Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Позитивистская политическая теория 0. Конта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При социократии учреждается новая религия — «Религия Человечества» («Великого существа»). Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо (Grand Eire), которому он всем обязан. Позитивизм как Религия Человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание. Из идеи единения разума и чувств Конт выводил… Читать ещё >

Позитивистская политическая теория 0. Конта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Французский философ Огюст Конт (1798−1857) является создателем науки социологии и основателем философского позитивизма, который выражался в стремлении воспринимать и изучать социальные науки так же, как естественные, т. е. ограничиваться изучением лишь наблюдаемых фактов, исключая тем самым метафизический вопрос о сущности явлений.

Родился Конт в городе Монпелье, в семье сборщика податей. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступил в Политехническую школу в Париже, в которой царили либеральные и республиканские идеи. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отошел от традиционных ценностей своей семьи и стал приверженцем идеалов Великой французской революции. За участие в студенческих выступлениях Конт был отправлен из Парижа обратно в Монпелье — под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование. Однако вскоре он возвратился в Париж и начал самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.

В 1817 г. Конт становится секретарем и учеником Анри де Сен-Симона. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носили дружеский характер, и Конт, по существу, являлся одним из участников школы сен-симонизма. Он подчеркивал безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникали споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения испортились и в 1824 г. закончились разрывом.

О. Конт не занимал сколько-нибудь прочных позиций в академической системе тогдашней Франции. Его попытки получить кафедру или занять должность штатного преподавателя в Политехнической школе и в Коллеж дс Франс оказались безуспешными. Поэтому он вынужден был довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе, занимаясь также частными уроками. В 1826 г. Конт приступил к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Однако вскоре эти лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились только в 1829 г.

С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание шеститомного «Курса позитивной философии». Во второй половине 1840-х гг. он помимо своих интеллектуальных занятий обращается к проповеднической деятельности и пропагандирует позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 г. Конт провозглашает новую Религию Человечества, а в 1848 г. создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников.

В целом, говоря о личности Конта, можно сделать вывод, что этот выдающийся мыслитель был маргиналом, человеком «на грани», на краю во многих отношениях: он находился на грани между академическим и неакадемическим мирами; между семейным и холостым состоянием[1]; между здоровьем и болезнью; между наукой, религией, утопией и т. п.

В первой половине XIX в. Огюст Конт впервые ввел в научный оборот термин «позитивизм» для обозначения своей собственной философской системы. Основанием позитивизма послужили взгляды, в соответствии с которыми подлинных знаний можно достичь лишь благодаря применению научных методов изучения окружающего нас мира путем наблюдений, с последующей проверкой разработанных на основе этих наблюдений теорий опытным путем. Тем самым были отвергнуты априорное знание и метафизические вопросы, лежащие вне сферы наблюдений. Конт утверждал, что существует три стадии познания мира человеком: теологическая, метафизическая и, наконец, позитивная, или научная, которой как он надеялся, и достиг современный ему человек.

Теологическая стадия в развитии человеческого ума, а следовательно, и общества продолжалась, по Конту, до 1300 г. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация направлена на закрепление существующего порядка. Высший этап теологической стадии — католическое феодальное общество. Монотеизм способствовал созданию гармоничного социального порядка, а также эффективных, но консервативных институтов. Однако совершенствование человеческого ума рано или поздно должно было столкнуться с догматической системой теологических представлений, пронизывающих все структуры социальной системы; здесь порядок становится тормозом прогресса.

Однако прогресс остановить невозможно, и на смену теологической приходит метафизическая стадия развития общества. Эта стадия охватывает период с 1300 по 1800 г.

Идеологической основой этого периода становится метафизический способ объяснения, суть которого заключается в умозрительном абстрактном описании объективного мира. На метафизической стадии развития происходит разрушение старых устоев (Реформация, Просвещение, революции, войны и т. д.). И хотя в этом разрушении есть свои положительные моменты (эмансипируется личность, утверждаются новые экономические и политические идеалы и т. д.), все же «метафизический дух» есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического беспорядка. Такое общество нуждается в порядке и дисциплине, в нормализации социальной целостности. Для этого необходима новая интегрирующая идеология, которая, по мнению Конта, и выкристаллизовывается, но мере развития научного (т.е. позитивного) знания.

Суть позитивной стадии, которая, по мнению Конта, начинается с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров. Эта стадия характеризуется тем, что на смену абстракциям приходит объяснение на основе наблюдения за реальностью и выявления устойчивых связей между элементами объективной реальности. «В позитивном состоянии, — пишет Конт, — человеческий разум, признав невозможность достигнуть абсолютных знаний, отказывается от исследования происхождения и назначения Вселенной и от познания внутренних причин явлений и всецело сосредоточивается… на изучении действительных законов»[2].

Чтобы способствовать человеческому разуму в этом процессе, Конт начал изучать поведение человека в обществе и пытался создать новую науку — «социологию» (этот термин также принадлежит ему), с помощью которой всю деятельность человека во всей его совокупности можно исследовать научными методами. Однако в более поздних работах Конт отказался от своих собственных научных принципов в пользу абсолютно недоказанных априорных допущений о социальном поведении человека. В конце концов его догматизм нашел свое выражение в крайней форме — создании Религии Человечества, призванной подкрепить его авторитарную концепцию нового позитивного общества.

Конт разработал концепцию эволюции форм государственного правления, соответствующую трем стадиям познания мира человеком: теологической стадии соответствует «ретроградная[3] аристократия»; метафизической стадии — «анархическая республика»; позитивной стадии — «социократия» .

" Ретроградная аристократия" была во времена до Великой французской революции. Для этой формы правления характерна реакционная политика — сопротивление общественному прогрессу и стремление закрепить старые, отжившие порядки.

" Анархическая республика", по Конту, существовала в период Французской революции и характеризовалась разгулом в обществе ненаучных идей, таких как идея неограниченной свободы суждения, идея абсолютного равенства, идея народного суверенитета, идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все эти идеи, как известно, были зафиксированы во французской Декларации прав человека и гражданина (1789). Однако, по мнению Конта, подобного рода идеи ведут лишь к умственной анархии в обществе, препятствуют установлению какойлибо системы ценностей, без которой не может существовать устойчивое общество. Анархическая республика, но мнению Конта, не может стать окончательной формой государственного правления на Западе. Ей на смену неизбежно придет окончательная форма организации общества — «социократия», которая только и может соответствовать западноевропейскому индустриальному обществу XIX в.

Свой проект желательной организации общества Конт изложил в работе " Система позитивной политики" (1851 — 1854). Социократия основана на совершенной и всеобщей нравственной солидарности, при которой осуществление власти приобретает неизменный нравственный характер, а политика поднимается на уровень наук, основанных на наблюдении.

В социократии существует деление общества на капиталистов и наемных рабочих, которое, по Конту, является необходимым для промышленного быта. «Никакое великое предприятие не могло бы существовать, если бы каждый исполнитель должен был бы быть также управляющим или если бы управление было неопределенно вверено косной и безответственной толпе» , — писал Конт. Признавая наличие противоположных интересов у капиталистов и рабочих, мыслитель настойчиво проводит идею их солидарности, утверждая, что каждый из них выполняет общественно необходимую функцию.

Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, необходимо наличие двух властей: светской и духовной.

Светская власть вручается патрициату (капиталистам), из числа которых выбираются три диктатора (триумвират), руководящие делами промышленности, сельского хозяйства и финансов. Триумвират сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти.

Духовная власть принадлежит философам, ученым, жрецам позитивистской церкви. Духовная власть стоит выше власти светской. В ее компетенцию входит воспитание социальных чувств, образовательная деятельность, моральное совершенствование капиталистов и рабочих (пролетариев).

При социократии учреждается новая религия — «Религия Человечества» («Великого существа»). Место бога в этой новой религии занимает общество, которое индивид должен почитать как высшее существо (Grand Eire), которому он всем обязан. Позитивизм как Религия Человечества проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание. Из идеи единения разума и чувств Конт выводил большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и блюстителями нового религиозного культа. Конт разработал систему обрядов, освящающих отцовство, братство, вступление в брак и другие важнейшие события в жизни человека. Цель позитивистской церкви — объединение сначала единоверцев, а затем людей всего мира.

Будущую организацию человечества Конт представлял в виде позитивистской федерации народов с штабквартирой в Париже. Эта федерация призвана обеспечить вечный мир на Земле. В осуществлении этой расплывчатой программы Конт придавал решающее значение пролетариату, считая, что «только наши пролетарии могут стать действительными помощниками новых философов». Однако для этого пролетариат должен полностью порвать с социалистическими учениями, посягавшими на институт собственности, который Конт считал священным. Он резко выступал против идей коммунизма и тезиса, что «от форм собственности зависит регуляция человеческой деятельности». В позитивистском обществе собственность должна была рассматриваться как аккумуляция общественного богатства, а те люди, которые сумели создать и приумножить собственность, — как служители человечества.

Социальные преобразования, прокламированные Контом, были направлены не на ликвидацию антагонистических общественных отношений, порождаемых частной собственностью, а на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания. Учение Конта было антитезой все шире проникавшему во Францию марксизму.

Пространные рассуждения о всеобщей любви, порядке и прогрессе прикрывали реакционный политический смысл идеи корпоративного строя, в котором духовный авторитет сосредоточен у касты философов, материальные возможности и власть — у капиталистов, а на долю пролетариата оставался труд, приносящий ему моральное удовлетворение и общественное признание[4].

Учение Конта оказало значительное влияние на последующую философскую и политическую мысль, под его влиянием сложились континентальный юридический позитивизм (К. Бергбом), а также социологическое направление в юриспруденции.

  • [1] Конт был дважды женат, однако первый брак был, по его словам, единственной серьезной ошибкой в его жизни, а второй, хоть и принес любовь, но безответную и непродолжительную, поскольку с 30-летней Клотильдой де Во он познакомился за год до ее смерти.
  • [2] Конт О. Дух позитивной философии. URL: rus-lib.ru/book/37/65/055−064.html (дата обращения: 30.03.2013).
  • [3] Ретроградный (франц. retrograde) — реакционный, отсталый.
  • [4] История социологии в Западной Европе и США: учебник для вузов / отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Норма, 2001. С. 40−41.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой