Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ… Читать ещё >
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов в бюджетов всех уровней бюджетной системы (включая государственные внебюджетные фонды) по источникам их формирования и способам получения.
До 1 января 2005 г. классификация доходов бюджетов включала группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Основными группами доходов были:
- * налоговые доходы;
- * неналоговые доходы;
- * безвозмездные перечисления;
- * доходы целевых бюджетных фондов.
С принятием новой бюджетной классификации с 1 января 2005 г. структура классификации доходов бюджетов РФ представлена 20-значным кодом (табл. 1). Этот код включает четыре части:
- 1. Администратор.
- 2. Вид дохода (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).
- 3. Программа (подпрограмма).
- 4. Экономическая классификация доходов.
Первую часть (1—3-й разряды) составляет кодификация администраторов поступлений в бюджеты РФ. Она состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и законодательством муниципальных образований. Например, для Федеральной налоговой службы это код 182; для Федеральной таможенной службы — 153; для Федерального агентства по управлению федеральным имуществом — 166.
Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Закрепление доходов бюджетов РФ за администраторами поступлений в бюджет осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджета субъекта РФ за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников не предусмотрено законодательством РФ. Соответственно, органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. При распределении между бюджетами регулирующих доходов должна быть обязательно соблюдена преемственность кода администратора.
Вторая часть в классификации доходов бюджетов РФ (4—13-й разряды) в соответствии с 20-значным кодом представляет собой вид дохода. Она состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й разряд), подгруппу (5—6-й разряды), статью (7—8-й разряды), подстатью (9—11-й разряды) и элемент (12—13-й разряды).
Код вида доходов предусматривает следующие группы:
- 1 00 0 00 — доходы;
- 2 00 0 00 — безвозмездные поступления;
- 3 00 0 00 — доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В группу «Доходы» включаются следующие 18 подгрупп:
- 1 01 0 00 — налоги на прибыль и доходы;
- 1 02 0 00 — налоги и взносы на социальные нужды;
- 1 03 0 00 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
- 1 04 0 00 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
- 1 05 0 00 — налоги на совокупный доход;
- 1 06 0 00 — налоги на имущество;
- 1 07 0 00 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
- 1 08 0 00 — государственная пошлина;
- 1 09 0 00 — задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- 1 10 0 00 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
- 1 11 0 00 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- 1 12 0 00 — платежи за пользование природными ресурсами;
- 1 13 0 00 — доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
- 1 14 0 00 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
- 1 15 0 00 — административные платежи и сборы;
- 1 16 0 00 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- 1 17 0 00 — прочие неналоговые доходы;
- 1 18 0 00 — доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет.
В группу «Безвозмездные поступления» включаются 6 подгрупп:
- 2 01 0 00 — безвозмездные поступления от нерезидентов;
- 2 02 0 00 — безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- 2 03 0 00 — безвозмездные поступления от государственных организаций;
- 2 04 0 00 — безвозмездные поступления от негосударственных организаций;
- 2 05 0 00 — безвозмездные поступления от наднациональных организаций;
- 2 07 0 00 — прочие безвозмездные поступления.
В группу «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» включаются 4 подгруппы:
- 3 01 0 00 — доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- 3 02 0 00 — рыночные продажи товаров и услуг;
- 3 03 0 00 — безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
- 3 04 0 00 — целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.
Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходов осуществляется в разрезе статей и подстатей. Например, группа — «Доходы»; подгруппа — «Налоги на прибыль, доходы»; статья — «Налог на прибыль организаций» или «Налог на доходы физических лиц»; подстатья — «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями» или «Налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам».
Код элемента доходов показывает, за каким уровнем бюджетной системы закреплен данный вид дохода. Так, дляналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансфертов его получателю. Устанавливаются следующие коды элементов доходов:
- 01 — федеральный бюджет;
- 02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
- 03 — местный бюджет;
- 06 — Пенсионный фонд Российской Федерации;
- 07 — Фонд социального страхования Российской Федерации;
- 08 — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- 09 — территориальные фонды обязательного медицинского страхования. бюджет доход россия денежный
В рамках кода классификации доходов выделяется также третья часть — код программ доходов. Программы доходов бюджетов кодируются четырьмя знаками (14—17-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ). Первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Эти коды определяются федеральными органами власти и включают:
- 1000 — сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);
- 2000 — пени и проценты по соответствующему платежу;
- 3000 — суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству РФ.
Дальнейшая классификация программ производится в соответствии с законодательным актом бюджета субъекта РФ и/или решением муниципалитетов при исполнении соответствующих бюджетов.
И, наконец, последняя, четвертая часть классификации доходов бюджетов — это экономическая классификация доходов, которая определяется трехзначным кодом (18—20-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) классификации операций сектора государственного управления. Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию. Данная классификация была разработана и принята еще в 2004 г. (приложение № 2 к Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004;2006 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»). Она включает:
- 110 — налоговые доходы;
- 120 — доходы от собственности;
- 130 — доходы от оказания платных услуг;
- 140 — суммы принудительного изъятия;
- 150 — безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов;
- 151 — поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;
- 152 — перечисления наднациональных организаций и правительств иностранных государств;
- 153 — перечисления международных финансовых организаций; 160 — взносы, отчисления на социальные нужды;
- 170 — доходы от операций с активами;
- 171 — доходы от переоценки активов;
- 172 — доходы от реализации активов; 180 — прочие доходы;
- 410 — уменьшение стоимости основных средств;
- 420 — уменьшение стоимости непроизводственных активов;
- 440 — уменьшение стоимости материальных запасов.