Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теория о сигнальных системах И.П. Павлова

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эта особенность слов сделала их знаками, символами огромного количества раздражителей первой сигнальной системы. У взрослого человека вторая сигнальная система охватывает все производные от речи, вплоть до рисунков-символов, языка жестов, мимики. Уровень условных рефлексов, вырабатываемых в ходе индивидуальной жизни на различные стимулы, которые служат сигналами о возможном появлении того или… Читать ещё >

Теория о сигнальных системах И.П. Павлова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У человека и животных можно наблюдать много общих черт образования и функционирования рефлекторных комплексов, но у человека имеются особые свойства высшей нервной деятельности, связанные, по терминологии И. П. Павлова со второй сигнальной системой [2 стр. 279].

Иван Петрович Павлов, разрабатывая теорию условных рефлексов, после детального анализа высшей нервной деятельности (ВНД) животных определил специфические черты ВНД человека, в результате чего сформулировал представление о двух сигнальных системах.

К первой сигнальной системе Павлов отнес все временные связи, образующиеся в результате совпадения реальных раздражителей с какой-либо деятельностью организма. В этом случае различные зрительные, слуховые, тактильные и прочие стимулы считаются сигналами скорого появления безусловных раздражителей — подкрепления. Первая сигнальная система — это система организма, обеспечивающая формирование конкретного, непосредственного представления об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма…) [9 стр. 217].

Ко второй сигнальной системе Павлов отнес все речевые временные связи, формирующиеся в результате совпадения слов с действием непосредственных реальных раздражителей или с другими словами. Вторая сигнальная система — это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека. Язык человека — средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь. Речь — форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющаяся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменной и устной), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям [9 стр. 217].

Таким образом, можно выделить три уровня ВНД человека:

  • 1) уровень безусловных рефлексов и инстинктов, которые вызываются относительно немногими раздражителями: анатомической основой такой деятельности являются спинной мозг и большинство отделов головного мозга;
  • 2) уровень условных рефлексов, вырабатываемых в ходе индивидуальной жизни на различные стимулы, которые служат сигналами о возможном появлении того или иного подкрепления; такие рефлексы замыкаются на уровне коры больших полушарий;
  • 3) уровень словесной сигнализации, анатомическим субстратом которой являются ассоциативные зоны коры (лобная, теменная), а также ее высшие сенсорные и двигательные центры.

Первые два уровня характерны как для человека, так и для животных. Третий уровень в развитом виде существует только у человека. Для человека слово — такой же реальный фактор, как и все остальные раздражители, влияющие на организм; слово обладает свойством заменять реальные безусловные и условные стимулы, выполняя функции как бы «сигнала сигналов». Кроме того, слова являются символами реальных раздражителей, которые, в свою очередь, являются сигналами о приближении подкрепления.

Эта особенность слов сделала их знаками, символами огромного количества раздражителей первой сигнальной системы. У взрослого человека вторая сигнальная система охватывает все производные от речи, вплоть до рисунков-символов, языка жестов, мимики [2 стр. 280].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой