Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Язык и мышление в онтогенезе (в процессе становления отдельной личности)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Роль языка и речевой коммуникации, своей собственной и чужой, в становлении интеллектуального мира ребёнка достаточно хорошо изучена современной наукой. Л. С. Выготский считал «зависимость развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребёнка» «несомненным и решающим фактом» в понимании проблемы соотношения языка и мышления =>. Но это вовсе не означает, что здесь… Читать ещё >

Язык и мышление в онтогенезе (в процессе становления отдельной личности) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ребёнок рождается с генетически заложенными предпосылками абстрактного мышления и языковой способности. Однако для пробуждения этих способностей абсолютно необходимо погружение ребёнка с первых дней его жизни в речевую среду.

Первые «слова», произносимые ребёнком, — это ещё не слова в полном понимании этого термина, а нерасчленённые звукосмысловые комплексы с очень конкретным, ситуативно прикреплённым и одновременно с очень широким эмоциональнообразным смыслом. Так, звуковой комилекс-«слово» кап-кап использовался ребёнком в возрасте одного года 10 месяцев для обозначения следующих ситуаций: дождик, вода, лужа, зонтик, льётся, сыплется; «индивидуально-детское» слово пинька — это и заяц, и белка, и мышка и другие мелкие звери, в том числе нарисованные и игрушечные.

По наблюдениям Л. С. Выготского, лишь после двух лет ребёнок «совершает величайшее открытие в своей жизни» => [Хр.: с. 432, Выготский]: он начинает понимать, что у каждого предмета есть своё название. Но именно в этот возрастной период «почемучки» общение, прежде всего со старшими, становится совершенно необходимым не только для дальнейшего развития речи ребёнка, но и для развития его мышления. С ростом личного лексикона ребёнка растёт его кругозор и развивается то тончайшее языковое чутьё, которое отличает ребёнка от среднего взрослого человека.

Роль языка и речевой коммуникации, своей собственной и чужой, в становлении интеллектуального мира ребёнка достаточно хорошо изучена современной наукой. Л. С. Выготский считал «зависимость развития мышления от речи, от средств мышления и от социально-культурного опыта ребёнка» «несомненным и решающим фактом» в понимании проблемы соотношения языка и мышления => [Хр.: с. 433, Выготский]. Но это вовсе не означает, что здесь всё до конца понято: до сих пор остаётся много вопросов, которые являются предметом онтолингвистики — науки о детской речи. Эту науку интересует, как осваивает родной язык конкретный ребёнок; каковы закономерности освоения родного языка разными детьми и, наконец, каковы общие закономерности освоения разными детьми разных языков. Современный уровень онтолингвистики позволяет говорить о существовании детской (переходной) языковой системы со своими единицами и со своей особой структурой[1].

  • [1] Цейтлин С. Н. Направления и аспекты изучения детской речи // Детскаяречь как предмет лингвистического исследования. СПб., 2004. С. 275—278 (или:URL: http://www.philology.ru/).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой