Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Единицы СП. Объем поля

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как только данное значение перестает связываться со словом, данное слово перестает быть элементом поля. Но поскольку появление новых значений происходит, видимо, быстрее, нежели исчезновение, да к тому же какое-то время наблюдается сосуществование значений, то есть тенденция к увеличению количества значений слова, что отражается и на составе поля. Специфика поля как способа существования объекта… Читать ещё >

Единицы СП. Объем поля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лексические единицы входят в СП на основании того, что у них есть общая, объединяющая их сема, например: отец, мать, сын, дочь, племянница, внук, бабушка… и т. п. — входят в СП названий родства как имеющие архисему «родственник/ родственница».

Единицы СП характеризуются однородной понятийной соотнесенностью, поэтому ассоциативно связанные значения многозначного слова обычно входят не в одно, а в разные поля: сестра1 (ср. родная сестра) — в термины родства, а сестра2 (ср. медицинская сестра) — в число наименований лиц медицинского персонала и т. п. Единицей СП является чаще всего лексико-семантический вариант слова (ЛСВ), а также все слово, если оно однозначно или имеет во всех своих значениях однородное понятийное содержание.

Что касается количества единиц поля, то оно колеблется от сравнительно ограниченного (например, основные цветообозначения) до очень большого (скажем, обозначения времени). Поэтому наряду со значительными по своему объему полями в их составе выделяются различного рода обозримые микрополя [Новиков: 1982, с.23].

Объем полей может быть различным, то есть поле способно включать разное количество элементов, что зависит от состояния семантики элементов и ядерного слова в данный момент времени [Гаврилов: 1989, с. 23]. Увеличение объема может происходить либо за счет словотворчества, либо за счет расширения элементов семантики других полей, когда слово приобретает значение, позволяющее ему войти в данное поле. Поскольку объем поля может изменяться, то поле не имеет каких-то постоянных границ. Оно может иметь границу в данный период времени. Однако с течением времени она (граница) будет изменяться. Причем, поле имеет тенденцию к увеличению объема. Если слово приобретает новое значение, которое даст ему возможность войти в другое поле, то данное поле оно все равно не покидает, то есть будет входить в него своим прежним значением или архаичным значением, пока это значение еще ощущается в нем.

Как только данное значение перестает связываться со словом, данное слово перестает быть элементом поля. Но поскольку появление новых значений происходит, видимо, быстрее, нежели исчезновение, да к тому же какое-то время наблюдается сосуществование значений, то есть тенденция к увеличению количества значений слова, что отражается и на составе поля.

Специфика поля как способа существования объекта характеризуется явлением аттракции, которое заключается в том, что «благодаря существованию данной группы элементов с общим признаком в нее включаются новые элементы с таким же признаком» и «этот синтагматический по своему происхождению признак закрепляется у данного языкового элемента» [Щур: 1974, с. 101−102].

Поле может объединять в своем составе разнородные языковые средства, принадлежащие к различным грамматическим классам или уровням языка. Так, например, Р. М. Гайсина трактует лексико-семантическое поле слов, выражающих отношение как межчастеречное и включает в него глаголы, прилагательные, существительные и наречия, обозначающие различные ситуации и отношения, а также лексические единицы, обозначающие актантов семантики к соответствующим словам предикативной семантики [Гайсина: 1982, с. 4]. Межуровневость является специфической характеристикой функционально-семантических или грамматико-лексических полей.

При изучении отношений между элементами поля до недавнего времени основное внимание уделялось оппозитивным отношениям. Высказана мысль о существовании наряду с оппозитивными и неоппозитивных отношений [Бондарко: 1983, с. 11−13].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой