Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммунизм в древности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Русская деревенская община или «мир» долгое время считалась исключительною национальною, великорусскою особенностью, открытою для Европы немцем Гакстгаузеном. На этом была построена теория противоречия характеров общеевропейской и западноевропейской культуры славянофилами, а позднее народниками. Они полагали, что основою западной культуры был исконный индивидуализм, а славянской, в частности… Читать ещё >

Коммунизм в древности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

У многих народов древнего мира к началу исторической эры можно с несомненною уверенностью установить черты коммунистической земельной собственности. Этот первобытный коммунизм является результатом общей работы и общего потребления членов одной и той же семейной общины. Этнография и история права свидетельствуют, что первобытному человеку вообще было совершенно неизвестно индивидуальное присвоение земли и ее плодов. Отдельная личность была не в силах бороться за свое существование, нужна была помощь, поддержка, совместное действие. Семейная община живет вместе и вместе владеет нераздельным имуществом. Таковы, напр., германский аграрный коммунизм, устанавливаемый свидетельствами Тацита и Юлия Цезаря, аграрный строй сельской общины Индии, общинный коммунизм восточных славян («мирское» землевладение), семейный коммунизм южно-славянских дворов («задруга», во главе которой стоят «домачин» и «домачица»), племенной коммунизм кельто-ирландских кланов. У других народов, хотя и обнаружена аграрная община, но едино временно устанавливается и наличность частной собственности на пахотную землю, а потому возможно утверждать о наличности только некоторого полукоммунистического устройства. Таковы народы древней Греции, в истории развития которых встречаются и отдельные случаи несомненного развития коммунизма, напр., коммунистический строй колонизованных греками Липарских островов, засвидетельствованный Диодором Сицилийским[1], государственная организация общественных трапез в Спарте и на острове Крите. История собственности на более ранних ступенях развития тесно связана с историей семьи. Система матриархата была связана с коллективным владением землею. С зарождением и ростом индивидуальной семьи начало разлагаться и коллективное землевладение. Эпоха нашего господства частного землевладения с ее превращением недвижимости в движимый капитал, с ее лихорадочною мобилизациею земельной собственности из рук в руки все же не смогла совершенно изгладить из памяти и обычаев людей прежнее устройство даже в наиболее передовых странах. У народов отсталых первобытный аграрный коммунизм не только уцелел, но даже эволюционировал, приспособляясь к новым условиям. Таковы, напр., общины в Индии и в России.

Русская деревенская община или «мир» долгое время считалась исключительною национальною, великорусскою особенностью, открытою для Европы немцем Гакстгаузеном. На этом была построена теория противоречия характеров общеевропейской и западноевропейской культуры славянофилами, а позднее народниками. Они полагали, что основою западной культуры был исконный индивидуализм, а славянской, в частности русской, — «хоровое» начало и природное тяготение к социализму, что выражалось в наличности общины и артели.

Последующие научные изыскания (Моргана, Маурера, Мэна, М. Ковалевского, Ефименко и др.) доказали, что община была свойственна большинству западных и восточных народов земного шара. Тоже и артель, а с нею, чем дальше развивались научные работы в области истории, археологии и этнографии и чем больше применялся так назыв. историко-сравнительный метод, — тем больше узнавали о действительном ходе развития института собственности. Так были изучены:

  • 1) семейная община, повсеместно существовавшая;
  • 2) долевая община, сложная («марка») и простая;
  • 3) уравнительно-передельная община в России и Индии.

Последний — передельный — тип общины более позднего происхождения. Его созданию способствовали земельная теснота и податное обложение. При общем юридическом владении всем миром всей деревенской земельной площадью экономический распорядок в общине — производство и потребление — индивидуальны. Отсюда внутри общины постоянная борьба двух противоположных начал.

История захватывает процесс развития собственности к моменту разложения старой семейной общины и роста частного землевладения.

Развитие частной собственности шло параллельно с развитием социального неравенства, поэтому уже на более ранних ступенях исторического развития встречаются примеры законодательных постановлений, стремящихся оказать противодействие вредным сторонам господства частной собственности. Таково, например, известное предписание законодательства Моисея о юбилейном годе, в силу которого каждый пятидесятый год вся собственность возвращалась ее первоначальному владельцу, прощались все долги, и освобождались все рабы из лиц своего племени. В этом же законодательстве древней Иудеи содержится ряд других предписаний, направленных на защиту интересов обездоленных классов уже дифференцировавшегося к этому времени общества. Как теперь установлено трудами историков, первоисточниками этих законодательных предписаний являются соответствующие мероприятия правительств древнего Египта, рано остановивших свое внимание на некоторых сторонах социального быта своих подданных.

Халдейские и ассирийские надписи также содержат указания на зарождение социального вопроса и на попытки активного вмешательства в положение обездоленных. Рядом с указаниями на случаи восстания бедных классов приводятся примеры некоторых уступок со стороны богатых в виде, наприм., определения порядка уплаты заработной платы и т. д.

Военные братства спартанцев и критян и в мирное время сохранили черты общности их боевого дела («государство — лагерь»), что выразилось в товариществе по трапезе, или сисситиях, в которых некоторые усматривали пережитки старого коммунистического аграрного строя, но которые в действительности являлись тем неизбежным проведением начал государственно-социалистической идеи, которая свойственна всем общинам военного типа.

Рост социального неравенства, тесно связанный с ростом индивидуализма, рано создал мысль о необходимости ограничения частной собственности и противопоставил действительности идеал социально-экономического равенства общности владения, производства и распределения. Этот идеал одни усматривали в прошлом, создавая коммунистические фантазии о давно минувшем «золотом веке», другие — в будущем, стараясь придумать новое устройство обществ; так начали создаваться утопии. Вымысел давал руководящее начало для современности и служил целям нравственного возрождения общества и государства, что уже было зародышем социализма. К числу таких фантастических поучительных картин принадлежит и так назыв. законодательство Ликурга, ставившее своею целью изображение преимуществ коммунистического устройства. Ту же цель преследовали поучения в баснях и комедиях и, еще более, первые утопические рассказы и романы, которые появились в эпоху исторического переворота в Греции в IV веке до Р. Хр.

С поисками социального идеала в прошлом порывает гениальный философ античной Греции Платон (428—347), который впервые создает обоснованный идеал коммунистического государства будущего, — идеал, построенный на началах разума. Социальная утопия Платона является колыбелью социализма, разработка которого с этого времени уже не прекращается. В сочинениях Платона рождается первый этап развития социалистической мысли —утопический социализм.

Платон в Греции был не одинок. Сохранились сведения и о других, к сожалению, не дошедших до нас полностью, социальных утопиях греческого мира. Они были составлены под несомненным влиянием Платона.

Из школы же Платона выходит и то направление мысли, которое оказало некоторое влияние и на социальные идеалы некоторых направлений разрастающегося в эпоху рассеяния иудейства по лицу тогдашнего мирового суверена — Рима — христианства. Христианство не было социально-экономическим учением, а учением нравственным, а потому никакого мирового идеала определенного социального устройства не создало. Так наз. христианский коммунизм первых христианских общин был только естественною формою братства объединившихся общими условиями жизни пропагандистов-идеалистов, не более.

Но все же в Александрии, в центре ново-платоновской школы (неоплатонизма), зарождаются новые учения в христианстве, и крупнейший «отец церкви» на Западе — Блаженный Августин, будучи противником коммунистических тенденций первоначального христианства, с гордостью признает себя учеником Платона.

В совершенно ином положении был античный Рим. Социалистические идеи зародились здесь преимущественно в сфере землевладения и дали первые ростки будущего аграрного социализма. Сильный толчок в этом направлении дали знаменитые римские народные трибуны Кай и Тиберий Гракхи. Некоторые из античных писателей, как, например, Тибулл, Овидий, Сенека, Виргилий, изображали идеалы всеобщего счастья, основанного на радикальном изменении всего социального порядка. Утопизм чаще всего сводился к преклонению перед картинами «из минувшего золотого века».

Для желающих подробнее ознакомиться с положением социализма в древности можно рекомендовать на русском языке единственное в своем роде превосходное сочинение немецкого ученого проф. Роберта Пёльмана «История античного коммунизма и социализма», 2 тома, С.-Петербург, 1910 г.

  • [1] Военная община типа вест-индских флибустьеров.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой