Формы социального партнерства
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА В ФРГ существенные права предоставлены представительным органам трудового коллектива (производственным советам). К их полномочиям относятся: установление времени начала и окончания рабочего дня и перерывов в работе, режима рабочей недели; временное сокращение или увеличение продолжительности рабочего времени; определение места и периодичности выплаты заработной платы… Читать ещё >
Формы социального партнерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социальное сотрудничество в сфере труда многообразно и не ограничивается способами и механизмами, закрепленными в законодательстве. Различные грани социального диалога раскрываются через категорию «формы социального партнерства».
Пол ФОРМАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
следует понимать способы осушествления соииального партнерства конкретные виды взаимодействия субъектов соииального партнерства в иелях согласованного регулирования соииально-трудовых отношений.
Статья 27 ТК выделяет четыре формы социального партнерства:
- 1) коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров, соглашений;
- 2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- 3) участие работников, их представителей в управлении организацией;
- 4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Однако не следует рассматривать данный перечень в качестве исчерпывающего: стороны социального партнерства вправе осуществлять партнерское взаимодействие и в иных формах. В частности, распространенной формой социального партнерства является осуществление контроля за исполнением обязательств социального партнерства.
Наиболее распространенной формой партнерских отношений является проведение коллективных переговоров с целью заключения коллективных договоров, соглашений. Вместе с тем любая совместно достигнутая договоренность с неизбежностью требует своей реализации в том объеме и теми способами, которые имелись в виду сторонами при принятии обязательств. Поэтому осуществление социального партнерства в иных формах является не менее распространенным, чем заключение коллективных договоров, соглашений.
О коллективных переговорах см. далее параграф 6.3.
Проведение консультаций в процессе реализации обязательств социального партнерства может осуществляться как путем прямого взаимодействия субъектов социального партнерства, так и путем создания специальных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.
Завершив коллективные переговоры, стороны неизбежно сталкиваются с необходимостью определения форм взаимодействия, направленных на наиболее эффективное исполнение достигнутых договоренностей.
Одним из наиболее целесообразных способов сотрудничества является создание особых органов социального партнерства.
К ОРГАНАМ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА могут быть отнесены все постоянно действующие органы, состоящие из представителей субъектов социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании] социально-трудовые отношения.
Система органов социального партнерства, как правило, создается на всех уровнях, на которых осуществляется партнерское взаимодействие. Работающие в соответствии с заранее определенными процедурными правилами органы социального партнерства позволяют обеспечить непрерывное функционирование системы социального партнерства.
Органы социального партнерства общей компетенции создаются на всех уровнях социального партнерства и подразделяются на следующие виды:
- а) Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК);
- б) региональные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- в) отраслевые (межотраслевые) комиссии по ведению коллективных переговоров, подготовке проектов отраслевых
- (межотраслевых) соглашений и их заключению (российские, межрегиональные, региональные или территориальные);
- г) территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- д) комиссии, создаваемые на локальном уровне (у конкретного работодателя) для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Указанные комиссии формируются как на трехсторонней (представители работников, работодателей, государства), так и на двусторонней (представители работников и работодателей) основе.
Правовая основа формирования и деятельности РТК определяется Федеральным законом от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социальнотрудовых отношений».
Данная комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии.
Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов, общероссийское объединение работодателей, зарегистрированное в установленном порядке, вправе направить в состав соответствующей стороны комиссии одного своего представителя. В пределах установленной численности представителей общероссийские объединения профессиональных союзов вправе увеличивать число своих представителей в комиссии пропорционально количеству объединяемых ими членов профсоюза. Общероссийские объединения работодателей могут увеличивать число своих представителей в комиссии по согласованию с другими членами своей стороны. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.
Основными целями РТК являются регулирование социальнотрудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.
Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом комиссии. Соответственно, решения, принимаемые комиссией, имеют ярко выраженный партнерский характер и могут быть приняты только по соглашению между сторонами.
Региональные трехсторонние комиссии, но регулированию социально-трудовых отношений в субъектах РФ начали создаваться в 1990;х гг. на основе паритетного участия представителей субъектов социального партнерства. В дальнейшем их деятельность стала регулироваться законами субъектов РФ.
В частности, законы субъектов РФ определяют состав региональной трехсторонней комиссии, порядок формирования, полномочия, основы организации ее работы.
Территориальная комиссия по регулированию социальнотрудовых отношений действует в пределах соответствующего муниципального образования и в своей работе руководствуется принципиальными положениями, определяющими деятельность комиссий более высокого уровня.
Отраслевые (межотраслевые) комиссии по ведению коллективных переговоров создаются в определенной сфере экономической деятельности для проведения переговоров о заключении соответствующих соглашений. Эти комиссии формируются представителями работников и работодателей.
На локальном уровне комиссии создаются, как правило, для ведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора и осуществления контроля за его выполнением. Они всегда действуют на двусторонней основе.
Деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений является одной из форм проведения коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений. Еще одним направлением деятельности комиссий является обсуждение отдельных вопросов регулирования социально-трудовых отношений (оплаты труда, безопасности труда, транспортной доступности мест работы и т. п.).
Одним из основных направлений деятельности комиссий выступает участие в формировании и реализации государственной политики в сфере труда. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере труда. В частности, проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии органами, принимающими указанные акты. Решения соответствующих комиссий или мнени я их сторон по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению.
Специализированные органы социального партнерства создаются для координации действий субъектов социального партнерства по отдельным направлениям осуществления социальной политики.
Закон о занятости (ст. 20) устанавливает, что в целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Данные комитеты состоят из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами.
Координационные комитеты содействия занятости населения, как органы социального партнерства, обладают существенной спецификой. Аналогично иным органам социального партнерства данные комитеты формируются на основе принципа трехстороннего представительства, однако в отличие от комиссий по регулированию социально-трудовых отношений круг их возможных участников может быть расширен. Так, участниками комитета могут выступать не только представители работников, но и другие общественные объединения, выражающие интересы определенных слоев населения (организации инвалидов, безработных и т. п.).
При этом различные представители граждан не составляют единую сторону комитета (зачастую интересы различных групп населения противоречат друг другу). Поэтому деятельность комитета на принципах исключительно трехстороннего представительства не представляется возможной (в отличие от организации деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений). На практике организация деятельности комитетов осуществляется самими комитетами.
В соответствии со ст. 218 ТК на локальном уровне (у конкретного работодателя) по инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) но охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
Субъектами социального партнерства могут создаваться и иные специализированные органы социального партнерства.
Основные формы участия работников в управлении организацией определяются ст. 53 ТК. К ним относятся:
- 1) учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором, соглашениями;
- 2) проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;
- 3) получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;
- 4) обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений, но ее совершенствованию;
- 5) обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации;
- 6) участие в разработке и принятии коллективных договоров.
Данный перечень не является исчерпывающим: федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами могут определяться иные формы участия работников в управлении организацией, а также конкретизироваться механизм реализации вышеуказанных форм.
Так, законодательство РФ не конкретизирует порядок осуществления таких форм участия работников в управлении организацией, как обсуждение работниками и работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию, обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА В ФРГ существенные права предоставлены представительным органам трудового коллектива (производственным советам). К их полномочиям относятся: установление времени начала и окончания рабочего дня и перерывов в работе, режима рабочей недели; временное сокращение или увеличение продолжительности рабочего времени; определение места и периодичности выплаты заработной платы; составление графика отпусков; введение и использование технических средств, с помощью которых осуществляется надзор за поведением работников и результатами их труда; организация работы по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; охрана здоровья работников; организация профессионального обучения на предприятиях; управление социальными учреждениями; определение принципов подбора персонала; распределение жилья; регулирование правил поведения работников; установление норм выработки, критериев введения новых методов оплаты труда, размеров премий; разработка принципов организации работы по сбору рационализаторских предложений. По всем перечисленным вопросам администрация должна действовать по соглашению с производственным советом. Если между ними соглашение не достигнуто, обязательное решение выносится посреднической комиссией с участием представителей сторон и «нейтрального» председателя, а при отсутствии согласия и на этой стадии — судом. В отношении экономических, финансовых, а также технических аспектов деятельности предприятия производственному совету принадлежит лишь право требовать информацию, высказывать свое мнение. Оно необязательно для предпринимателя, которому принадлежит окончательное решение.
Система соучастия профсоюзов и трудящихся в управлении делами концернов и иных корпораций существует в ФРГ, Австрии, Испании, Нидерландах и в других странах. Так, представители трудящихся составляют 1 /3 состава наблюдательных советов крупных и средних фирм.
Во Франции принят закон о праве трудящихся на самовыражение. Законом санкционирована возможность трудящихся высказывать непосредственно администрации свое мнение по поводу содержания и организации работы, производственным вопросам, предлагать меры по улучшению условий труда. За такого рода мнения и критические замечания преследовать работников, наказывать их запрещается. Работники реализуют право на самовыражение путем активного участия в производственных собраниях и совещаниях, которые проводятся в рабочее время на рабочих местах. Конкретный порядок проведения таких собраний (совещаний) должен определяться в специальных заводских соглашениях, заключаемых путем переговоров руководства предприятия и наиболее представительных профсоюзов.
Общие нормы об участии представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров содержатся в гл. 60, 61 ТК. В частности, на основе паритетного участия представителей субъектов социального партнерства формируется орган досудебного рассмотрения трудовых споров — комиссия по трудовым спорам (КТС), а также примирительная комиссия. Подробнее об этом см. гл. 16 т. 2.
Организация контрольных механизмов является важным элементом осуществления социального партнерства. Становление надлежащим образом функционирующих процедур контроля за выполнением обязательств социального партнерства позволяет, с одной стороны, обеспечить реальную реализацию принятых субъектами социального партнерства обязательств и, с другой стороны, способствовать развитию самих партнерских отношений.
ТК устанавливает, что контроль за выполнением коллективного договора, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (ст. 51). Соответственно, законодательство предоставляет право на осуществление контроля каждой из сторон коллективного договора, соглашения по отдельности, а также государственным органам, в компетенцию которых входит подготовка предложений по определению основных положений осуществления государственной политики в сфере регулирования со ци ал ь н о-трудо вых отношений.
При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду всю необходимую для осуществления контроля и имеющуюся у них информацию. Такая информация предоставляется не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.