Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ результатов опытно-поисковой работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По третьему критерию — задание второе. Инструментальное музицирование на доступных музыкальных инструментах детского оркестра (металлофоны, бубны, тамбурины, маракасы, кастаньеты) произведения «Арагонская хота» М. И. Глинки доставляет детям радость, развивает чувство ритма и воспитывает чувство коллективизма. У контрольной группы результаты достигают в основном среднего уровня, а у поисковой… Читать ещё >

Анализ результатов опытно-поисковой работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание итогового этапа опытно-поисковой работы было тем же, что и на констатирующем этапе. Правда, используемые произведения, были другими, с которым учащиеся не были ознакомлены в процессе опытно-поисковой работы.

Для выполнения заданий использовались те же критерии и показатели, что и на констатирующем этапе:

  • — познавательная самостоятельность;
  • — познавательная активность;
  • — обученность.

Задание № 1 для установления уровней развитости по первому критерию. Детям предлагалось письменно отметить особенности выразительных средств музыкального языка (динамику, темп, тембр, регистр, лад, характер, эмоциональное состояние) в произведении Р. Щедрина «Царь Горох».

Задание № 2 по первому критерию (показатель — самостоятельная работа в группах). Детям предложили иллюстрирование музыкального произведения «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (перевод музыки на язык другого вида искусства), предварительно разделившись на группы. Каждой группе нужно было после прослушивания произведения «перевести» его на язык красок и линий: передать в рисунках динамические нюансы, тембры инструментов. Каждая картина несет в себе отпечаток оригинальности и неповторимости. Итоги выполнения двух заданий по каждому ребенку в контрольной и итоговой группе см. в приложении № 5. Результаты по критерию «Познавательная самостоятельность» отражены в таблице 5.

Таблица 5. Результаты итогового этапа по критерию «Познавательная самостоятельность» в контрольной и поисковой группах (по уровням).

Уровни.

Критерий.

Познавательная самостоятельность.

Контрольная группа (КГ).

Поисковая группа (ПГ).

Количество человек.

%.

Количество человек.

%.

Низкий.

Средний.

Высокий.

Всего.

Задание № 3 для установления уровня развитости по второму критерию (показатель — моторная активность, музыкально-пластическая деятельность).

Дети исполняли тему русской народной пенсии «Колыбельная» по нотам, тактируя.

Задание № 4 на выявление критерия «познавательная активность» (показатель — эмоциональная активность, эмоционально-осознанное восприятие). Проследить развитие музыкального образа в соответствии с изменениями средств музыкальной выразительности в произведении «Избушка на курьих ножках» из сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. Дать личностную оценку услышанному. Результаты по критерию «Познавательная активность» отражены в таблице 6.

Таблица 6. Результаты итогового этапа по критерию «Познавательная активность» в контрольной поисковой группах (по уровням).

Уровни.

Критерий.

Познавательная активность.

Контрольная группа (КГ).

Поисковая группа (ПГ).

Количество человек.

%.

Количество человек.

%.

Низкий.

Средний.

Высокий.

Всего.

Для установления уровня развитости по третьему критерию дети выполняли следующие задания.

Задание № 5 на выявление третьего критерия (показатели — знания, умения и навыки по предмету). Ритмическое сопровождение в характере русской народной песни «Светит месяц».

Задание № 6 на выявление третьего критерия (показатели — знания, умения и навыки по предмету). Инструментальное музицирование на доступных музыкальных инструментах детского оркестра произведения «Арагонская хота» М. И. Глинки. Результаты по критерию «Обученность» отражено в таблице 7.

Таблица 7. Результаты итогового этапа по критерию «Обученность» в контрольной и поисковой группах (по уровням).

Уровни.

Критерий.

Обученность.

Контрольная группа (КГ).

Поисковая группа (ПГ).

Количество человек.

%.

Количество человек.

%.

Низкий.

Средний.

Высокий.

Всего.

Приведем описание тех особенностей, которые выявились у младших школьников в процессе выполнения ими заданий по всем трем критериям.

По первому критерию — задание первое. Детям предлагалось письменно отметить особенности выразительных средств музыкального языка (динамику, темп, тембр, регистр, лад, характер, эмоциональное состояние) в произведении Р. Щедрина «Царь Горох».

Перед началом слушания произведения предлагалось ответить на вопрос «Какие средства музыкальной выразительности Вы знаете?», и дети давали, в основном, правильные ответы, делали отметки у себя в тетради, а затем слушали, анализировали и записывали ответы. С заданием справились большая часть детей.

По первому критерию — задание второе. Детям предложили иллюстрирование музыкального произведения «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (перевод музыки на язык другого вида искусства), предварительно разделившись на группы. Каждой группе нужно было после прослушивания произведения «перевести» его на язык красок и линий: передать в рисунках динамические нюансы, тембры инструментов. Произведение слушалось 2 раза. После первого слушания всем классом обсуждали краски будущей картины: один инструмент — один цвет; если звучит не громко — цвет не яркий; больше инструментов, больше тембров — цвета более яркие; музыка громкая, играет целый оркестр — краски яркие, насыщенные; тема зла — тона красок холодные; тема добра — тона красок теплые. Во время звучания музыки во второй раз, дети выполняли задание.

По второму критерию — задание первое. Дети исполняли русскую народную песню «Колыбельная» по нотам, тактируя. Большинство детей контрольной группы справились с заданием, и все дети из поисковой группы справились (преобладает средний уровень).

По второму критерию — задание второе. Проследить развитие музыкального образа в соответствии с изменениями средств музыкальной выразительности в произведении «Избушка на курьих ножках» из сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. В данном задании почти ни у кого не возникло затруднений в отслеживании развития музыки, создании музыкального образа и определении количества частей в произведении.

По третьему критерию — задание первое. Ритмическое сопровождение в характере русской народной песни «Светит месяц» не вызвало у детей больших затруднений. У детей обеих групп преобладает средний уровень.

По третьему критерию — задание второе. Инструментальное музицирование на доступных музыкальных инструментах детского оркестра (металлофоны, бубны, тамбурины, маракасы, кастаньеты) произведения «Арагонская хота» М. И. Глинки доставляет детям радость, развивает чувство ритма и воспитывает чувство коллективизма. У контрольной группы результаты достигают в основном среднего уровня, а у поисковой группы — высокого.

После определения результатов по всем трем критериям, нами были высчитаны общие результаты, которые отражены в таблице № 8.

Таблица 8. Сводная таблица результатов итогового этапа опытно-поисковой работы в контрольной и поисковой группах (по уровням).

Уровни.

Критерии (%).

Познавательная самостоятельность.

Познавательная активность.

Обученность.

КГ.

ПГ.

КГ.

ПГ.

КГ.

ПГ.

Низкий.

Средний.

Высокий.

Всего.

После проведения итогового этапа нами было сделано сопоставление его результатов с результатами констатирующего этапа опытно-поисковой работы. Эти результаты отражены в таблице 9.

Таблица 9. Результаты констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы.

Критерии.

Уровни.

Констатирующий этап, %.

Итоговый этап, %.

КГ.

ПГ.

КГ.

ПГ.

Познавательная самостоятельность.

Низкий.

Средний.

Высокий.

Познавательная активность.

Низкий.

Средний.

Высокий.

Обученность.

Низкий.

Средний.

Высокий.

Анализ результатов исследования позволил нам сделать вывод о достаточной эффективности использованных нами методов и приемов. Показатели контрольного среза повысились, дети стали увереннее себя чувствовать в самостоятельной работе, у них повысилась самооценка.

Таким образом, зафиксировано существенное изменение среднего арифметического показателя результатов от констатирующего к итоговому этапу. По данным таблицы видно, что произошло повышение процентов на высоком уровне у контрольной группы детей на 10%, у поисковой группы в среднем на 25%. На начальном уровне произошло резкое снижение у контрольной группы в среднем на 15%, а у поисковой группы в среднем на 50%. Это показывает то, что методы и приемы, использованные в опытно-поисковой работе выбраны верно, что способствует повышению показателей развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки.

Выводы по второй главе Во второй главе нами проведена опытно-поисковая работа, определены методы, способствующие развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки. Общепедагогические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы. Методы музыкального образования: метод эмоционального воздействия, метод эмоциональной драматургии, метод размышления о музыке, метод музыкального обобщения, метод творческих заданий, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод сравнения или метод «тождества» и «контраста», метод «забегания» вперед или «возвращения» к пройденному на новом уровне, метод создания композиций, метод создания художественного контекста, метод пластического интонирования.

Сопоставление результатов диагностики уровня развития познавательного интереса у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы дает основание утверждать об эффективности комплекса общепедагогических методов, методов музыкального образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой