Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Синтетическая природа художественного цикла у Г. Гессе («По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути»)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При одномоментном рассмотрении оно разрастается до метасистемности, которую, по нашему мнению, можно назвать следствием двух идей, свойственных искусству рубежа ХIХ-ХХ веков: универсализма как результата и синтеза как процесса. В исследуемых циклах рассказов гессевская идея человека формирует объединяющую целостность и единую смысловую перспективу, которая обладает уникальными свойствами. Речь… Читать ещё >

Синтетическая природа художественного цикла у Г. Гессе («По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цикл (экспериментальное пластичное жанровое образование) рассказов (вариативная жанровая природа) соединяет в себе различные эстетические тенденции. У Гессе системность цикла расширяется до трехступенчатого множества — «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» [7, с. 9].

При одномоментном рассмотрении оно разрастается до метасистемности, которую, по нашему мнению, можно назвать следствием двух идей, свойственных искусству рубежа ХIХ-ХХ веков: универсализма как результата и синтеза как процесса. В исследуемых циклах рассказов гессевская идея человека формирует объединяющую целостность и единую смысловую перспективу, которая обладает уникальными свойствами. Речь идет о триединстве, основанном на прозаическом симфонизме, который реализовался в ранней прозе Гессе за счет интеграции музыкальных и литературных форм.

Для гессевских циклов рассказов стержнем синтетического проникновения является музыка, играющая роль направляющего «чистого» движения, несмотря на то, что исходной точкой все равно остается действительность. В основе обозначенной метасистемности «По эту сторону», «Соседей», «Окольных путей» лежит принцип симфонизма. Можно провести параллель между трехчастным сонатно-симфоническим циклом, разработанным Й. Гайдном, В. А. Моцартом, М. Клементи, или сонатой, состоящей из трех основных разделов — экспозиции, разработки и репризы (фр. reprise — возобновление, повторение) и трехчастной прозаической симфонией у Гессе. В этом метатексте цикл «По эту сторону» играет роль экспозиции и задает тему поступательности жизненного пути человека. В «Соседях» она получает дальнейшую разработку, выраженную в образном многообразии [9, с. 201].

Репризная функция отведена последнему циклу, где экспозиционная тема пути преобразуется в вариант поиска цели «окольными путями». Метасистемность ранних гессевских циклов, может быть представлена, на наш взгляд, следующим образом:

«По эту сторону» 1907> экспозиция.

«Соседи» 1908 > разработка.

«Окольные пути» 1912> реприза Такие циклические метасистемы, создающие эффект «цикла в цикле», претендуют на более емкую художественную концепцию. Понятие симфонизма возможно и в другой, максимально широкой и дискуссионной трактовке, когда все творчество писателя понимается как наиболее крупная симфоническая форма, и тогда циклы рассказов Гессе, предшествующие романной форме, соотносятся с увертюрой (фр. — ouverture — открывать), выполняющей подготовительную функцию. Конструктивным моментом взаимосвязи не только самостоятельных художественных целых (рассказов) между собой, но и всех трех единств является единый тип повествования. Все циклы — это воспоминания о детских, юношеских годах писателя, о событиях и людях, принадлежащих его прошлому.

Поиск особого универсального жанрового образования приводит Гессе не только к привлечению других видов искусств, но в ранних произведениях писателя, которые часто именуются классическими рассказами, наблюдается и родо-видовой синтез (мы имеем в виду взаимодействие эпоса и лирики / прозы и поэзии), и «жанровое смешение» (Е. Г. Руднева) внутри отдельных текстовых единиц. Гессе свободно раздвигал границы циклов «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути» и рассказов, входящих в их состав, экспериментируя с сублимированными формами.

Циклу «По эту сторону», включающему рассказы «Из детства» (1904), «Мраморная мастерская» (1904), «Июль» (1905), «Гимназист» (1905), «Прогулка в осень» (1905), свойственно лирическое смысловое начало.

В частности, рассказы, которые формируют своеобразный фрейм («Из детства», «Прогулка в осень»), задают лирический и трагический камертон [10, с. 23].

Автобиографизм и исповедальность приближают его раннюю прозу к «литературе воспоминаний». Здесь для Гессе важны не отображаемые им события и явления, а, прежде всего, связанные с ними чувства и переживания.

В лирической прозе Гессе использует поэтические приемы — особый ритм, способы смыслопередачи, основанные на ассоциациях, а также художественные средства, характерные для стихотворной структуры, самыми распространенными из которых являются повторы. Последние приобретают в его прозе новую семантическую модификацию, которая заключается в построении внутри текста одинаковых или похожих тем и мотивов. В основе родо-видового синтеза лежит творческий импульс, дающий толчок развитию интегрированных жанров. В цикле «По эту сторону» доминирует жанровое начало рассказа. Однако идея синтетической трансформации жанровых парадигм (имеется в виду расширение характеристики рассказа за счет смешения с другими формами) охватывает практически весь корпус цикла «По эту сторону». Рассказ «Из детства» обладает признаками мемуарного жанра, «Мраморная мастерская» сближается с новеллой, «Прогулка в осень» имеет очерковую природу. Цикл Гессе «Соседи» состоит из рассказов «Обручение» (1908), «Карл Ойген Айзеляйн» (1903), «Гарибальди» (1904), «Вальтер Кёмпф» (1907), «В старом Солнце» (1904). Они были опубликованы в разное время, но объединены в 1908 году. В этом образовании Гессе обозначил движение оптимистического восприятия жизни к иронично-трагическому.

В «Соседях» продолжено синтезирование жанровых форм, но в меньшей степени. В частности, рассказ «Гарибальди» сближается с поэтикой сказки (запрет и его нарушение, отлучение, открытие тайны, преследование и узнавание), а рассказ «Вальтер Кёмпф» тяготеет к жизнеописанию (происхождение героя, рождение, учеба, формирование характера, обучение профессии, армия, занятие коммерцией (унаследованное дело), богоискания, смерть). Отметим, что третий цикл «Окольные пути» («Ладидель» (1908), «Возвращение на родину» (1909), «Реформатор мира» (1906), «Эмиль Кольб» (1911), «Отец Матвей» (1911)) отмечен снижением авторской субъективности и движением от синтетических форм к классическому рассказу. Если говорить о сюжете, то Гессе в последнем цикле в каждом из рассказов акцентирует одну из линий — авантюрную, детективную или философскую.

Концептуальная насыщенность ранних циклов определяется не просто совокупностью произведений, но их местом в цикле, а также последовательностью самих циклов. Сама эпоха наложила отпечаток на общий ритмический рисунок — переход от поэтического изображения (лирико-романтического) к прозаическим событиям, к обыденному и будничному, выстроенному на интуитивном осознании автором трагичности переломной предвоенной эпохи, того, что жизнь в ближайшее время должна измениться. Эволюция мысли писателя становится явной при одновременном восприятии трех циклов [11, с. 616].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой