О каких общечеловеческих ценностях нужно говорить с подростком
![Реферат: О каких общечеловеческих ценностях нужно говорить с подростком](https://westud.ru/work/6929631/cover.png)
Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на удовлетворение интересов других людей. Сам термин «альтруизм» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного по смыслу понятию «эгоизм», и обозначал принцип: «Живи для других». Стыд — это чувство, выражающее осознание человеком своего несоответствия принятым в данной среде нормам поведения или… Читать ещё >
О каких общечеловеческих ценностях нужно говорить с подростком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- — Подростка необходимо вводить в мир общечеловеческих ценностей. Один из путей этого — беседа на эти темы. Давайте поговорим о том, как рассказывать подростку о самом главном — общечеловеческих ценностях. Как бы Вы объяснили подростку, что такое альтруизм?
- — Альтруизм — это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на удовлетворение интересов других людей. Сам термин «альтруизм» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного по смыслу понятию «эгоизм», и обозначал принцип: «Живи для других».
Проблема, отраженная в дилемме «альтруизм — эгоизм», заключается в противоречии «моего» и «чужого» интересов;
альтруизм предполагает самоотречение, такую заботу об интересах ближнего, которая предполагает ограничение собственного интереса.
Я бы, обсуждая эту тему с подростком, задал ему такие вопросы: Ради чего один человек помогает другому? И как следует поступать по отношению к обидчику?
- — Как обсуждать с подростком такое понятие, как «вина»?
- — Вина — состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требований авторитета, обязанностей, накладываемых законом, или взаимной договоренности.
Поскольку сознание вины представляет собой один из эффективных механизмов формирования зависимости, провоцирование чувства вины у человека оказывается эффективным механизмом власти, к примеру, родительской.
Я бы сам обсудил с подростком такой вопрос: с помощью каких приемов можно вызвать чувство вины у другого человека?
- — Как бы Вы обсуждали такое понятие, как «выбор»?
- — Выбор — это ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. В ситуации конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный выбор. Часто бывает так, что моральный выбор — это выбор между добром и злом: отказ отличной корысти, приспособленчества, иногда карьеры.
Трудность выбора состоит в том, что часто нужно выбирать между различными положительными или отрицательными ценностями.
Я бы задал подростку при этом такой вопрос: «О каких жизненных ситуациях можно сказать: „Это выбор меньшего из двух зол“?».
- — Такая тема для обсуждения — зависть.
- — Зависть — это чувство досады или горечи, возникающее при виде того, как другой обладает благом, к которому стремится сам завистник, сопровождающееся желанием, чтобы соперник этого блага лишился. Это желание ведет, как правило, не к попыткам «социально полезными способами» обрести данное благо, а к стремлению лишить его другого.
Я бы обсудил с подростком такой вопрос: что делать, если испытываешь к кому-то чувство зависти?
- —А как разговаривать о таком важном принципе, как «Золотое правило»?
- — Золотое правило — это принцип: «Не поступай по отношению к другим так, как ты бы не хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
В настоящее время Золотое правило — это формула отношений человека к себе через его отношение к другим; оно определяет способ сотрудничества с другими.
Я бы поставил такой вопрос для обсуждения: можно ли делать то, что осуждаешь в других?
- — Что такое стыд?
- — Стыд — это чувство, выражающее осознание человеком своего несоответствия принятым в данной среде нормам поведения или предполагаемым ожиданиям. Чувство стыда тем сильнее, чем важнее и значимее мнение лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм.
Я бы при этом задал подростку вопрос: что делать, если испытываешь чувства стыда?
- — Что такое совесть?
- — Совесть — это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному образцу поведения.
«Муки совести» — это неприятие человеком самого себя. В осуждении себя состоит раскаяние, или покаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение впредь того, что будет достойно сожаления, не совершать.
Выражение «свобода совести» означает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения и мировоззрение.
Интересно, как подростки ответят на вопрос: в каких ситуациях у них бывают «муки совести»?
- — Что такое справедливость?
- — Справедливость — это понятие, которое обозначает нравственно приемлемую меру, регулирующую совместную жизнь людей.
Согласно современным теориям справедливости каждый человек должен иметь равные права в отношении основных прав и свобод, т. е. доступ к должностям и положениям должен быть открыт для всех людей, независимо от их социально-экономического положения.
Не знаю, как ответят молодые люди на вопрос: когда и по отношению к кому надо быть справедливым?
- — Как вводить такое понятие, как «счастье»?
- — Счастье — иногда под счастьем понимают благосклонность судьбы, жизнь, которая удалась. Именно на эту тему я бы и поговорил с подростком.
Этические учения античности, средневековья, эпохи Просвещения в подавляющем большинстве исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. Различие между ними было лишь в понимании того, что такое счастье и как оно достигается.
Для меня интересно задать подростку вопрос: может ли достижение счастья стать жизненной целью? Может ли человек быть счастливым, если несчастливы его близкие?
- — Как объяснить такое выражение: «Цель оправдывает средства»?
- — «Цель оправдывает средства» — выражение, в котором отражен один из аспектов в выборе и оценке средств в той или иной деятельности, то есть моральность средств определяется достойностью цели.
Собственно этическая проблема возникает в связи с предположением, что ради благой цели оказывается нравственно дозволительным совершение любых необходимых действий, пусть и считающихся обычно неблаговидными, нравственно недопустимыми, а то и просто преступными.
Вопрос подростку может звучать так: с чем должны соотноситься лично его действия — с непосредственными результатами или моральными нормами и нравственными принципами?