Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система налогов и сборов в Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Через реализацию контрольной функции появляется возможность количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых ресурсах, оценить эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявить необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется… Читать ещё >

Система налогов и сборов в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая сущность налогообложения

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни, как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией связывают появление важной экономической категории — «налогообложение», главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

Налог — это форма отчуждения ресурсов физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти. Налоги являются порождением государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. Однако современное законодательство отстранилось от всех «неденежных» форм перераспределения ресурсов, поэтому существует следующее определение налога, закрепленное частью первой НК РФ.

Налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория, как сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция, посредством которой осуществляется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для выполнения собственных функций.

Регулирующая функция налоговой системы осуществляется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Например, посредством налогового механизма в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы. Аналогично налогообложение доходов физических лиц по прогрессивной шкале позволяет через бюджетную систему перераспределять часть доходов высокооплачиваемых категорий населения низкооплачиваемым. Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии, по существу, тем же гражданам.

Реализация регулирующей функции преследует цели повышения экономической эффективности и достижения социальной справедливости. Повышение экономической эффективности достигается посредством ограничения через налоговую систему непроизводительных затрат (акцизы на отдельные виды товаров) и стимулирования более эффективного использования имеющихся ресурсов (земельный налог, налог на имущество предприятий и др.). Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее.

Регулирующая функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

Стимулирующая и дестимулирующая подфункции заключаются в следующем. Практически любой налог независимо от цели его введения, по существу, дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые.

Введение

любого налога (по ненулевой ставке) ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наименьшим дестимулирующим свойством (свойством искажать эффективность размещения ресурсов) обладают налоги, использующие наиболее широкую налоговую базу при наименьших налоговых ставках и минимуме налоговых льгот.

Стимулирующая подфункция налогов наиболее выраженно реализуется через систему налоговых льгот и преференций в рамках отдельных налогов (например, налоговые льготы по налогу на прибыль предприятий, НДС, налогу на имущество предприятий, подоходному налогу с физических лиц и др.).

Основным предназначением дестимулирующей подфункции налоговой системы, как и большинства других функций и подфункций, является повышение благосостояния общества. Особенность реализации сдерживающей подфункции состоит в ограничении тех видов деятельности, которые являются, с точки зрения общества, в целом не совсем «желательными», порождающими появление дополнительных убытков.

Такими нежелательными видами деятельности могут выступать, например, загрязнение окружающей среды, нерациональное использование ограниченных ресурсов, производство или потребление социально опасных продуктов и др. В налоговых системах большинства современных государств имеются тс или иные элементы реализации сдерживающей подфункции налоговой системы. Так, ограничение загрязнения окружающей среды во многих странах производится не только путем принятия и реализации природоохранного законодательства, но и введением различных экологических налогов. Повышение эффективности использования ограниченных ресурсов в ряде случаев также достигается через налоговую систему путем увеличения размеров налоговых ставок при нецелевом использовании того или иного ресурса.

Некоторые исследователи кроме вышеназванных функций выделяют еще и контрольную функцию налоговой системы, однако эта функция используется далеко не всегда и не в полной мере.

Через реализацию контрольной функции появляется возможность количественно отразить налоговые поступления и сопоставить их с потребностями государства в финансовых ресурсах, оценить эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявить необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В рамках сбалансированной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех основных функций налоговой системы. При этом реализация и взаимодействие функций осуществляется в условиях четкого и отлаженного механизма контрольной функции налоговой системы. Таким образом, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

В соответствии со ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются федеральные налоги, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги) и местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ.

К ним относятся:

  • — налог на добавленную стоимость;
  • — акцизы;
  • — налог на доходы физических лиц;
  • — налог на прибыль организаций;
  • — налог на добычу полезных ископаемых;
  • — водный налог;
  • — сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • — государственная пошлина.

Налоги и сборы субъектов РФ обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Это налоги:

  • — на имущество организаций;
  • — на игорный бизнес;
  • — транспортный налог.

Местные налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К ним относятся:

  • — земельный налог;
  • — налог на имущество физических лиц.

Систему налогов и сборов можно классифицировать не только по уровню власти, устанавливающему налоги и сборы, но и по другим основаниям.

При классификации налогов по субъектам налогообложения можно выделить следующие виды налогов:

  • — налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц и др.);
  • — налоги с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество предприятий и др.);
  • — смешанные налоги, т. е. те, которые уплачивают как юридические, так и физические лица (земельный налог, государственная пошлина, транспортный налог и др.).

При классификации налогов по объектам налогообложения можно выделить следующие:

  • — налоги с прибыли, дохода (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и др.);
  • — налоги с имущества (налог на имущество предприятий, налоги на имущество физических лиц и др.);
  • — налоги с реализации (НДС, акцизы и др.);
  • — налоги с определенного рода действий (государственная пошлина и др.);
  • — прочие налоги.

При классификации налогов по способу установления и взимания обычно выделяют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги (на доходы физических лиц, на прибыль организаций, на имущество предприятий) взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, а косвенные налоги (НДС, акцизы и т. д.) — в процессе их расходования. В связи с этим косвенные налоги также называют налогами на потребление.

Понять экономическую сущность налогов на потребление можно при классификации налогов по источнику покрытия. Соответственно можно выделить следующие виды налогов:

  • — относимые на себестоимость продукции, работ, услуг;
  • — относимые на финансовые результаты;
  • — покрываемые за счет чистой прибыли;
  • — покрываемые сверх цены реализации.

Как источник финансирования бюджетов различных уровней можно выделить следующие группы налогов:

  • — закрепленные налоги, которые являются источником финансирования строго определенного (закрепленного) бюджета и (или) внебюджетного фонда;
  • — регулирующие налоги, которые выступают источником финансирования нескольких бюджетов и (или) внебюджетных фондов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой