Органы службы занятости
Органы службы занятости (их должностные лица) согласно ст. ст. 12, 19 Федерального закона «Об основах системы профилактики…» в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также… Читать ещё >
Органы службы занятости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту от безработицы. Данное положение распространяется и на несовершеннолетних, достигших шестнадцатилетнего возраста (ст. 63 ТК РФ). Своевременное приобщение к трудовой деятельности является одним из наиболее эффективных средств профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об основах системы профилактики…» органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032−1 (ред. от 11.12.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
— оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
- — информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
- — разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- — содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- — организацию мероприятий активной политики занятости населения;
- — осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- — осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения (ст. 15).
В соответствии со ст. 7.1−1 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
Согласно ст. 7.2 данного Закона органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.
Занятыми считаются граждане:
- — работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
- — зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее — индивидуальные предприниматели);
- — занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- — выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- — избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- — проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- — обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее — органы службы занятости);
- — временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- — являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
- — являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста.
Одно из направлений государственной политики в области содействия занятости населения нацелено на осуществление мероприятий, способствующих занятости несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст. 5 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»).
В п. 4 ст. 24 указанного Закона предусмотрена возможность оказания материальной поддержки несовершеннолетним гражданам в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет в период участия в общественных работах.
В Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» не предусмотрены квоты на предприятиях и в учреждениях для трудоустройства несовершеннолетних, оставивших общеобразовательные учреждения или исключенных из них по достижении ими пятнадцатилетнего возраста, хотя они необходимы, а также такие квоты необходимы и для детей-сирот, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальная насыщенность Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» применительно к несовершеннолетним явно недостаточна, не решает проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений и нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Органы службы занятости (их должностные лица) согласно ст. ст. 12, 19 Федерального закона «Об основах системы профилактики…» в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также пользуются правами:
- — в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;
- — запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц.
Проблемы приобщения к труду несовершеннолетних в целях их социальной адаптации имеют правовую основу. Согласно ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен. Из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во взрослую жизнь, как правило, выходят лица, недостаточно подготовленные к самостоятельной жизни, не приученные жить своим трудом, с устоявшимся потребительским мышлением. Данные негативные качества приводят их к алкоголизму, наркомании, преступлениям и суицидам.
Давно уже назрела необходимость правового регулирования приобщения несовершеннолетних к труду в рамках трудового воспитания как в общеобразовательных школах, так и на всех уровнях профессионального образования.
Положительный опыт А. С. Макаренко по трудовому воспитанию несовершеннолетних в 20—30-е годы XX века забыт и не используется в профилактической деятельности на современном этапе.