Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды наказаний в международном уголовном праве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если доходы были превращены или преобразованы в другую собственность, то меры применяются в отношении такой собственности, а не доходов. Если доходы были приобщены к собственности, приобретенной из законных источников, такая собственность без ущерба для любых полномочий, касающихся наложения ареста или замораживания, подлежит конфискации в объеме, соответствующем оцененной стоимости этих… Читать ещё >

Виды наказаний в международном уголовном праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассмотрим отдельные положения, относящиеся к некоторым из указанных выше международных видов наказаний.

Одним из эффективных международных мер наказания является штраф. В ст. 11 Европейской конвенции о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения (Страсбург, 30 ноября 1964 г.) ETS № 52 указывается, что если предметом просьбы об исполнении является уплата штрафа, то государство проживания производит взимание штрафа на условиях, предусмотренных его законодательством, исходя при этом из максимальной установленной законом суммы за аналогичное правонарушение либо, если такой верхний предел не установлен, то исходя из суммы, которая обычно взимается в качестве штрафа за подобные правонарушения в государстве проживания. В ст. 12 рассматриваемой Конвенции конкретизируется, что в случае неуплаты штрафа государство проживания должно по просьбе государства, где было совершено нарушение, применить предусмотренные его законодательством принудительные или альтернативные меры. Государство проживания может применить принудительную или альтернативную меру, предусмотренную решением, принятым в государстве, где было совершено нарушение, если эта мера сопряжена с лишением свободы, только в том случае, когда государство, где было совершено нарушение, специально попросит его об этом[1].

О конфискации как мере наказания в международных актах указывается неоднократно. Так, в п. «f» ст. 1 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. определяется, что «конфискация», которая включает в соответствующих случаях изъятие, означает окончательное лишение собственности по постановлению суда или другого компетентного органа[2]. Схожее определение конфискации закрепляется в п. «g» ст. 2 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., п. «g» ст. 2 Конвенции ООН против коррупции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г., согласно которым «конфискация» означает окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа[3].

Согласно п. «d» ст. 1 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) ETS № 141 «конфискация» означает наказание или меру, назначенную судом в результате разбирательства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества[4].

В ст. 5 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. определяется, что каждая Сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться для конфискации:

  • • доходов, полученных в результате совершения правонарушений, признанных таковыми, или собственности, стоимость которой соответствует таким доходам;
  • • наркотических средств и психотропных веществ, материалов и оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования каким-либо образом при совершении правонарушений (ч. 1).

Каждая сторона принимает также такие меры, которые могут потребоваться, с тем чтобы ее компетентные органы могли определить, выявить и заморозить или арестовать доходы, собственность, средства или любые другие предметы с целью последующей конфискации (ч. 2).

Сторона уполномочивает свои суды или другие компетентные органы издавать постановления о предоставлении или аресте банковских, финансовых или коммерческих документов. Сторона не уклоняется от принятия мер, ссылаясь на необходимость сохранения банковской тайны (ч. 3).

По получении просьбы, направленной другой Стороной, под юрисдикцию которой подпадает правонарушение, Сторона, на территории которой находятся доходы, собственность, средства или любые предметы:

  • 1) представляет запрос своим компетентным органам с целью получения постановления о конфискации и в случае выдачи такого постановления приводит его в исполнение; или
  • 2) представляет своим компетентным органам постановление о конфискации, изданное запрашивающей Стороной с целью исполнения в том объеме, который указан в просьбе, и в той мере, в какой оно относится к находящимся на территории запрашиваемой Стороны доходам, собственности, средствам или любым другим предметам.

Решения или меры, указанные выше, принимаются запрашиваемой Стороной в соответствии с положениями ее национального законодательства и при их соблюдении и в соответствии с ее процессуальными нормами или любыми двусторонними или многосторонними договорами, соглашениями или договоренностями, которыми она может быть связана с запрашивающей Стороной (ч. 4).

Сторона, конфисковавшая доходы или собственность распоряжается ими в соответствии со своим национальным законодательством и административными процедурами. Действуя по просьбе другой Стороны, Сторона может особо рассмотреть возможность заключения соглашений о:

  • 1) передаче суммы таких доходов и собственности или средств, полученных в результате реализации таких доходов или собственности или их значительной части, межправительственным органам, специализирующимся в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблением ими;
  • 2) передаче другим Сторонам на регулярной или разовой основе части таких доходов или собственности или средств, полученных в результате реализации таких доходов или собственности в соответствии с ее национальным законодательством административными процедурами или двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными с этой целью (ч. 5).

Если доходы были превращены или преобразованы в другую собственность, то меры применяются в отношении такой собственности, а не доходов. Если доходы были приобщены к собственности, приобретенной из законных источников, такая собственность без ущерба для любых полномочий, касающихся наложения ареста или замораживания, подлежит конфискации в объеме, соответствующем оцененной стоимости этих приобщенных доходов. В отношении поступлений или другой прибыли, которые получены:

  • 1) от доходов;
  • 2) собственности, в которую были превращены или преобразованы доходы; или
  • 3) собственности, к которой были приобщены доходы, также применяются меры таким же образом и в той же мере, как и в отношении доходов (ч. 6).

Каждая Сторона может рассмотреть возможность обеспечения переноса бремени доказывания законного происхождения предполагаемых доходов или другой собственности, подлежащих конфискации, в той степени, в какой такая мера соответствует принципам ее национального законодательства и характеру судебного и иного разбирательства (ч. 7).

Заметим, что отдельные положения рассматриваемой ст. 5 Конвенции 1988 г. отражены: в ст. 13 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г.; ст. 12 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г.; ст. 31 Конвенции ООН против коррупции 2003 г.

Лишение свободы на определенный срок как мера наказания предусматривается и применяется чаще других мер.

Так, согласно Уставу Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 25 мая 1993 г. наказание, назначаемое Судебной камерой, ограничивается тюремным заключением. При определении сроков тюремного заключения Судебные камеры руководствуются общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах бывшей Югославии (ст. 24). Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Международным трибуналом на основе перечня государств, которые заявили Совету Безопасности о своей готовности принять осужденных лиц. Такое тюремное заключение отбывается в соответствии с применимым законодательством соответствующего государства, при надзоре со стороны Международного трибуналов (ст. 27).

Трибунал по бывшей Югославии предъявил обвинения 161 лицу. Процессы в отношении 117 обвиняемых были завершены. Пятьдесят восемь человек были приговорены к лишению свободы; значительное число обвиняемых — 20 — признали свою вину. Приговоры были назначены в диапазоне от двух лет до пожизненного заключения[5].

Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г. гласит, что наказание, назначаемое Судебной камерой, ограничивается тюремным заключением. При определении сроков тюремного заключения Судебные камеры руководствуются общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах Руанды (ст. 23)[6].

Трибунал по Руанде предъявил обвинения девяносто четырем лицам. К началу 2009 г. были завершены процессы в отношении 41 лица, восемь из которых признали свою вину. Пятеро обвиняемых были оправданы; остальные приговорены к лишению свободы на сроки от шести лет до пожизненного заключения[7].

Позднее, в Уставе Специального суда по Сьерра-Леоне, S/2002/246 от 16 января 2002 г. определяется, что Судебная камера назначает осужденному, кроме несовершеннолетних правонарушителей, лишение свободы на определенное количество лет. При определении срока лишения свободы Судебная камера по мере необходимости обращается к практике в отношении назначения наказаний в виде лишения свободы в Международном уголовном трибунале по Сьерра-Леоне (ст. 19)[8].

Согласно ст. 22 рассматриваемого Устава лишение свободы отбывается в Сьерра-Леоне. Если обстоятельства того требуют, лишение свободы может отбываться в любом из государств, которые заключили с Международным уголовным трибуналом по Руанде или Международным трибуналом по бывшей Югославии соглашение об исполнении приговоров и которые сообщили Секретарю Специального суда о своей готовности принять осужденных. Специальный суд может заключать аналогичные соглашения об исполнении приговоров с другими государствами. Условия лишения свободы, будь то в СьерраЛеоне или в третьем государстве, регулируются законодательством государства исполнения приговора при наблюдении со стороны Специального суда. Государство исполнения приговора обязано соблюдать срок приговора.

В 2003 г. прокурор Специального суда по Сьерра-Леоне предъявил 13 обвинений. Позже два обвинения были отозваны; еще один подозреваемый скончался, находясь в распоряжении Суда. К настоящему времени два процесса в отношении пяти обвиняемых были завершены; обвиняемые приговорены к лишению свободы на сроки от 15 до 50 лет[9].

  • [1] Европейская конвенция о мерах наказания за нарушения правил дорожного движения (Страсбург, 30 ноября 1964 г.) // ETS № 52.
  • [2] Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) // Международное уголовное право в документах. Т. 1. С. 160.
  • [3] Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) // Международное уголовное право в документах. Т. 1. С. 334; Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // Международное уголовное право в документах. Т.1. С. 396.
  • [4] Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) // ETS № 141.
  • [5] Цит. по: Верле Г. Принципы международного уголовного права. С. 132.
  • [6] Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г. // Международное уголовное право в документах. Т. 2. С. 229.
  • [7] Цит. по: Верле Г. Принципы международного уголовного права. С. 136.
  • [8] Устав Специального суда по Сьерра-Леоне от 16 января 2002 г. // Международное уголовное право в документах. Т. 2. С. 253.
  • [9] Цит. по: Верле Г. Принципы международного уголовного права. С. 140.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой