Анализ результатов опытно-поисковой работы
По третьему критерию — задание второе. Инструментальное музицирование на доступных музыкальных инструментах детского оркестра (металлофоны, бубны, тамбурины, маракасы, кастаньеты) произведения «Арагонская хота» М. И. Глинки доставляет детям радость, развивает чувство ритма и воспитывает чувство коллективизма. У контрольной группы результаты достигают в основном среднего уровня, а у поисковой… Читать ещё >
Анализ результатов опытно-поисковой работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание итогового этапа опытно-поисковой работы было тем же, что и на констатирующем этапе. Правда, используемые произведения, были другими, с которым учащиеся не были ознакомлены в процессе опытно-поисковой работы.
Для выполнения заданий использовались те же критерии и показатели, что и на констатирующем этапе:
- — познавательная самостоятельность;
- — познавательная активность;
- — обученность.
Задание № 1 для установления уровней развитости по первому критерию. Детям предлагалось письменно отметить особенности выразительных средств музыкального языка (динамику, темп, тембр, регистр, лад, характер, эмоциональное состояние) в произведении Р. Щедрина «Царь Горох».
Задание № 2 по первому критерию (показатель — самостоятельная работа в группах). Детям предложили иллюстрирование музыкального произведения «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (перевод музыки на язык другого вида искусства), предварительно разделившись на группы. Каждой группе нужно было после прослушивания произведения «перевести» его на язык красок и линий: передать в рисунках динамические нюансы, тембры инструментов. Каждая картина несет в себе отпечаток оригинальности и неповторимости. Итоги выполнения двух заданий по каждому ребенку в контрольной и итоговой группе см. в приложении № 5. Результаты по критерию «Познавательная самостоятельность» отражены в таблице 5.
Таблица 5. Результаты итогового этапа по критерию «Познавательная самостоятельность» в контрольной и поисковой группах (по уровням).
Уровни. | Критерий. | |||
Познавательная самостоятельность. | ||||
Контрольная группа (КГ). | Поисковая группа (ПГ). | |||
Количество человек. | %. | Количество человек. | %. | |
Низкий. | ||||
Средний. | ||||
Высокий. | ||||
Всего. |
Задание № 3 для установления уровня развитости по второму критерию (показатель — моторная активность, музыкально-пластическая деятельность).
Дети исполняли тему русской народной пенсии «Колыбельная» по нотам, тактируя.
Задание № 4 на выявление критерия «познавательная активность» (показатель — эмоциональная активность, эмоционально-осознанное восприятие). Проследить развитие музыкального образа в соответствии с изменениями средств музыкальной выразительности в произведении «Избушка на курьих ножках» из сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. Дать личностную оценку услышанному. Результаты по критерию «Познавательная активность» отражены в таблице 6.
Таблица 6. Результаты итогового этапа по критерию «Познавательная активность» в контрольной поисковой группах (по уровням).
Уровни. | Критерий. | |||
Познавательная активность. | ||||
Контрольная группа (КГ). | Поисковая группа (ПГ). | |||
Количество человек. | %. | Количество человек. | %. | |
Низкий. | ||||
Средний. | ||||
Высокий. | ||||
Всего. |
Для установления уровня развитости по третьему критерию дети выполняли следующие задания.
Задание № 5 на выявление третьего критерия (показатели — знания, умения и навыки по предмету). Ритмическое сопровождение в характере русской народной песни «Светит месяц».
Задание № 6 на выявление третьего критерия (показатели — знания, умения и навыки по предмету). Инструментальное музицирование на доступных музыкальных инструментах детского оркестра произведения «Арагонская хота» М. И. Глинки. Результаты по критерию «Обученность» отражено в таблице 7.
Таблица 7. Результаты итогового этапа по критерию «Обученность» в контрольной и поисковой группах (по уровням).
Уровни. | Критерий. | |||
Обученность. | ||||
Контрольная группа (КГ). | Поисковая группа (ПГ). | |||
Количество человек. | %. | Количество человек. | %. | |
Низкий. | ||||
Средний. | ||||
Высокий. | ||||
Всего. |
Приведем описание тех особенностей, которые выявились у младших школьников в процессе выполнения ими заданий по всем трем критериям.
По первому критерию — задание первое. Детям предлагалось письменно отметить особенности выразительных средств музыкального языка (динамику, темп, тембр, регистр, лад, характер, эмоциональное состояние) в произведении Р. Щедрина «Царь Горох».
Перед началом слушания произведения предлагалось ответить на вопрос «Какие средства музыкальной выразительности Вы знаете?», и дети давали, в основном, правильные ответы, делали отметки у себя в тетради, а затем слушали, анализировали и записывали ответы. С заданием справились большая часть детей.
По первому критерию — задание второе. Детям предложили иллюстрирование музыкального произведения «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (перевод музыки на язык другого вида искусства), предварительно разделившись на группы. Каждой группе нужно было после прослушивания произведения «перевести» его на язык красок и линий: передать в рисунках динамические нюансы, тембры инструментов. Произведение слушалось 2 раза. После первого слушания всем классом обсуждали краски будущей картины: один инструмент — один цвет; если звучит не громко — цвет не яркий; больше инструментов, больше тембров — цвета более яркие; музыка громкая, играет целый оркестр — краски яркие, насыщенные; тема зла — тона красок холодные; тема добра — тона красок теплые. Во время звучания музыки во второй раз, дети выполняли задание.
По второму критерию — задание первое. Дети исполняли русскую народную песню «Колыбельная» по нотам, тактируя. Большинство детей контрольной группы справились с заданием, и все дети из поисковой группы справились (преобладает средний уровень).
По второму критерию — задание второе. Проследить развитие музыкального образа в соответствии с изменениями средств музыкальной выразительности в произведении «Избушка на курьих ножках» из сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. В данном задании почти ни у кого не возникло затруднений в отслеживании развития музыки, создании музыкального образа и определении количества частей в произведении.
По третьему критерию — задание первое. Ритмическое сопровождение в характере русской народной песни «Светит месяц» не вызвало у детей больших затруднений. У детей обеих групп преобладает средний уровень.
По третьему критерию — задание второе. Инструментальное музицирование на доступных музыкальных инструментах детского оркестра (металлофоны, бубны, тамбурины, маракасы, кастаньеты) произведения «Арагонская хота» М. И. Глинки доставляет детям радость, развивает чувство ритма и воспитывает чувство коллективизма. У контрольной группы результаты достигают в основном среднего уровня, а у поисковой группы — высокого.
После определения результатов по всем трем критериям, нами были высчитаны общие результаты, которые отражены в таблице № 8.
Таблица 8. Сводная таблица результатов итогового этапа опытно-поисковой работы в контрольной и поисковой группах (по уровням).
Уровни. | Критерии (%). | |||||
Познавательная самостоятельность. | Познавательная активность. | Обученность. | ||||
КГ. | ПГ. | КГ. | ПГ. | КГ. | ПГ. | |
Низкий. | ||||||
Средний. | ||||||
Высокий. | ||||||
Всего. |
После проведения итогового этапа нами было сделано сопоставление его результатов с результатами констатирующего этапа опытно-поисковой работы. Эти результаты отражены в таблице 9.
Таблица 9. Результаты констатирующего и итогового этапов опытно-поисковой работы.
Критерии. | Уровни. | Констатирующий этап, %. | Итоговый этап, %. | ||
КГ. | ПГ. | КГ. | ПГ. | ||
Познавательная самостоятельность. | Низкий. | ||||
Средний. | |||||
Высокий. | |||||
Познавательная активность. | Низкий. | ||||
Средний. | |||||
Высокий. | |||||
Обученность. | Низкий. | ||||
Средний. | |||||
Высокий. |
Анализ результатов исследования позволил нам сделать вывод о достаточной эффективности использованных нами методов и приемов. Показатели контрольного среза повысились, дети стали увереннее себя чувствовать в самостоятельной работе, у них повысилась самооценка.
Таким образом, зафиксировано существенное изменение среднего арифметического показателя результатов от констатирующего к итоговому этапу. По данным таблицы видно, что произошло повышение процентов на высоком уровне у контрольной группы детей на 10%, у поисковой группы в среднем на 25%. На начальном уровне произошло резкое снижение у контрольной группы в среднем на 15%, а у поисковой группы в среднем на 50%. Это показывает то, что методы и приемы, использованные в опытно-поисковой работе выбраны верно, что способствует повышению показателей развития познавательного интереса младших школьников на уроках музыки.
Выводы по второй главе Во второй главе нами проведена опытно-поисковая работа, определены методы, способствующие развитию познавательного интереса у младших школьников на уроках музыки. Общепедагогические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы. Методы музыкального образования: метод эмоционального воздействия, метод эмоциональной драматургии, метод размышления о музыке, метод музыкального обобщения, метод творческих заданий, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод сравнения или метод «тождества» и «контраста», метод «забегания» вперед или «возвращения» к пройденному на новом уровне, метод создания композиций, метод создания художественного контекста, метод пластического интонирования.
Сопоставление результатов диагностики уровня развития познавательного интереса у младших школьников на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы дает основание утверждать об эффективности комплекса общепедагогических методов, методов музыкального образования.