Методический подход к построению системы диагностики одаренности учащихся в массовой общеобразовательной школе
Этап. Работа с педагогическим коллективом. Школьными психологами проводится занятие с педагогами, целью которого является подготовка коллектива к работе с одаренными детьми. В ходе занятия педагоги должны получить теоретические знания в области «одаренности», ознакомиться с психологическими особенностями одаренных учащихся и научиться пользоваться диагностическим материалом по выявлению учащихся… Читать ещё >
Методический подход к построению системы диагностики одаренности учащихся в массовой общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Опираясь на изложенные выше положения, можно предложить следующую схему поиска и выявления учащихся с признаками одаренности в образовательном учреждении.
На начальном этапе проводится первичная диагностика, целью которой является пробация программы психолого-педагогического мониторинга.
Согласно основным положениям «Рабочей концепции» одаренность представлена в виде двух основных компонентов — инструментального и мотивационного, следовательно, диагностика должна быть направлена на исследование таких параметров личности, как когнитивные характеристики, структура интеллекта, мотивация и эмоционально-волевая сфера.
В качестве психодиагностического инструментария можно использовать следующие методики:
Участники диагностического процесса. | Методики. |
педагоги |
|
родители |
|
психологи |
|
учащиеся |
|
Диагностику можно представить в виде следующих этапов:
- 1 этап. Работа с педагогическим коллективом. Школьными психологами проводится занятие с педагогами, целью которого является подготовка коллектива к работе с одаренными детьми. В ходе занятия педагоги должны получить теоретические знания в области «одаренности», ознакомиться с психологическими особенностями одаренных учащихся и научиться пользоваться диагностическим материалом по выявлению учащихся с признаками одаренности.
- 2 этап. Диагностика учащихся педагогами. Каждый классный руководитель получает пакет диагностических материалов. Педагог выступает в роли эксперта и диагностирует каждого учащегося по определенным критериям, описанным в методиках. Классные руководители предлагают заполнить соответствующие анкеты и родителям учащихся. Результаты по классу педагоги сдают психологам для дальнейшей обработки. На данном этапе обследуется 100% учащихся.
- 3 этап. Психологическая диагностика. Психологи по результатам проведенной педагогами и родителями экспертной оценки выделяют учащихся с высоким показателем выделенных критериев, и далее с данной группой учащихся проводится серия диагностических занятий по методикам, предназначенным для работы психологов.
- 4 этап. Психологическое сопровождение вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся. В ходе психологической диагностики у учащихся обнаруживаются сходные особенности в психосоциальном развитии и в развитии познавательной сферы, а также проблемы личностного характера. Для разрешения данных проблем продумываются занятия с элементами тренинга, которые проводятся систематически с группой учащихся вариативного образовательного маршрута для одаренных учащихся. На основе анализа литературы по проблеме, а также исходя из результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей одаренных детей можно выделить проблемы в развитии, над коррекцией которых необходимо работать педагогическому коллективу:
с возможная мотивационная незрелость;
с неумение выбрать адекватные способы творческой самореализации;
с несформированность коммуникативных умений; недостаточный уровень саморефлексии;
с повышенная эмоциональность и недостаточный уровень саморегуляции;
с трудности в сфере общения, возможная конфликтность.
Основными задачами для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста являются:
- — способствование осознанию ребенком своих предпочтений и своего отличия от других людей;
- — формирование рефлексии (самооценки своего поведения, личностных качеств);
- — обучение планировать свое время;
- — формирование элементов саморегуляции, самокорректировки, самоорганизации, самопрограммирования;
- — получение знаний о требованиях, ожиданиях, предъявляемых к исполнению основных социальных ролей;
- — обучение контролированию своих эмоций.
Задачи для работы с одаренными детьми подросткового возраста:
- — обучать умению выстраивать позитивную временную перспективу своей жизни;
- — обучать умению ставить задачи саморазвития;
- — способствовать осознанию ребенком себя как носителя социальных ролей;
- — развивать рефлексию;
- — развивать способность к децентрации (умения встать на точку зрения другого человека).
На занятиях проводится промежуточная диагностика развития одаренных учащихся.
Методики диагностики развития одаренных учащихся в рамках вариативного образовательного маршрута.
Параметры. | Методика. |
Начальная школа. | |
Умственное развитие Творческое мышление Мотивация. | Комплекс методик для диагностики интеллектуального развития. Тест Торренса. Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка. |
Основная школа. | |
Умственное развитие Мотивация Творческое мышление Тревожность Фрустрация значимых потребностей. | Тест умственного развития младших подростков, ШТУР-2. Опросник Реана А. А. «Мотивация успеха и боязнь неудачи». Тест Торренса. Шкала явной тревожности для детей 8−12 лет, Методика Кондаша. «Самооценка психических состояний» (Айзенк). |
Средняя школа. | |
Интеллектуальное развитие Мотивация и познавательная активность, тревожность, гнев. | ШТУР-2. Методика диагностики эмоционального отношения к учению. |
В ходе занятий по специальным программам, основной задачей которых является не только диагностика, но и систематическая психокоррекционная работа, на основе постоянно получаемой новой информации об уровнях психосоциального и интеллектуально-творческого развития ребенка, естественно решаются и задачи диагностического плана. Эти занятия служат базой для лонгитюдного (длительного) изучения уровня одаренности. Периодически в ходе этих занятий проводятся индивидуальные и коллективные обследования детей с использованием вышеперечисленных методик. Систематичность, долговременность этой работы призвана служить дополнительной гарантией достоверности полученной информации.