимодействия властей на различных уровнях, защиты прав и законных интересов человека и гражданина, функционирования финансово-кредитного механизма. Конституция занимает главенствующее положение в иерархии правовой системы. Конституционные основы выполняют роль юридической базы для развития финансового законодательства и соответствующих ему отраслей и институтов в правовой системы.
Финансовое право в своем развитии прошло путь от элементарного обособления правовых норм в рамках публично-правовых отраслей до провозглашения суперотраслью, способной генерировать и отпочковывать иные отрасли права. Тем не менее, научные дискуссии о месте и роли финансового права, о его предмете и методе, о системе и принципах не прекращаются и по сей день. Финансовое право достаточно чутко реагирует на происходящие политические, экономические, социальные и иные преобразования в обществе, что, несомненно, сказывается на характере внутренних взаимосвязей финансово-правовых норм. Материя финансового права представляет собой живой организм, требующий постоянного внимания со стороны ученых, специалистов-практиков, представителей законодательных и правоприменительных органов, поскольку только всестороннее изучение происходящих в финансовом праве процессов позволитобъективно оценить состояние данной отрасли.
С конца XVII века под словом финансы стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. В смысле всей совокупности материальных средств, имеющихся в распоряжении государства его доходов, расходов и долгов понимается это слово и теперь. Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства. Особенно убежденно поддерживал точку зрения такого понимания термина «финансы», охватывающего не только денежные, но и материальные средства, В. А. Лебедев, по данному поводу писал: «Все средства, которые государство может иметь для выполнения своих целей, будут ли эти средства заключаться в личных услугах граждан, или в разных вещественных материалах, капиталах, денежных сборах, — все они могут быть названы финансами», «было бы неправильно понимать под словом финансы только деньги, как это иногда думают, потому что не одними только деньгами удовлетворяются государственные нужды; не только денежные средства, но и услуги, которых государство требует от граждан безвозмездно или возмездно, а также запасы, материалы, например, военные, все должно быть подведено под понятие финансов». Обращает на себя внимание, что в последнем случае понятием «финансы» охватывают не только денежные и материальные средства, но личные повинности. При понимании термина «финансы», которым охватываются не только денежные, но и материальные ценности, принадлежащие государству, этот термин становится тождественным понятию «государственная казна». Однако уже в дореволюционные времена высказывались мнения, что категория «финансы» охватывает собой лишь денежные средства. Так, называя финансами те денежные средства государственной казны, которыми правительство достигает возможности удовлетворять всем государственным потребностям" В последующем (и тем более в советские времена) термин «финансы» стал рассматриваться в качестве исключительно денежной категории. И именно в этом значении данный термин употребляется в настоящее время.
Вследствие этого с понятием финансов в старое время соединяли самые неблаговидные представления: «Finans» отождествлялось, например с словами, ловкость, грабеж. Другой известный дореволюционный специалист в области финансов и финансового права И. И. Янжул, касаясь происхождения термина финансы, также отмечал его значение. Он писал: Слово «финансы» ведет свое происхождение, по наиболее принятому и наиболее правдоподобному толкованию ученых, от средневекового латинского термина употреблявшегося в 13 и 14вв. в смысле обязательной уплаты денег, а затем вообще денежной суммы. Может быть, вследствие близости звуков со словами хитрый и изобретательный или потому, что сами в то время соединялись с разного рода притеснениями, выражение «финансы» в Германии в 16−17 вв. имело дурное значение, заключало в себе элемент лукавства, вымогательства". По мнению современных авторов, термин «финансы» восходит к старолатинскому слову «figo» — «вбивать, вколачивать», и связанному с ним слову «finis», означающему «конец, предел, граница, окончание» (отметный кол вбивался в землю для отделения одного участка земли от другого). Позднее это слово приобрело также значение — конец дела, срок уплаты чего-либо, прекращение тяжбы. К этому примыкает латинский глагол «finare» означающий окончание, урегулирование какого-либо спора, как правило, денежного. На этой основе возник средневековый латинский термин «финансио», означающие наличность, доход, необходимость обязательной уплаты денег, или какой-либо денежный платеж. Это слово и лежало в основе возникновения термина «финансы». Начиная с XVII века, «финансы» стали употребляться для обозначения всех отношений, связанных с доходами и расходами государства, совокупности государственного имущества, государственного хозяйства. Надо сказать, что мнение, согласно которому термин «финансы» обозначает государственное хозяйство (причем, не только в денежном выражении, но и в натурально-вещественном), имело до революции преобладающее значение. Например, в работе И. Шиля, которая является одной из первых дореволюционных работ, в области финансов, отмечается, что при рассмотрении понятия «финансы» «перед глазами исследователя стоят государственная казна, описание способов и средств к собиранию и уплаты долгов». В этом же духе трактовал финансы и Ф. В. Мильгаузен, который писал: «Финансами называют те вещественные ценности, которые выделяются из народного имущества и передаются в руки правительства для достижения общих государственных ценностей. Совокупность ценностей, поступающих в распоряжение государства, мы называем его финансами».
Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Денежный характер финансовых отношений важный признак финансов. Деньги являются обязательным условием существования финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых. В этой связи неправомерно относить к финансам не только денежные, но и натуральные повинности. Ошибочное отнесение к категории «финансы» и материальных ценностей, свидетельствует лишь о том, что «функционирование финансов возможно только при определенных условиях, отсутствие которых сразу же сужает границы действия этой категории». Иначе говоря, категория «финансы» возникла лишь с возникновением развитого денежного хозяйства.
Одновременно возникло представление, что финансы можно понимать в экономическом и материальном смыслах. В экономическом смыслепод финансами понимаются денежные отношения (либо их определенная разновидность). Одновременно финансы понимаются как совокупность особой разновидности экономических отношений финансовых отношений.
В материальном смысле под финансами понимаются деньги денежные средства, денежные ресурсы или денежные фонды (либо определенная их разновидность). Однозначно можно утверждать, что представление о финансах как о деньгах и денежных отношениях приобрело в настоящее время характер научной доктрины и такого теоретического постулата, который никем не оспаривается. Однако и при таком подходе термин «финансы» не имеет однозначного толкования. Анализ литературных источников показывает, что можно выделить три варианта понимания этого слова: широкое, менее широкое и узкое. В своем узкомзначении (некоторые авторы называют его специальнымзначением) термин «финансы» понимается, как и до революции, однако охватывает собой только денежные средства, т. е. финансы — это денежные средства государства. В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах как совокупность:
отношений, возникающие в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.
Отметим, что в первом случае дается определение финансов в их экономическом смысле, во втором материальном. Финансы — это система денежных отношений по поводу аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств в целях, материального обеспечения выполнения государственных функций и задач. При этом отмечаем, что финансы являются денежными отношениями, в которых одним из участников обязательно выступает государство. К числу финансовых отношений относятся только те денежные отношения, наличие которых обусловлено фактом существования государства как органа управления. Следует сказать, что в советское время, хотя существовали и некоторые иные точки зрения, такое представление о финансах было наиболее распространенным. К этому были определенные основания: экономика основана на государственной собственности и обладателем подавляющей части денежных средств было государство. Такая точка зрения стала именоваться «государственная теория финансов». В расширенном значении под финансами понимаются не только денежные средства государства, но и денежные средства юридических лиц (организаций).
Такого понимания термина «финансы» придерживается, в частности, В. М. Мандрица, по его мнению, «финансы-это совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении государства или организации-предприятия, а также система их формирования, распределения, контролирования и использования» Применительно к этому значению финансы в материальном смысле представляют собой денежные фонды государства, его территориальных подразделений, юридических лиц. В смысле финансы есть экономические отношения указанных субъектов по формированию, распределению и использованию их денежных фондов. Некоторые авторы несколько расширяют эту точку зрения, включая в состав финансовые фонды «различных субъектов хозяйствования и государства». При этом под «различными субъектами хозяйствования» понимаются как организации, так и индивидуальные предприниматели.
Конституция как основной закон государства, в которой основным звеном определены рыночные отношения, основанная на праве собственности, равенстве всех перед судом и законом.
Одной из важнейших задач государства является четкое планомерное управление государственными финансами. От уровня организации государственных финансов, от степени выбора механизмов правового регулирования отношений используемых государством в процессе формирования и использования государственных денежных средств фонда зависит эффективность деятельности государства в кризисных явлениях.
Банковское регулирование должно облегчить прохождение кредитных потоков, необходимо поддержка ее структур для стимулирования его развития на рыночных условиях. При этом вводимые требования банковского законодательства должны стимулировать фонды и базы фондирования, финансирование активных операций. Необходимо новые расчеты для капитализации и классификации банковских активов. Задача повышения конкурентно способности выдвигают определенные требования к Конституции РК. Со времен принятия Конституции страна изменилась, необходимого изменения требуют и некоторые законы, в частности Закон «О банках и банковской, системе» принятая в 1995 году, Кодекс об административных правонарушениях.
О роли и влияния мирового экономического кризиса является самым масштабным со времен великой депрессии. Правительство стран мира применяют ряд мер по антикризисным программам. Такая программа принята и в Республике Казахстан.
Эти программы являются вынужденными мерами подлежащим реализации, находят поддержку у населения, однако на все нужно время. В стране создано четыре система образующих банков и государством внесен капитал в уставный фонд. В целом в рамках данной антикризисной программы из национального фонда выделены денежные средства.
Президентом Республики Казахстан в интервью российской газете предложены глубинный мировой дефект, где в семи простых вопросах дано радикальное обновление нашего мышления. Мировая валюта Нового Мира должна существовать на базе всемирного Закона подписанная главами большинство стран мира. С середины прошлого века мир изменился радикально, и темпы этих перемен изменяется с каждым днем. Не меняется только суть механизма генерации и обращение валютной мировой системы, которая явно устарела давно и безвозвратно, что подтверждает мировой кризис. Механизм новой мировой валютной системы, должен строится на основе грядущих вызовов века, мира и человечества.
Проблемы организации и функционирования местного самоуправления в условиях формирования гражданского общества в Казахстане тесно переплетаются с общегосударственными вопросами политического, социально — экономического развития. Чтобы самоуправление в Казахстане формировалось как подлинно демократический и самостоятельный конституционно — правовой институт и способствовало развитию идеального гражданского общества необходимо развивать такой институт и внести конституционные поправки о наделении органов местного самоуправления правом законодательной инициативы.
В процессе дальнейшего совершенствования законодательства необходимо следовать принципам верховенства Конституции и соответствующих норм. Необходимо принять меры, обеспечивающие стабильность финансово — правовой системы и укрепления законности.
В процессе дальнейшего совершенствования законодательства необходимо следовать принципам верховенства Конституции и соответствующих норм. Необходимо принять меры, обеспечивающие стабильность финансово — правовой системы и укрепления законности.
Рост экономики должен быть основан на модернизации инфраструктуры, развитии и укрепления устойчивости национальной экономики и дальнейшем пути развития. Суверенитет государства всегда является полным и исключительным, она одна из важнейших качественных признаков государства, и важное свойство государственной власти. Объективно глобализация означает снижение административных границ для трансграничного движения валют, финансовых ресурсов. Таким образом, без надлежащего правового регулирования правовая система не может быть эффективной, что не способствует обеспечению финансовой стабильности государства, так и соблюдение законности в финансовой сфере.
государственный финансы денежный правовой.
- 1. Конституция РК (принятая на республиканском референдуме 30августа 1995 года с изменениями и дополнениями).
- 2. Финансовое право: Сборник нормативных правовых актов. Алматы: Юрист, 2008,-320 с.
- 3. Лебедев В. А. Финансовое право// Учебник-М. 2002,139 с.
- 4. Худяков А. И. Основы теории финансового права. Алматы, 1995, 132 с.
- 5. Худяков А. И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, 2001, 272 с
- 6. Райзберг Б. А. Основы экономики. М., 2000, 275 с.
- 7. Финансовое право для экономических специальностей: Учебник Кол. авт. //Под общ. ред. проф. С. О. Шохина. М., 2006, 141 с.
- 8. Мандрица В. М. Финансовое право. 2-е изд., перераб. Р-на-Д, 2003, 232 с.
- 9. Годме Поль Мари. Финансовое право. М., 1978, 142 с.