Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: На материале Республики Бурятия
Диссертация
На первом этапе (1993;1998 гг.) на основе сравнительного анализа философской, историко-педагогической, социологической, культурологической литературы, исследований по этнической педагогике, НХК русского населения Бурятии выявился комплексный философско-культурологический и этнопедагогический подход к теме. Поисковая деятельность на этом этапе осуществлялась на базе школы № 19 г. Улан-Удэ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы этнокультурного образования школьников в полиэтническом регионе
- 1. 1. Взаимодействие культурного и образовательного пространства как фило-софско-педагогическая проблема
- 1. 2. Парадигмальная рефлексия этнокультурного образования
- 1. 3. Этнопсихологические детерминанты этнокультурного образования
- 1. 4. Этнокультурное образование в полиэтническом регионе
- 1. 5. Народная художественная культура в теории и практике национального воспитания
- Глава 2. Этнокультурное образование как основа формирования национальной концептосферы личности
- 2. 1. Анализ современного состояния этнокультурного образования русских школьников в Республике Бурятия
- 2. 2. Приобщение школьников к народной художественной культуре как стратегия этнокультурного образования
- 2. 3. Становление этнокультурной идентичности личности в этнообразова-тельной деятельности
- 2. 4. Воспитание межкультурной толерантности школьников средствами этнокультурного образования
- 2. 5. Концепция этнокультурного образования русских школьников в полиэтническом регионе
- Глава 3. Реализация концепции этнокультурного образования русских школьников в Бурятии: опыт экспериментальной работы
- 3. 1. Народная культура в содержании этнокультурного образования
- 3. 2. Этнохудожественная деятельность школьников в структуре дополнительного образования
- 3. 3. Управление процессом приобщения школьников к НХК в этнокультурном образовании
- 3. 4. Совершенствование этнокультурной компетентности преподавателей
- НХТ
- Глава 4. Анализ результатов педагогического эксперимента
- 4. 1. Общая характеристика диагностики исследования
- 4. 2. Логика формирующего эксперимента по приобщению детей к русской народной художественной культуре
- 4. 3. Результаты экспериментальной работы
Список литературы
- Аджеева Е.М. Этнокультурные взаимодействия подростков в условиях временного детского коллектива: Автореф. дис.. канд. социол. наук. М., 1996.-20 с.
- Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1998.^4−0 с.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: педагогика гармоничного развития. -М.: Политиздат, 1989. 333с.
- Александров Б.А. Общечеловеческие ценности: диалог культур // Культура и ценности. Тверь: ТГУ, 1992. — С. 17−26.
- Алексеев Е.Э. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. М.: Сов. композитор, 1988. — 236 с.
- Алексеева С.А. Место этнических традиций в цивилизационном процессе: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1996. 20 с.
- Алиев М.И. Приобщение детей к техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003.-20 с.
- Амонашвили Ш. А. Основания педагогики сотрудничества //Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С. 144−177.
- Амонашвили Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 11−16.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Наука, 1996.
- Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск: Дизайн ПРО, 1998. — 160 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.
- Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. М.: Наука, 1969.-200 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII веков. — М.: Педагогика, 1985. — 366 с.
- Антология педагогической мысли России XVIII века. М.: Педагогика, 1985.-479 с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. — 458 с.
- Ануфриев В.В. Специфика региональной культуры: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1995. -19 с.
- Ариарский М.А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр. и доп. -СПб.: Эго, 2001.-288 с.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. М.: Академия, 1993.
- Аронов А.А. Вклад России в мировую культуру: Библиог. энцикл. словарь. М.: Профиздат, 2002. — 446 с.
- Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние исторического единства культур: Автореф. дис.. канд. филос. наук.-Л., 1967.-31 с.
- Арутюнов Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. -М.: Аспект-Пресс, 1998. -271 с.
- Арутюнова Н.Д. Практическое рассуждение и русский язык // Сущность, развитие и функции языка. М., 1987.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Наука, 1984.-104с.
- Атангулов У.Ш. О национальной школе // Педагогика. 2001.- № 3. -С. 102−106.
- Атласова Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся подростков школ народов Севера к национальной культуре: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск: КГПИ, 1991. — 18с.
- Атутов П.Р. Современные проблемы развития национально- региональной системы образования // Материалы региональной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 1994.
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 184 с.
- Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПУ, 1991. — 150 с.
- Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе //Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. Вып. 1. — М., 1997.
- Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Учеб. пособие. М., МГИК, 1991.
- Бакланова Т.И. Русская традиционная культура в современном образовательном пространстве // //Культурология: новые подходы: Альманах-ежегодник. Вып. 3−4. — М., 1998. — С. 95−112.
- Бакланова Т.И. Система этнохудожественного образования «Русская художественная культура» // Начальное образование России: инновации и практика. -М.: Школа, 1994.
- Бакланова Т.И., Шпикалова Т. Я., Ершова JI.B. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации// Непрерывное этнохудоже-ственное образование: методология, проблемы, технологии: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Шуя, 2005. — С.6−12.
- Балашова С.С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа// Спутник учителя музыки / Сост.Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. -С. 126−236.
- Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — 292 с.
- Банин А.А. Республиканский центр русского фольклора // Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. науч. тр. Вып. 1. — М., 1990. -С.3−37.
- Басова А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников: Дис.. канд. пед. наук. -Кострома, 2002.- 76 с.
- Бателаан П. Межкультурное образование -больше чем долг //Права человека и культура мира: проблемы обучения и воспитания / Под ред. Э. Клевена и др.: Пер. с англ. О. П. Рябковой, Р. С. Трохиной. М.:АИРО-ХХ, 1999.
- Бахтин М.М. Парадоксы диалога. М., 1993. — 318 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Наука, 1986.
- Бацын В.К., Кузьмин М. Н. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии (О проблемах национальной образовательной политики) // Народное образование. 1994. — № 4. — С. 4−8.
- Бацын В.К., Кузьмин М. Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1994.
- Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. — 208 с.
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
- Белкин Ю.В., Брагина Н. В. Поликультурное образование как часть региональной культурной политики //Культуросообразная школа. М., 2002. -С.108−114.
- Белов B.C. Лад. Очерки о народной эстетике. М. Мысль, 1985.-174 с.
- Белогуров А.Ю. Философско-педагогические аспекты изучения процесса регионализации o6pa3oeaHHR.-http://www. viu-online.ru/scince/publ/ buleten 11 /page 18 .html
- Белогуров А.Ю. Этногенез и «национально-региональный компонент» // Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С.34−39.
- Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 34.
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы (доктрина образования в России) // Славянская культура образованию. — М.: АПК и ПРО, 2000.-С.52−66.
- Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Ульяновск, 1998.-321 с.
- Бенедикт Р. Модели культуры. М., 1995.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды/ Ред.-сост. Л. И. Новикова и И. Н. Сиземская. М., 1999.- 312 с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1999. -Т.1.-340 с.
- Березина Т.И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школы: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 1998.-32 с.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Педагогика, 1986.- С. 32.
- Берулава М.Н. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования // Гуманизация образования императив XXI века. — Набережные Челны, 1999. -Вып.1. — С. 30−44.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.
- Библер B.C. От научения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. -М.: Политиздат, 1990.
- Блонский П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. -1915.- № 4.-С.1−38.
- Боас Ф. Антологии исследований культуры. СПб, 1997. — Т. 1.
- Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике XX века // Педагогика. 2000.- № 4. — С.63−70.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: МГУ, 1982. 200 с.
- Боленко К.Г. А.С. Шишков ревнитель национального воспитания // Педагогика. — 1999. — № 5. — С.97−102.
- Болонев Ф.Ф., Выхристюк О. И. Песни и певцы Большого Куналея или Академия народного пения. Новосибирск, 2002. — 220 с.
- Болонев Ф. Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. Новосибирск, 1990.
- Бондаревская Е.В. Методологические стратегии личностно ориентированного воспитания // Известия Российской академии образования.1999. № 3. — С.23−32.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. М.- Ростов н/Д: Учитель, 1999. — 559 с.
- Бондаревская Е.В., Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы //Педагогика. -2002. -№ 5.- С.52−64.
- Бороноев А.О., Смирнов П. И. Россия и русские: характер народа и судьбы страны. СПб., 1992.
- Бромлей Ю.В. Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1986. — 278 с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.
- Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования // Воспитание школьников. -1994.-№ 5.-С. 3−10.
- Бугай Н.Ф. Общеобразовательная школа: этнокультурный компонент // Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости: Материалы Всерос. науч.-практ.конф. 16−17 ноября 1999 г. М., 2001. — 284 с.
- Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия: выступление на круглом столе //Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 12−16.
- Буланкина Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом пространстве: Монография. М., 2002. -208 с.
- Булатова Н.Д. Этнолингвистика в системе профессиональной подготовки специалистов по народной художественной культуре: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003. — 20 с.
- Булкин А.П. Социокультурная динамика образования.- Дубна: Феникс, 2001.-208 с.
- Бурхинов Д.М., Данилов Д. А., Намсараев С. Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Бэлиг, 1993. — 136 с.
- Вагнер В.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства // Проблемы народного искусства. М., 1982. — С. 46−50.
- Валлон А. Психологическое развитие ребенка: Пер. с фр.- М.: Просвещение, 1967. 196 с.
- Васеха Л.И. Этнохудожественное образование как фактор социально-культурной адаптации личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003.
- Васильева М.С. Бурятская школа: научно-методические основы развития. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1998. — 140 с.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. Хабаровск, 1989. — 141 с.
- Великанова Е.В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 19 с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание / Сб. избр. трудов. М., 1993.
- Вердиев Д.М. Государственно-общественная система управлением образования в условиях дифференциации социокультурной и этнокультурной среды: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1999. — 37 с.
- Вертякова Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: Дис.. канд. пед. наук. — Челябинск, 1998.- 144 с.
- Видт И.Е. Введение в педагогическую культурологию. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. — 101 с.
- Виноградов Г. Г. Народная педагогика // Сибирская живая старина. -Иркутск, 1926. Вып. 1.
- Винокуров М.А., Карнышев А. Д. Инварианты русского этноса и их социально-экономическое значение. Введение в экономическую этнопсихологию: Учеб. пособие. Иркутск, 2000. — С. 113−172.
- Власова В.Н. Система гражданского воспитания личности в школе эт-нокультуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Таганрог, 1999. -22 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. -М.: Академия, 1999. 168 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания // Вестник университетов Российской академии образования. 1999. — № 1. — С. 13−24.
- Всемирная энциклопедия: философия. Минск, 2001.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1991. — 90 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: В 6 т.- М., 1984. -Т.4. С.5−245.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1989. — Т.З.
- Вышеславцев Б.П. Что такое я сам? //Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья / Сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. М.: Институт практической психологии, 1996. — 528 с.
- ЮЗ.Гагаев П. А. Философия школы России // Славянская культура образованию. — М.: АПК и ПРО, 2000.- С.46−51.
- Ю4.Ганичев В. Н. Русская национальная школа пути выхода из кризиса // I Всемирный российский Собор. — М., 1993. — С.57−65.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космос-Психо-Логос. М.: Прогресс, 1995.-480 с.
- Юб.Геницианский В. И. Основы теоретической педагогики: Учеб. пособие. -СПб, 1992.
- Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. — № 7. — С. 3−13.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 432 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
- ПО.Гнатенко П. И., Павленко В. Н. Идентичность: Философский и психологический анализ. Киев, 1999.
- Гоголь Н.В. Авторская исповедь // Собр. соч.: В 8 т. -Т.7. М.: Правда, 1984. — 434 с.
- Гончаров И., Гончарова Т., Скворцов В. Русской школе русскую культуру. — СПб.: ЛОПИ, 1996.
- И З. Гончаров И. Ф. Русская культура в современной русской школе// Образование в современной школе. 2004.- № 2. — С.5−14.
- И.Гончаров И. Ф. Русская национальная школа: концепция. СПб, 1992.
- Горяева Н.А. Нравственно-эстетические основы приобщения школьников к народному декоративному искусству: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М.: НИИ ХВ, 1991.- 18 с.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие: Пер. с англ.- М.: МГУ, 1982.464с
- Гранатов Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении // Педагогика. 1992. — № 1. — С.52.
- Гроф С. Холопотворное сознание. М., 1996. — 256 с.
- Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Послесловие С. Б. Лаврова. -М.: Рольф, 2001.
- Гуревич П.С. Человек и его ценности. -М.: Наука, 1988. 128 с.
- Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб., 1993.
- Гусейнов А. Вера, Бог и ненасилие в учении Льва Толстого // Свободная мысль. -1997.-№ 7. С. 53.
- Давлеткамова Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. — 23 с.
- Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966. — С. 3940.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1980- 1981.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. — С. 114−255.
- Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. 1997. — № 1. С. 68−71.
- Дашкова Е.Р. О смысле слова «воспитание» // Педагогика. 2003. -2003.-№ 5.-С.68−71.
- Декларация принципов толерантности // Век толерантности. 2001. -№ 1. — С.62−68.
- Деррида Ж. Письмо и различие: Пер с фр. Д. Ю. Кралечкина. М.: Академический проект, 2000. — 495 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.- М., 1956.
- Дмитриева Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999.
- Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.-241 с.
- Долженкова М.И. Развитие этнохудожественного образования на основе региональных традиций. Дис.. д-ра пед. наук.- Тамбов, 2000. — 553 с.
- Дополнительное образование детей: Учеб. пособие / Под ред. О. Е. Лебедева. М.: Владос, 2000.
- Дробижева Л.М. и др. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996.
- Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 1991.- № 1.-С.3−13.
- Елаев Н.К. Настоящее и будущее бурятской национальной школы // Педагогика. 1995. — № 2. — С 45 — 47.
- Елисова Н.Н. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному фольклору: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002. — 24 с.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие. 3-е изд. — М.: Аспект Пресс, 1995.-591 с.
- Ержанов М.С. Развитие этнокультурного образования в Казахстане: теоретические основы и практика: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1999.-35 с.
- Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.
- Жигалова М.П. Сравнительная этнопедагогика и история культуры // Мир образования и образование в мире. 2003. — № 1. — С.52−77.
- Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных социально-культурных условиях: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2001.
- Жирова О.Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белго-родчины в современной социокультурной среде региона: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2004.
- Жукова Н.Н. Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурном образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003.
- Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе // Педагогика. 2001. — № 3. — С.37−41.
- Запасник С., Морохоева З. П. Традиция и этнопедагогика // Проблемы развития национальной школы в Бурятии: Методологические основы этно-педагогики. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. — С. 18−38.
- Запорожец А.В. Избр. психологические труды: В 2 т.- М., 1986.
- Земцовский И.И. Русская народная песня: научно-популярный очерк. М.: Музыка, 1964. — 65 с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии // Хрестоматия педагогики российского зарубежья. М.: Институт практической психологии, 1999. — С.168−176.
- Зуева Т.В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: Учебник.- М.: Флинта, 1998. 390 с.
- Иванов Д.Е. Теория и практика этнопедагогической подготовки социальных педагогов: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2000. — 44с.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов// Педагогический поиск. -М., 1988.-С 316−346.
- Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 160 с.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
- Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Д., 1987. — 154 с.
- Ильин И.А. О национальном воспитании // Собр. соч.: В 10 т М., 1993. -Т.1.-С. 201−208.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Русская книга, 1993. -Т.1.-400 с.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. — 400 с.
- Искусство и педагогика. Из культурного наследия России XIX XX вв.: Хрестоматия. — СПб.: Петрополис, 1995. — 280 с.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для вузов / Сост. И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др. М.: Академия, 2001. — 416 с.
- Каган М.С. О воспитании как социальной деятельности и о роли искусства в нем // Педагогика искусства в школе. М., 1982. — С. 11−21.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: Петрополис, 1997,205 с.
- Калашникова Н.М. Народный костюм в контексте праздничной российской культуры: Автореф. дис. д-ра. культурологии. СПб, 1999. — 38 с.
- Канев В.Ф. Приобщение учащихся к этнической культуре народов Севера средствами прикладного искусства: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1995. -234 с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Пг., 1915.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс: Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1982.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н. Л. Селивановой. М., 2000.
- Каргин А.С. Народная художественная культура: Учеб. пособие. -М.:ГРЦРФ, 1997.-288 с.
- Кардинер А. Психологические границы общества. М., 1970.
- Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997. — 184 с.
- Касьянова К.О. О русском национальном характере. М., 1994.
- Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков-СПб.: Кристалл, 1996.-413 с.
- Клубоведение / Под ред. С. Н. Иконниковой, В. И. Чепелева. М., 1980. — 500с.
- Кожахметова К.Ж. Этнокультурное воспитание // Мир образования -образование в мире.- 2000. № 3.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмаль-ной рефлексии. Курс лекций по философии образования. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-288с.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984.- 335с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003.-336с.
- Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. — М., 1993.
- Концептуальные основы педагогики национальной школы: Монография / В. И. Беляев, Н. А. Галицкая, И. В. Метлин и др. Элиста: Джангар, 2000.- 134 с.
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года. М., 2003.
- Концепция опосредованного управления / Под ред. Ю. С. Майнулова, А. А. Шека. Костанай, 2002. — 13 с.
- Концепция развития башкирского национального образования // Образование в современной школе. 2000. — № 4. — С.45−51.
- Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 124 с.
- Косянова О.М. Формирование этнокультуроведческой компетентности студентов национальных групп педагогических вузов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Новгород, 1995. — 20 с.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
- Криворукова Т.А. Идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Новгород, 2003. -23 с.
- Кротков Е.А. Анатомия толерантности: феноменологический анализ // http:// toleration.bsu.edu.ru/ Publicatsii/Krotkov Tol. htm
- Крылова В.В. Становление и развитие культурно-образовательного пространства в Сочинском округе конца Х1Х-начала XX века: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Сочи, 2002. — 24 с.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование, 2000.
- Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. М., 1994. — 95 с.
- Крысько В.Г. Этнопсихология. М., 1999.
- Кузнецова JI.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2001. — 39 с.
- Кузьмин М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. М., 1997.
- Кузьмин М.Н. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как института модернизации России. М., 1998.
- Кулешова Г. П. Роль этнокультуры в развитии наций и межнациональных отношений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саранск, 1995.-19 с.
- Кулмагамбетова С.С. Развитие проектных технологий этнокультурного образования студентов в вузах Казахстана: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 2001.-23 с.
- Культура традиции — образование: Ежегодник. — М.: Российский институт культурологии, 1993. — 216 с.
- Культурные процессы в Республике Бурятия: оценки глазами населения (опыт социологического изучения). Улан-Удэ, 2004. -297 с.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 1977
- Купцов О.В. Непрерывное образование и его структура // Высшее образование в Европе. 1991. — Т. ХУ1 — № 1.
- Кургузов В.Л. Проблемы культурной политики в Байкальском регионе в контексте пространства и времени // Этнокультурное образование: совершенствование подготовки специалистов в области традиционных культур. -Улан-Удэ, 2003. Т. 1. — С.24−42.
- Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. -Н.Новгород, 1994.
- Лаврухина Н.Е. (LAWR.WPS) Культуротворческая парадигма образования. Экскурс в философию образования http: // ooipkro.nm.ru /Text/ tl3−208.htm.
- Лакан Ж. Семинары. Кн.1: Пер. с фр.- М.: Гносис /Логос, 1998. 432 с.
- Лангер С. Философия в новом ключе: исследование разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. /Под ред. В. П. Шестакова. М.: Республика, 2000. -278 с. (Мыслители XX века).
- Латыпов Д.Н. Социально-педагогические основы формирования эт-нокультуры молодежи (на материале Республики Таджикистан): Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-СПб, 2001.-41 с.
- Латышина Д.И. История педагогики: Учеб. пособие- М.: Форум-Инфра. М., 1998. — 584 с.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учеб. пособие. М.: Ключ-С., 999. — 224.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1980.
- Леднев B.C. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989.
- Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. — № 11. — С.48−54.
- Леонов A.M. Возвращение к истокам: морально-этические традиции русских старообрядцев (семейских) Забайкалья. М.: Педагогика, 2001. -128 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов-психологов. Тарту, 1974. — 117 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1995.- 304 с.
- Лернер И.Я. Педагогическое сознание явление действительности и категория науки // Советская педагогика. -1983. — № 3. — С. 52−53.
- Лизовский В.В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. М., 1999. — С.284−292.
- Лихачев Б.Т. Национальное самосознание основообразующее начало воспитания // Известия Российской академии образования. — 1999. — № 2. -С.30−44.
- Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. -№ 3.
- Лихачев Д.С. Очерки о философии художественного творчества. -СПб., 1996.- С. 142.
- Лихачев Д.С. Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.-480 с.
- Лосский Н.О. Характер русского народа: В 2 кн. М.: Ключ, 1990.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. Таллинн, 1992.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. А. О семантическом механизме культуры // Лотман Ю. М. Избранные статьи. Таллинн, 1993. — Т.З.
- Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 444 с.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса //Собр.соч.: В 7 т. -М., 1958. Т.5.
- Макушина Е.Б. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детском фольклорном коллективе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб, 1998.-17 с.
- Маланов И.А. Проблемы и перспективы развития национальной школы на современном этапе //Вестник Бурятского университета. Серия 7.-Педагогика. — Улан-Удэ: ИПК БГУ, 2000. — Вып.5. — С. 11−22.
- Малиновская Н.И. Формирование у младших школьников представлений и понятий о характерных чертах русского народа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Красноярск, 1999. — 20 с.
- Малышевский А.ф. Философия образования: человек в предлагаемых обстоятельствах культуры. Детство. СПб, 2001.- 304 с.
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления— М.: Прогресс, 1993.
- Мамардашвили М.К. Мысль о культуре // Как я понимаю философию. -М.: Прогресс, 1991.-414с.
- Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурных традиций // Советская этнография. 1981. -№ 2. — С.80−96.
- Матвеева О. К разработке концепции казачьего образования // Педагогика. -2000. № 4.- С. 100−102.
- Материалы II съезда народов Бурятии. Улан-Удэ, 2001. — 160 с.
- Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. Барнаул, 1999. -38 с.
- Медведева И., Шишова Т. Башня терпимости //Народное образование. -2003. № 6. — С.248−256.
- Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. М., 1983.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор-Новосибирск, 1987.-240с.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — С. 9−12
- Миношев Ф.И. Социальная культурология: Учеб. пособие. М., 1994. -С.65
- Миронова T.JI. Образ сопричастности к бурятскому народу у старшеклассников // Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. — С.71.-76.
- Миропольский С.И. Народная песня в воспитании // Беседа. 1974. -№ 10.-С. 273−274.
- Михайлов Ф.Т. Культура как образующая сила (философский очерк) // Культура Традиции — Образование: Ежегодник. — М., 1993. — С.31−42
- Михайлова Л.И. Народная художественная культура: Учеб. пособие. -М., 1998.-232 с.
- Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1973.-С.35.
- Морева O. J1. Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 18 с.
- Морозова Н.А. Дополнительное образование многоуровневая система в непрерывном российской образовании: Монография. — М.:МГПУ, 2001. -279 с.
- Мосалев Б.Г. Социокультурное многообразие: опыт целостного осмысления. -М.: МГУК, 1998. -168 с.
- Намсараев С.Д. Национально-культурные проблемы Бурятии и новые подходы в образовании //Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. -С.4−17.
- Намсараев С.Д., Молонов Г. Ц. Развитие национально-региональной системы образования в Бурятии. М., 1994. -128 с.
- Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Т. И. Бакланова. М., МГУГИ, 1994.
- Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Т. И. Баклановой, Е. Ю. Стрельцовой. М., 2000. — 344 с.
- Национальная школа: прошлое, настоящее, будущее: Материалы на-уч.-практ. конф. 26−28 октября 2000 г. Ижевск: Удмуртия, 2003. — 272 с.
- Национальная школа: цели и приоритеты содержания образования. -М., 1994.
- Национальное и общечеловеческое в культуре и образовании: Межвузовский сборник научных трудов. Курск, 2002.
- Национальные ценности образования: истоки и современность: Материалы ХУ11 сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки /Под ред. З. И. Равкина. М.:ИТОП РАО, 1996. — 295 с.
- Некрасова М.А. Народное творчество как часть культуры: Теория и практика. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343 с.
- Некрылова А.Ф., Головин В. В. Уроки воспитания сквозь призму истории. СПб, 1992.-С. 21.
- Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 2001.
- Никандров Н.Д. Российская национальная идея основа воспитания // Известия Российской академии образования. — 1999.- № 2. — С.13−22.
- Никитина С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре // Логический анализ языка. Культурные концепты. М, 1997.
- Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дис.. д-ра пед. наук. М, 1998. — 408 с.
- Новиков A.M. Воспитание должно быть народным // Профессионал.1999.-№ 6.-С.6−8.
- Новиков A.M. Воспитание молодежи и национальная идея России // Специалист. 2000. — № 1. — С.2−4.
- Новиков A.M. Профессиональное образование в России. М, 1997.
- Новикова Л.И. И.А.Ильин //Педагогика.- 2001. № 4. — С.65−66.
- Новицкая М.Ю. Азбука народной культуры // Школа духовности.2000.-№ 4.-С. 59−62.
- Новичков В.Б. Концепция создания регионального учебного курса //Педагогика. -2000. № 4. — С.8−14.
- Образование: образ культуры // Социально-психологические проблемы образования. М, 1992.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. — М., 1996. — 374 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М., 1973.-846 с.
- Озеров А.А. Возрождение казачества: идеи и социальная практика (социально-философский аспект): Автореф. дис.. канд. филос. наук.- Ростов н/Д, 2003.-22 с.
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре. М., 2000.-С.30.
- Павленко В.Н. Введение в этническую психологию. Харьков, 1993.
- Павлов Ю.М., Смирнов А. И. Социальное пространство мира на рубеже третьего тысячелетия // http: www. stepanov01.narod.ru/library/journai 1/ rtikle09. htm
- Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. — № 5. -С .41−47.
- Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации: Дис.. д-ра пед. наук. Волгоград, 2002.
- Педагогика/Под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 1996.
- Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова, О. М. Зайченко. М., 2000. — 315с.
- Пелипенко А.А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: Изд-во «Языки русской культуры», 1998.
- Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический прогресс // Народы Азии и Африки. 1981. — № 4. — С.69−84.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1998. — 528 с.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов н/Д, 1995.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИНФРА-М, 1994.
- Пивоев В.М. Философия культуры. СПб, 2001. — 376 с.
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни: Избр. пед. соч.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
- Плахов В.Д. Традиции и общество. М.: Мысль, 1992. — 220 с.
- Погодина JI.H. Русская школа // Педагогический вестник. 1996. — № 5.
- Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999. — 224 с.
- Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь справочник. — М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. -160 с.
- Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М., 1990.
- Приходько С.В. Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 1997.-22 с.
- Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики. Улан-Удэ: Бэлик, 1996. -116 с.
- Пропп В .Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи.- М., 1976.
- Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.
- Пыляев М.И. Старое житье: Очерки и рассказы о бывших в отшедшее время обрядах, обычаях и порядках в устройстве домашней и общественной жизни. СПб., 2000. — 480 с.
- Радионова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Д., 1991. 38 с.
- Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего тысячелетия. -М., 1995.
- Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 17- 22.
- ЗЮ.Рачинский С. А. Сельская школа. -М.: Педагогика, 1991.
- Ребенок в мире культуры / А. В. Абдульманова, JI.B. Грабаровская и др. Ставрополь, 1998. — 557 с.
- Рекомендации ЮНЕСКО о сохранении фольклора: Русская цивилизация www.rustrana.ru (информационно-аналитический и энциклопедический портал).
- Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. — 382 с.
- Розин В.М. Категория: Образование и наука. М.: Инфра — М., 2000. -224 с.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. М., 1993.
- Романенко И.Б. Образовательные парадигмы в истории философии: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. СПб, 2003. — 35 с.
- Рубинштейн C.JI. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы философии. 1989.- № 4. — С. 19.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рулина Т.К. Педагогические основы этнохудожественной культуры личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2003.
- Русские в Бурятии /Ответ, ред. В. И. Затеев. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2002.-578 с.
- Русская мысль о музыкальном фольклоре. М.: Музыка, 1979. — 300 с.
- Русская традиционная художественная культура: Экспериментальная художественно-образовательная система, комплекс интегрированных программ: Сборник программ / Науч. ред. Т. И. Бакланова. М., 1997.
- Рыжих С.Б. Взаимодействие педагога с детьми и их родителями как условие освоения контекста культуры: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М., 1996. — 24 с.
- Сабиров В.Ш. О национальном самосознании // Имидж. -2003. № 3,4.-4с.
- Сагатовский В.Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико методологический анализ. — М.: Наука, 1974. — 279.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селиверстов В.В. Культура как предмет теории // Культура Традиции — Образование. -М., 1993. — С.167−20.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
- Серякова С.Б. Формирование этнокультурной компетентности педагогов дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000.-166с.
- Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 182 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг. М, 1996.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие. М, 1999.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М, 1976. 160 с.
- Сластенин В. А, Руденко Н. Г. О современном подходе к подготовке учителя // Педагогика. 1996.-№ 4. — С.3−10.
- Словарь практического психолога/Сост. С. Ю. Головин. Минск: Хар-вест, 1997.-800 с.
- Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. /Под ред. В. А. Ядова. М.: Феникс, 1994. — С.618−619.
- Смирнов Г. А. Культурная политика в развитии региона: теоретические и практические аспекты: Дис.. канд. пед. наук. -М, 1998. 190 с.
- Смолкина Н.С. Россия и Запад в отечественной публицистике XIX века: Хрестоматия: В 2 т. М.: Радикс, 1995. — Т.1.- 288с.
- Современные проблемы развития национально-региональной системы образования: Материалы региональной научно-практической конференции. -Улан-Удэ, 1994.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. — 928 с.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Декоративное искусство. Дизайн: Учебное пособие для вузов. М, 1999. — 366 с.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М, 1998.
- Солдатова Г. У, Шайгерова JI. A, Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М, 2001.
- Соловьев В. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М, 1990.
- Солодухина Т.К. Педагогическое сотрудничество в процессе приобщения школьников к русскому народному музыкальному творчеству. -Улан-Удэ, 2001. 127 с.
- Солодухина Т.К., Солодухин В. И. Основы этнопедагогики: Учеб. пособие. Улан-Удэ, 2000. — 70 с.
- Сопов А.В. Некоторые особенности ментальности казаков: http:// ru.narod.ru/ bks/problem/mentaln.htm
- Сорока-Росинский В. Н. Школа им. Достоевского // Пед. соч. М., 1991.-310с.
- Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1994.
- Сорокин П.А. Социальная и культурная мобильность //Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
- Социальная философия: Хрестоматия. 4.2. /Состав. Г. С. Арефьева, М. И. Ананьева, А. С. Гарбузов. — М.: Высш. шк., 1994. — 352 с.
- Станчинский Г. А. Теоретические основы этнической педагогики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 41 с.
- Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. Псков, 1998. -263с.
- Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.
- Степашко JI.A. Философия и история образования: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.
- Степин B.C. Культура //Вопросы философии. 1999.- № 8. — С.61−71.
- Стефаненко Т.Г. Методы подготовки к межкультурному взаимодействию // Т. Г. Стефаненко и др. Методы этнопсихологического исследования. -М., 1993. С.55−78.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999. — 240 с.
- Столяренко Л.Д. Этнопсихология. Ростов н/Д, 2001.
- Строков К.А. Современные технологии подготовки специалистов художественно-творческого профиля к этнокультурной деятельности: Учеб. пособие. Тамбов, 2000.
- Структура культуры и человек в современном обществе. М.: Институт философии, 1987.
- Супрунова Jl.Jl. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии// Магистр. 2000. — № 3. — С. 77−81.
- Сыродеева А.А. Поликультурное образование: Учеб.-метод. пособие. -М.: МИРОС, 2001.- 192 с.
- Тайчинов М.Г. Формирование личности школьников на духовно-нравственных ценностях и традициях народа: Монография. М.: МГОПУ, 1999.-198 с.
- Тарасова Е.В. Диалог национальных культур на уроках при изучении фольклора в 5−7 классах: на материале Забайкалья: Дис.. канд. пед. наук-Чита, 1999. 320 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. — С.51.
- Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Рига: Латгосиздат, 1947.- 244 с.
- Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
- Толстой Л.Н. О народном образовании // Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1981.
- Томко Т.В. Цель современного образования к постановке проблемы философско-культурологический аспект) // Культура-Традиции-Образование. М., 1993. — Вып.2.- С.7−30
- Трут В.П. Возрождение казачества: сущность, пути, перспектива // Проблемы казачьего возрождения: В 2 ч. Ростов- н/Д, 1996.-Ч.1.-С. 80.
- Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. Чита: Изд-во Забайкальского ГПУ, 1998. — 162 с.
- Улгурташева Н.Т. Народная художественная культура в системе трансляции ценностей народов Саяно-Алтая: Дис.. д-ра культурологии. -Абакан, 2002. 350 с.
- Уралкин Ю.А. Регионализация этнонациональных отношений в России: тенденции, противоречия, регулирование: Дис.. д-ра филос. наук. -М., 1996.-366с.
- Учитель для национального региона: каким ему быть: Круглый стол // Педагогика. 2002. — № 7. — С.48−61.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. М.: Просвещение, 1984. — 166 с.
- Уэйн К. Образование и толерантность // Высшее образование в Европе. Т. XXI. — № 2. — С.14−28.
- Фадеева Е.И. Структура фольклора (к вопросу о связи двух сфер творчества)// Актуальные проблемы современного фольклора. М.: Музыка, 1980. — С.224−240.
- Фанч Ф. Преобразующий процессинг: Учеб. пособие: Пер. с англ. -М.: Новая Планета, 2002. 624 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологическое развитие личности в онтогенезе. -М.: Педагогика, 1989. 208 с.
- Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М. С. Кагана. -СПб: Лань. 1998.-448 с.
- Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблев, В. А. Лутченко. М., 1997.
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учеб. пособие. М., Академический проект, 2000. — 496 с.
- Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде: Учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. М., 2004. — 240 с.
- Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. М., 1986.
- Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. Ереван, 1991.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. -М.: Флинта, 1998. 64 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987. -223 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.
- Фэлзон М. Воспитание и толерантность //Высшее образование в Европе. Т. XXI. — № 2. — С.10−13.
- Хазова Л.В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Томск, 1998. — 38 с.
- Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки. 1989. — № 4. -С. 96−104.
- Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
- Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1999. -42 с.
- Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы: Монография. М.: Прометей, 1999. — 226 с.
- Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: антология философской мысли. М.: Педагогика — Пресс, 1993. -334с.
- Хотинец JI.C. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе // http://www.voppsy. ru/ journalsall/ issues/ 1998/983/983 031.htm
- Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья / Сост. Е.Г. Осов-ский, О. Е. Осовский. М.: Институт практической психологии, 1996. — 528 с.
- Цаллагова 3. Народные рецепты воспитания // Народное воспитание. -2002.-№ 1.-С. 212−216.
- Царьков В.Н. Педагогическая диагностика как средство совершенствования образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук. М., 1999. -173 с.
- Цетлин B.C. Вариативность эксперимента в теоретическом исследовании // Тез. докл. на УШ сессии Всесоюзного семинара по методологии педагогики. М., 1976.- Ч.П.
- Цивилизации и культуры: Научный альманах. Россия и Восток: циви-лизационные отношения / Под ред. Б. С. Ерасова. М., 1995. -292 с.
- Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление /Под ред. Б. А. Грушина, Ю.У. Фохт-Бабушкина.-М.: Наука, 1982.-Вып.2−333 с.
- Чижевский A.JI. Колыбель жизни и пульсы вселенной // Русский космизм: антология философской мысли. М.: Педагогика -Пресс, 1993. -С.265−266.
- Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Д., 1986.
- Чистяков Б.Л. Проблемы национального своеобразия культур в русской философской мысли (теоретико-методологический анализ): Дис.. канд. филос. наук. СПб, 1995. — 165 с.
- Чичеров В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. М.: МГУД959. — 209 с.4Ю.Шадриков В. Д. Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль, 1981.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. -М., 1993.-181 с.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.
- Шафрикова А.В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Дис.. канд. пед. наук. Казань, 1999.-20 с.
- Шилова М.И., Малиновская Н. И. Черты национального характера: российский вариант // Педагогика.- 2002. № 7. — С.24−29
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995. — 256с.
- Шкалина Г. Е. Традиционная культура в современном сознании народа мари: Автореф. дис.. д-ра культурологии. М., 2003.
- Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой культуры. -Т.1.- М., 1993.-320 с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.
- Шпикалова Т.Я. Народное творчество в художественном образовании и эстетическом воспитании с вредней школе (теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации): Дис.. д-ра пед. наук.-М., 1988.-314 с.
- Шульга Н.А. Этническая самоидентификация личности. Киев: Институт социологии НАН Украины, 1996.
- Щевелева Г. М. Образовательное пространство. Современный взгляд. Подходы к формированию: Монография. Воронеж, 2001. — 104 с.
- Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. -420 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1984.-64 с.
- Эриксон Э. Детство и общество 2-е Изд., перераб. и допол.: Пер. с англ.-СПб.: Речь, 2000.-416 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. СПб, 1996.
- Этнокультурное (национальное) образование школьников в Москве на пороге XIX века / Сост. О. Н. Держицкая. М, 1999. — 112 с.
- Этнокультурное образование детей и молодежи в Бурятии: Сб. ст. /Сост. Т. К. Солодухина. Улан-Удэ, 2002. — 176 с.
- Этнокультурное образование на Урале: теория, методология, региональный опыт: Сб. ст. Екатеринбург, 1998. — 116 с.
- Этнопсихология и этнопедагогика в школах Восточной Сибири / Материалы научно-практической конференции школьных психологов Восточной Сибири в 2-х частях. Улан-Удэ, 1994.
- Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский социально-психологический институт, 1999. -342 с.
- Этнос. Идентичность. Образование. -М, 1998.
- Юдин А.В. Русская народная духовная культура: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. шк, 1999. — 331 с.
- Юнг К. Г. Человек и его символы. М.- 1997.
- Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York, 1934. — P.36−37.
- Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contact: Studies in Cross-Cultural Interaction. Oxford, 1992.
- King P. Toleration: London: Allen and Unwin, 1976.
- Piaget J, Weil A.M. The development in children of the idea of the homeland and of relations with other countries //International Social Science Bulletin. 1951.Vol. 3 P.561−578.
- Tajfel H, Turner J. the social identity of intergroup behavior // psychology of intergroup relations. Chicago, 1996.P.162−171.
- Herskovits M. J. Les bases de 1 anthropologic culturelle. Paris, 1967.
- Phinney J.S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities. Albany, 1993.P.73
- Модель этнокультурного образования русских школьников в Республике Бурятия