Типы, виды и подвиды правоотношений
По составу субъектов следует выделять правоотношения между: а) гражданами; б) гражданами и иностранцами; в) гражданами, государственными и негосударственными органами. По длительности существования выделяются краткосрочные (например, при покупке продуктов) и долгосрочные (например, большинство трудовых и пенсионных) правоотношения. В зависимости от того, какой тип юридической практики они… Читать ещё >
Типы, виды и подвиды правоотношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Все существующие правоотношения группируются в определенные типы, в которых выделяются отдельные виды и подвиды.
- 1. В первую очередь следует обособить правоотношения, характерные для той или иной правовой системы (семьи).
- 2. В зависимости от того, какой тип юридической практики они обслуживают, выделяются, как правило, правотворческие и правоприменительные правоотношения.
- 3. По социальному содержанию следует различать экономико-правовые, политико-правовые и иные правоотношения.
- 4. Очень близкой к данной классификации является деление правоотношений в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни (публичной или частной) они существуют (например, международные публичные и международные частные правоотношения).
- 5. По отраслям выделяются конституционные, административные, уголовные и иные правоотношения.
- 6. Как известно, каждая отрасль права состоит из таких правовых общностей, как институт права. По данному критерию нужно выделять так называемые институциональные правоотношения. Так, отношения купли-продажи нельзя отождествлять с отношениями мены или дарения.
- 7. Существование комплексных институтов и отраслей права с необходимостью порождает и появление комплексных правоотношений (например, страховых, банковских, налоговых, бюджетных).
- 8. В зависимости от служебной роли правоотношений в механизме правового регулирования все они разграничиваются на материальные и процессуальные.
9. По функциям все виды правоотношений отечественные авторы подразделяют на регулятивные и охранительные. Регулятивные правоотношения: а) складываются в соответствии с регулятивными правовыми предписаниями; б) на основе правомерного поведения сторон; в) в них устанавливаются позитивные субъективные права и обязанности; г) они служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений; д) в их рамках осуществляются позитивные функции (например, регулятивная, экономическая) юридических практик.
Охранительные правоотношения: а) складываются в соответствии с охранительными предписаниями; б) возникают как на основе правонарушительной деятельности, так и определенного рода событий и правомерных актов; в) в их рамках осуществляются меры юридической ответственности, правовой защиты и превентивные меры; г) сформулированные здесь субъективные обязанности требуют определенного претерпевания налагаемых на субъектов мер правовой защиты и ответственности; д) они чаще всего являются властеотношениями; е) в их рамках осуществляются охранительные функции (карательная, компенсационная, правовосстановительная, превентивная) юридических практик.
- 10. В зависимости от сложности структур, содержания и форм можно все правоотношения классифицировать на относительно простые и достаточно сложные.
- 11. По составу субъектов следует выделять правоотношения между: а) гражданами; б) гражданами и иностранцами; в) гражданами, государственными и негосударственными органами.
- 12. В зависимости от объектов следует разграничивать правоотношения, возникающие, например, по поводу материальных и нематериальных благ, документов.
- 13. По длительности существования выделяются краткосрочные (например, при покупке продуктов) и долгосрочные (например, большинство трудовых и пенсионных) правоотношения.
- 14. По социальной и юридической значимости различают правоотношения основные и вспомогательные.
- 15. Близкой к данной классификации, но не тождественной ей, является выделение первичных и вторичных правоотношений. Основанием для такого деления служит время их появления.
- 16. Самостоятельное значение имеет деление правоотношений на осознаваемые и неосознаваемые. При всей условности данной классификации в ее основе лежит степень осознанности сторонами своих субъективных прав и обязанностей.
- 17. По юридическим основаниям следует выделять правоотношения, возникающие (изменяющиеся и прекращающиеся) на базе норм и принципов права, правоприменительных предписаний и соглашений сторон.
- 18. В зависимости от юридических фактов правоотношения возникают на основе событий и деяний, юридических актов и поступков.
- 19. По юридическим и социальным результатам необходимо выделять правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие отношения, а также вызывающие позитивные или негативные социальные и юридические последствия.
- 20. По юридическому характеру взаимодействия их участников разграничиваются горизонтальные и вертикальные правоотношения.
Возможно выделение и иных правоотношений (добровольных и принудительных, контрольных и координационных).