Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика Кеттелла. 
Автоматизированная система анализа психологического состояния личности по результатам тестирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям… Читать ещё >

Методика Кеттелла. Автоматизированная система анализа психологического состояния личности по результатам тестирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методика Кеттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране[5]. Он разработан под руководством Р. Б. Кеттелла и предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттеллом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттелла включает в себя все виды испытаний — и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов, на каждый из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c).

В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется, экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стандартные (стены) по таблице 1.5. Затем экспериментатор определяет, какое развитие получил каждый фактор: низкое, среднее, высокое, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений. Кроме того, отдельные факторы можно объединить в блоки по трем направлениям:

интеллектуальный блок: факторы: В — общий уровень интеллекта; М — уровень развития воображения; Q1 — восприимчивость к новому радикализму;

эмоционально-волевой блок: факторы: С — эмоциональная устойчивость; О — степень тревожности; Q3 — наличие внутренних напряжений; Q4 — уровень развития самоконтроля; G — степень социальной нормированности и организованности;

коммуникативный блок: факторы: А — открытость, замкнутость; Н — смелость; L — отношение к людям; Е — степень доминирования — подчиненности; Q2 — зависимость от группы; N — динамичность.

Таблица 5. Перевод из сырых оценок в стандартные (стены).

Факторы.

Стены.

Низкие.

Средние.

Высокие.

A.

0−4.

;

B.

0−2.

;

;

;

;

7−8.

C.

0−3.

E.

0−1.

10−12.

F.

0−1.

;

10−12.

G.

0−3.

H.

0−3.

I.

0−3.

L.

0−1.

;

;

8−12.

M.

0−3.

;

11−12.

N.

0−1.

10−12.

O.

0−1.

10−12.

Q1

0−4.

;

Q2

0−2.

;

10−12.

Q3

0−2.

11−12.

Q4

0−1.

6−7.

11−12.

Л.

0−2.

11−12.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой