Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методический подход к построению системы диагностики одаренности учащихся в массовой общеобразовательной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап. Работа с педагогическим коллективом. Школьными психологами проводится занятие с педагогами, целью которого является подготовка коллектива к работе с одаренными детьми. В ходе занятия педагоги должны получить теоретические знания в области «одаренности», ознакомиться с психологическими особенностями одаренных учащихся и научиться пользоваться диагностическим материалом по выявлению учащихся… Читать ещё >

Методический подход к построению системы диагностики одаренности учащихся в массовой общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опираясь на изложенные выше положения, можно предложить следующую схему поиска и выявления учащихся с признаками одаренности в образовательном учреждении.

На начальном этапе проводится первичная диагностика, целью которой является пробация программы психолого-педагогического мониторинга.

Согласно основным положениям «Рабочей концепции» одаренность представлена в виде двух основных компонентов — инструментального и мотивационного, следовательно, диагностика должна быть направлена на исследование таких параметров личности, как когнитивные характеристики, структура интеллекта, мотивация и эмоционально-волевая сфера.

В качестве психодиагностического инструментария можно использовать следующие методики:

Участники диагностического процесса.

Методики.

педагоги

  • 1. Опросник для педагога по выявлению общей одаренности (А.И. Савенков);
  • 2. Опросник креативности Дж. Рензулли;
  • 3. Опросник по выявлению степени развитости черт личности учащихся;
  • 4. Методика Гребенюк для выявления учебной мотивации к учебному предмету.

родители

  • 1. Методика оценки общей одаренности (А.И. Савенков);
  • 2. Карта одаренности (А.И. Савенков).

психологи

  • 1. Тест Равенна;
  • 2. Тест Торренса;
  • 3. Методики для определения уровня интеллектуального развития и потенциальных способностей учащихся (тест Замбацявичене для начальной школы, ТУРП для 5−6 классов, ШТУР-2 для учащихся 7−11 классов);
  • 4. Модифицированная социометрическая методика для получения данных от одноклассников;
  • 5. Методики для определения уровня учебной мотивации (Лусканова, Андреева);
  • 6. Методики для диагностики психологического здоровья учащихся;
  • 7. Беседы с учащимися, педагогами и родителями.

учащиеся

  • 1. Опросник для учащихся начальной школы для получения дополнительной информации об особенностях познавательной сферы ребёнка, его интересах, наклонностях «Как я вижу себя» (А.И. Савенков);
  • 2. Методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности) (В.С. Юркевич);
  • 3. Анкеты по выявлению интересов и склонностей ребенка.

Диагностику можно представить в виде следующих этапов:

  • 1 этап. Работа с педагогическим коллективом. Школьными психологами проводится занятие с педагогами, целью которого является подготовка коллектива к работе с одаренными детьми. В ходе занятия педагоги должны получить теоретические знания в области «одаренности», ознакомиться с психологическими особенностями одаренных учащихся и научиться пользоваться диагностическим материалом по выявлению учащихся с признаками одаренности.
  • 2 этап. Диагностика учащихся педагогами. Каждый классный руководитель получает пакет диагностических материалов. Педагог выступает в роли эксперта и диагностирует каждого учащегося по определенным критериям, описанным в методиках. Классные руководители предлагают заполнить соответствующие анкеты и родителям учащихся. Результаты по классу педагоги сдают психологам для дальнейшей обработки. На данном этапе обследуется 100% учащихся.
  • 3 этап. Психологическая диагностика. Психологи по результатам проведенной педагогами и родителями экспертной оценки выделяют учащихся с высоким показателем выделенных критериев, и далее с данной группой учащихся проводится серия диагностических занятий по методикам, предназначенным для работы психологов.
  • 4 этап. Психологическое сопровождение вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся. В ходе психологической диагностики у учащихся обнаруживаются сходные особенности в психосоциальном развитии и в развитии познавательной сферы, а также проблемы личностного характера. Для разрешения данных проблем продумываются занятия с элементами тренинга, которые проводятся систематически с группой учащихся вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся. На основе анализа литературы по проблеме, а также исходя из результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей одаренных детей можно выделить проблемы в развитии, над коррекцией которых необходимо работать педагогическому коллективу:

с возможная мотивационная незрелость;

с неумение выбрать адекватные способы творческой самореализации;

с несформированность коммуникативных умений; недостаточный уровень саморефлексии;

с повышенная эмоциональность и недостаточный уровень саморегуляции;

с трудности в сфере общения, возможная конфликтность.

Основными задачами для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста являются:

  • — способствование осознанию ребенком своих предпочтений и своего отличия от других людей;
  • — формирование рефлексии (самооценки своего поведения, личностных качеств);
  • — обучение планировать свое время;
  • — формирование элементов саморегуляции, самокорректировки, самоорганизации, самопрограммирования;
  • — получение знаний о требованиях, ожиданиях, предъявляемых к исполнению основных социальных ролей;
  • — обучение контролированию своих эмоций.

Задачи для работы с одаренными детьми подросткового возраста:

  • — обучать умению выстраивать позитивную временную перспективу своей жизни;
  • — обучать умению ставить задачи саморазвития;
  • — способствовать осознанию ребенком себя как носителя социальных ролей;
  • — развивать рефлексию;
  • — развивать способность к децентрации (умения встать на точку зрения другого человека).

На занятиях проводится промежуточная диагностика развития одаренных учащихся.

Методики диагностики развития одаренных учащихся в рамках вариативного образовательного маршрута.

Параметры.

Методика.

Начальная школа.

Умственное развитие Творческое мышление Мотивация.

Комплекс методик для диагностики интеллектуального развития.

Тест Торренса.

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов.

Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка.

Основная школа.

Умственное развитие Мотивация Творческое мышление Тревожность Фрустрация значимых потребностей.

Тест умственного развития младших подростков, ШТУР-2.

Опросник Реана А. А. «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

Тест Торренса.

Шкала явной тревожности для детей 8−12 лет, Методика Кондаша.

«Самооценка психических состояний» (Айзенк).

Средняя школа.

Интеллектуальное развитие Мотивация и познавательная активность, тревожность, гнев.

ШТУР-2.

Методика диагностики эмоционального отношения к учению.

В ходе занятий по специальным программам, основной задачей которых является не только диагностика, но и систематическая психокоррекционная работа, на основе постоянно получаемой новой информации об уровнях психосоциального и интеллектуально-творческого развития ребенка, естественно решаются и задачи диагностического плана. Эти занятия служат базой для лонгитюдного (длительного) изучения уровня одаренности. Периодически в ходе этих занятий проводятся индивидуальные и коллективные обследования детей с использованием вышеперечисленных методик. Систематичность, долговременность этой работы призвана служить дополнительной гарантией достоверности полученной информации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой