Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Владимиро-Суздальское княжество. 
История отечественного государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нет никаких сомнений в том, что здесь действовала та система права, которая была отражена в Русской Правде, большинство списков которой находится как раз в списках и Кормчих книгах, составленных в Северо-Восточной Руси. Можно даже полагать, что поскольку общественно-экономический и политический строй Владимирской земли был более чем в других землях близок к Киевскому, нормы Русской Правды здесь… Читать ещё >

Владимиро-Суздальское княжество. История отечественного государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское) княжество образовалось на северо-восточной окраине Русских земель. С древних времен эта земля заселялась славянскими племенами — кривичами и вятичами. Очень рано возникли здесь старославянские города — Ростов, Суздаль, Белоозеро и др.

В XI в. Ростово-Суздальская земля уже находилась под властью киевских князей и управлялась их посадниками и мужами.

Ярослав Мудрый, разделив Киевскую Русь между своими сыновьями, Ростово-Суздальскую землю отдал Всеволоду. Впоследствии этой землей владел сын Всеволода Владимир Мономах, а затем его сын Юрий Долгорукий (1125—1157 гг.) — основатель Москвы.

По мере развития феодальных отношений заселенность в Ростово-Суздальской земле росла. Появились новые города: Ярославль, Юрьев, Переяславль-Залесский, Дмитров, Владимир.

При Юрии Долгоруком и последующих князьях могущество Ростово-Суздальской земли сильно возросло.

Андрей Боголюбский (1157—1174 гг.) — сын Юрия Долгорукого — сделал столицей княжества Владимир. РостовоСуздальские бояре, привыкшие делать «что им любо», на владимирского князя смотрели свысока: у него, мол, живут боярские смерды, древоделы и орачи. Андрей, которого недаром прозвали «самовласцем», опираясь на оружие и служилых людей, укреплял свою власть, «начал преследовать» бояр. В результате боярского заговора в 1174 г. Андрей Боголюбский был убит. С этого времени княжество стало называться Владимиро-Суздальским.

Особого могущества Владимиро-Суздальская земля достигла при князе Всеволоде III по прозвищу Большое Гнездо (1176—1212 гг.), который распространил влияние на Киев, Новгород, Рязань, расширил свои владения на восток (основал Нижний Новгород), вел борьбу с камскими болгарами и мордвой.

После смерти Всеволода Владимиро-Суздальская земля переживала упадок. Развитие процесса феодализации привело это княжество к раздробленности. Попытки Юрия II (сына Всеволода), а затем Александра Невского задержать распад Владимиро-Суздальской земли оказались безрезультатными.

После смерти Александра Невского Владимиро-Суздальская земля раздробилась на уделы, среди которых наиболее крупными были Тверской, Московский, Ярославский, Белоозерский, Углицкий, Ростовский, Стародубский и др.

В XIII—XIV вв., после монголо-татарского нашествия, во Владимиро-Суздальской земле стали создаваться условия для образования Русского централизованного государства.

Процесс феодализации здесь шел медленно, так как развитие производительных сил отставало по сравнению с другими княжествами Киевской Руси. Наряду с феодальными владениями местной знати имелись обширные общинные и пустотные земли, которые первые князья раздавали дружинникам и монастырям, ища социально-экономическую опору своей власти. В результате земельных пожалований выросли новые вассальные землевладения, составлявшие основу класса феодалов.

С развитием феодальных отношений углублялся процесс закабаления крестьян и превращения их в феодальнозависимое население. Феодальная эксплуатация выражалась главным образом в несении натуральных оброков, повинностей и уплате денежной подати. Особенности развития феодальных отношений наложили отпечаток на характер органов власти и управления. Во главе княжества стоял князь, обладающий сильной политической властью. Боярский совет не был постоянно действующим органом и не имел большой власти, но князю приходилось считаться с мнением верхушки феодалов.

Местные органы управления достались в наследство от Киевской Руси. На местах (город и прилегающие к нему округа) сидели представители княжеской власти — наместники и волостели (в волости) со своими помощниками — тиунами. Наместники и волостели за свою деятельность получали с населения натурой «корм». Кроме того, они оставляли часть денег для княжеской казны. Эта система управления, называвшаяся «кормлением», получила дальнейшее развитие в XVI в.

Политическая организация древнерусских государств представляла собой сочетание монархического (князь), аристократического (совет при князе, боярство) и демократического (вече) элементов, сочетание которых проявилось во всех княжествах; их соотношение, однако, менялось в разных местах и регионах.

Если для Галицко-Волынского княжества были характерны тенденции к аристократическому принципу правления, а для Новгорода — к демократическому, то монархический элемент был особенно сильным в северо-восточной Руси: хотя здесь продолжали действовать и боярский совет, и городские собрания, власть князя оказалась наиболее сильной.

Владимиро-Суздальское княжество, расположенное на северо-востоке Руси, позже стало центром объединения русских земель. В период феодальной раздробленности, во второй четверти XII в., оно составляло конкуренцию Киеву. Первые князья, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, сумели сформировать крупный домен, из которого обеспечивали землей служилых бояр и дворян, создав для себя прочную социальную опору в их лице.

Социальной опорой князя были вновь образованные города (Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др.).

Политический авторитет княжества укрепился при переводе во Владимир резиденции митрополита.

Достаточно долго государственный центр северо-восточных земель не получал территориального закрепления: он перемещался из Ростова в Суздаль, затем во Владимир, Тверь, пока не утвердился в Москве.

Власть в княжестве принадлежала князю, имевшему титул великого князя. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны системам органов раннефеодальных монархий: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

Князья для решения наиболее важных вопросов созывали вече. Однако, поскольку город Владимир (равно как и Ростов) как торгово-промышленный центр не играл особой роли в хозяйстве Северо-Восточной Руси, а князь имел весьма широкую опору среди городского населения, вече как орган власти, в котором могли принять участие и горожане — купцы и ремесленники, — не играло особой (и притом самостоятельной) роли. Характерно, что во Владимире вече часто использовалось как орган политического влияния тех групп, которые находились под воздействием княжеской организующей силы и принимали участие в разгроме старой феодальной знати Ростова и Суздаля. По мере усиления влияния феодальных элементов вече все более и более теряло свое политическое значение, а после монголо-татарского нашествия и вовсе перестало созываться.

Местная администрация назначалась князем и находилась иод его непосредственным контролем. Очень характерно, что именно на северо-востоке возникло особое название для местных администраторов, сидевших в городах, — «наместники». Этот термин хорошо показывает непосредственное подчинение местной администрации княжеской власти. Округом наместника являлся город с окрестностями.

Аналогичное положение занимали волостели, которые ведали отдельными волостями. Как наместники, так и волостели управляли при помощи своих тиунов, набиравшихся по общему правилу из числа холопов. За свою деятельность они получали «корм» в виде натуральных приношений с управляемого населения. В этот период получила развитие так называемая система «кормления», которая берет начало в Киевском государстве.

Доходы владимирских князей складывались из доходов с их многочисленных владений, городов и волостей, а также из различных пошлин. Значительная часть этих владений (домена) представляла собой так называемые черно-тяглые волости. Крестьянство этих волостей, равно как и население городов, должно было нести денежную повинность (подать). По-видимому, население этих волостей и городов было переписано: оно называлось «людьми письменными» .

У князей были села, население которых эксплуатировалось ими так же, как и в селах других феодалов, т. е. должно было нести, кроме денежной подати, барщину, натуральный оброк.

В военном устройстве не произошло каких-либо крупных изменений по сравнению с Киевским государством. Кроме основной части войска, в состав которой входил княжеский двор, т. е. княжеские и другие слуги, собирались феодальные ополчения князей-вассалов, бояр и слуг вольных.

Посредством жалованных грамот князья передавали своим вассалам ряд прав: на исполнение судебной власти, право суда в отношении всех проживающих на данной земле, право сбора с них налогов и пошлин.

Великие князья своими грамотами обеспечивали независимость боярских и монастырских вотчин от местных властей (волостелей, тиунов, доводчиков), формируя их иммунитеты.

Служилые удельные князья, подчиненные великому князю, начинают превращаться из правителей, государей в землевладельцев своих вотчин и уделов.

К служилым княжеским людям относились бояре и слуги вольные. Свои служебные обязанности они связывали не с землей, а с личной службой князю на основе присяги, договора, личной верности.

Князья в XII XIII вв. заключали договоры с городами, которые соглашались подчиниться их власти и контролю. При этом у городского самоуправления сохранялась значительная доля самостоятельности.

Города были центрами товарного производства и работы на заказ, в них зарождались купеческие и ремесленные (цеховые) организации. Городские бояре («старцы градские») составляли патрициат городов, постоянно действующим органом в городах было вече.

Владимирское княжество, расположенное в северо-восточной части Руси, связывало славянские народы с народами Поволжья и Приуралья и оказывало влияние на их развитие. Оно приняло на себя первый удар монголо-татарского нашествия, героическим сопротивлением сдерживало напор завоевателей. Русские люди, таким образом, оградили народы Западной Европы от грабительских набегов степных кочевых орд.

Нет никаких сомнений в том, что здесь действовала та система права, которая была отражена в Русской Правде, большинство списков которой находится как раз в списках и Кормчих книгах, составленных в Северо-Восточной Руси. Можно даже полагать, что поскольку общественно-экономический и политический строй Владимирской земли был более чем в других землях близок к Киевскому, нормы Русской Правды здесь дольше держались без особых изменений. Во всяком случае, дошедший до нас памятник «Правосудие митрополичье», который возник, как можно полагать, в Северо-Восточной Руси и происхождение которого может быть отнесено к концу XIII — началу XIV в., содержит многие нормы Русской Правды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой