Новеллистические сказки.
Русская сказка
Новеллистические сказки также называют реалистическими или бытовыми. Реалистическими сказки могут быть названы потому, что действующие лица в них — не потусторонние фантастические существа, а реальные люди. Они могут быть названы новеллистическими, так как представляют собой краткие занимательные и интересные рассказы. Но это все же не новеллы, а настоящие сказки. Наконец, их можно назвать… Читать ещё >
Новеллистические сказки. Русская сказка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Новеллистические сказки также называют реалистическими или бытовыми. Реалистическими сказки могут быть названы потому, что действующие лица в них — не потусторонние фантастические существа, а реальные люди. Они могут быть названы новеллистическими, так как представляют собой краткие занимательные и интересные рассказы. Но это все же не новеллы, а настоящие сказки. Наконец, их можно назвать бытовыми, так как крестьянский дореформенный быт находит в них сравнительно широкое отображение, хотя описание быта никогда не является их целью.
В новеллистической сказке мы видим только один мирмир, в котором мы живем. Но в них совершенно нет описания обстановки, в которой развивается действие. Обстановка не описывается, а только мыслится или подразумевается, или дается как некоторый фон, на котором действие развивается, и набрасывается очень скупыми штрихами. Но хотя в таких сказках и нет прямых описаний, быт составляет не только фон, но материал, арсенал, которым в художественных целях пользуется бытовая сказка. В силу этого бытовая сказка имеет самую тесную связь с действительностью.
Эти сказки могут служить средством изучения крестьянского мировоззрения и крестьянской житейской философии. Герой всегда побеждает своих противников. Но характер борьбы здесь иной, как иная и мораль этих сказок. В бытовой же сказке носители зла — земные люди. Это чаще всего социальные враги крестьянина. В борьбе с ними всякие средства хороши. Противник героя силен социально, но ничтожен по существу. Герой же ничтожен социально, он стоит на низших ступенях социальной лестницы. Он обездолен, беден, угнетен. В изображении его нет никакой идеализации. В его облике как будто нет ничего красивого, подчеркнуто героического. Он самый обыкновенный человек. Но в то же время он воплощение смелости, решительности, находчивости, неугасимой силы духа и воли к борьбе, иногда — необычайной хитрости. Поэтому он всегда побеждает.
Один из основных признаков этих сказок — отсутствие сверхъестественности. В них, как правило, не нарушаются законы природы.
Характер реализма этих сказок определяется тем, что реалистичен способ передачи, стиль; изображаемые события далеко не всегда реально возможны. Реализм таких сказок весьма условный. Новеллистические, или реалистические, сказки — прежде всего сказки благодаря нагромождению в них иногда самых чудовищных невероятностей.
Новеллистические сказки содержат большое количество бытовых элементов, метко схваченных наблюдений, жизненных деталей. Они при некоторой литературной обработке легко превращаются в новеллу. С новеллами их объединяет то, что они представляют собой краткие занимательные рассказы из жизни. И тем не менее это не новеллы.
Все бытовые сказки ярко юмористичны. Они отвечают здоровому стремлению к смеху, хохоту. Поэтому бытовые сказки могут быть использованы как острое и меткое орудие сатиры, особенно сатиры социальной. Бытовая сказка тяготеет к анекдоту. Тяготение это настолько сильно, и в народном повествовательном искусстве столько анекдотов, что граница между анекдотами и бытовыми сказками стирается.
Композиция бытовых сказок очень разнообразна. Она определяется не столько внутренними закономерностями, сколько разнообразием тех событий, о которых повествуется. Бытовые сказки, как правило, отличаются простотой и краткостью. Интриги весьма несложны. Бытовая сказка чужда так называемой формульности волшебной сказки, в ней нет вступительных и заключительных формул, нет общих мест и общих формул — это не соответствовало бы ее стилю. Всем сказанным — близостью к жизни, занимательностью, остроумием и юмором — определяется и необычайная популярность этих сказок.
Основные сюжеты новеллистической сказки:
- 1. О мудрых девушках;
- 2. Об испытании жен;
- 3. О ловких и удачливых отгадчиках;
- 4. О ловких ворах;
- 5. О разбойниках;
- 6. О хозяине и работнике;
- 7. О попах;
- 8. О глупцах;
- 9. О злых женах;
- 10. О шутках;
- 11. Моралистические.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что бытовая сказка — не только самый популярный, но и самый национальный вид сказки.