Методика Кеттелла.
Автоматизированная система анализа психологического состояния личности по результатам тестирования
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям… Читать ещё >
Методика Кеттелла. Автоматизированная система анализа психологического состояния личности по результатам тестирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика Кеттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране[5]. Он разработан под руководством Р. Б. Кеттелла и предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.
Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.
Опросник Кеттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.
Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов, на каждый из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c).
В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.
Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.
Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется, экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 1.5. Затем экспериментатор определяет, какое развитие получил каждый фактор: низкое, среднее, высокое, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты.
Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:
интеллектуальный блок: факторы: В — общий уровень интеллекта; М — уровень развития воображения; Q1 — восприимчивость к новому радикализму;
эмоционально-волевой блок: факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности; Q3 — наличие внутренних напряжений; Q4 — уровень развития самоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности;
коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — смелость; L — отношение к людям; Е — степень доминирования — подчиненности; Q2 — зависимость от группы; N — динамичность.
Таблица 5. Перевод из сырых оценок в стандартные (стены).
Факторы. | Стены. | ||||||||||
Низкие. | Средние. | Высокие. | |||||||||
A. | 0−4. | ; | |||||||||
B. | 0−2. | ; | ; | ; | ; | 7−8. | |||||
C. | 0−3. | ||||||||||
E. | 0−1. | 10−12. | |||||||||
F. | 0−1. | ; | 10−12. | ||||||||
G. | 0−3. | ||||||||||
H. | 0−3. | ||||||||||
I. | 0−3. | ||||||||||
L. | 0−1. | ; | ; | 8−12. | |||||||
M. | 0−3. | ; | 11−12. | ||||||||
N. | 0−1. | 10−12. | |||||||||
O. | 0−1. | 10−12. | |||||||||
Q1 | 0−4. | ; | |||||||||
Q2 | 0−2. | ; | 10−12. | ||||||||
Q3 | 0−2. | 11−12. | |||||||||
Q4 | 0−1. | 6−7. | 11−12. | ||||||||
Л. | 0−2. | 11−12. | |||||||||