Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительно-сопоставительный анализ женских образов на персонажном и сюжетном уровнях в произведениях В. Вулф

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чистота — лучшее украшение для современницы Вирджинии Вулф, стыдливый румянец заменяет таким женщинам хорошие манеры. Писательница не одобряла поведение таких женщин, но она и не ругала их, просто жалела, сочувствовала им. В те дни — последние дни королевы Виктории — в каждом доме был свой Гений, своя Хранительница Домашнего Очага. И, только начав писательскую деятельность, Вирджиния Вулф… Читать ещё >

Сравнительно-сопоставительный анализ женских образов на персонажном и сюжетном уровнях в произведениях В. Вулф (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В историческую эпоху Вирджинии Вулф, женщина была всячески обделена свободой выбора. Борьба таких женщин за свои права нашла отражение в литературе, их жертвенность, солидарность, чувство справедливости воплотились в идеале женского образа у Вирджинии Вулф.

Образ женщины рассматривается в тех произведениях, где раскрывается наиболее широко.

В эссе «The Room of One’s Own» Вирджиния напишет: «Women have served all these centuries as looking glasses possessing the magic and delicious power of reflecting the figure of man, at twice its natural size» Михальская Н. П. Пути развития английского романа 1920;1930 г. г. Утрата и поиск героя. — M., 2006. — С. 131. В этом смысле характер женщины, можно назвать одним из самых чутких барометров общественной жизни. Женщины Вирджинии Вулф истинно отображают эпоху, которая им современна. Героини В. Вулф болею болезнью своего века. Века мужского доминирования, когда утрачиваются высшие ценности, времени, которое приведет к восстановлению прав женщины как равной мужскому обществу.

Вирджинию Вулф очень остро интересовала проблема социализации женщины. В эссе «The Room of One’s Own», Вирджиния отправляется в библиотеку, где ищет ответы на свои вопросы: «Where to begin?», «Why men drink wine and women water?», «Why one sex is prosperous and the other poor?», «What effect poverty has on fiction?», «And what conditions are necessary for the creation of a work of art». Чтобы ответить на эти вопросы писательница обращается к книгам о женщинах, которые были написаны именно мужчинами. В центре внимания: «Women and Fiction», и «women and what they are like». Вирджинию Вулф удивляет вопрос, почему мужчины пишут такие книги о женщинах, прочитав которые, можно понять, что мужское мышление полно предрассудков и предубеждений по отношению к женщинам. Почему не затрагивают вопрос женского образования? Почему не пишут о женской душе? Писательница приходит к выводу, что книги о женщинах — в лучшем случае, не научны. Михальская Н. П. Пути развития английского романа 1920;1930 г. г. Утрата и поиск героя. — M., 2006. — С. 138.

Одни мудрецы заявляют, что женщины не разумнее мужчины, другие, что они глупы. Изучая подробно литературу, Вирджинии, кажется что, во все времена, мужчины думали о женщинах по-разному. Из исторической литературы, Вирджиния узнает, что выбор супруга, к примеру, оставался за привилегией женщин среднего сословия, супруг для нее — это бог и господин, по крайней мере, в рамках общепринятого и дозволенного обществом. Таким образом, писательница пришла к выводу, что женщина среднего класса даже в начале девятнадцатого века не могла и мечтать о «Своей комнате», о равных социальных правах с мужчинами. Тогда В. Вулф решается в своих произведениях создать свои образы женщин, не похожие на другие. Это образы разных женщин, способных независимо мыслить, чувствовать, совершать разного рода предсказуемые и непредсказуемые поступки, она создает образ женщины с глубокими душевными переживаниями, сравнивает с различными бытовыми вещами, с жизненными примерами.

Необходимо отметить, что анализ женского образа у Вирджинии Вулф необходимо осуществлять с учетом «потока сознания», благодаря которому писательница пытается запечатлеть самый процесс мышления персонажей романа, воспроизвести все их, даже мимолётные, ощущения и мысли. Это как бы разговор души с самой собой.

В дневниках Вирджинии Вулф особенно много записей о миссис Дэллоуэй: «I want to give life and death, sanity and insanity, I want to criticize the social system, and show it at work, at its most intense». Весь роман — это «поток сознания» миссис Дэллоуэй и Смита, их чувств и воспоминаний, разбитый на определенные отрезки ударами Биг-Бена.Михальская Н. П. Пути развития английского романа 1920;1930 г. г. Утрата и поиск героя. — M., 2006. — С. 156.

Если смотреть на образ Клариссы в реальном времени, можно увидеть праздную, богатую женщину, не очень благополучную, не злую.

Так же Клариссу можно охарактеризовать как несостоявшуюся личность. Кларисса умела мечтать, увлекалась под влиянием Салли утопическими идеями Уильяма Морриса (теперь же читает только мемуары), ее душа знала борьбу и сомнения, особенно по отношению к самому Салли: «It was something central which permeated; something warm which broke up surfaces and rippled the cold contact of man and woman, or of women together… Her relation in the old days with Sally Seton. Had not that, after all, been love?» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. С. 89.

При всем благополучии Клариссы в ней ощущается некое беспокойство, не уверенность — она одинока, затеряна в мире: «She felt very young; at the same time unspeakably aged. She sliced like a knife through everything; at the same time was outside, looking on… far out to sea and alone; she always had the feeling that it was very, very dangerous to live even one day». Жизнь Клариссы запутана для нее: «…what did it mean to her, this thing she called life? Oh, it was very queer…» Woolf V. Mrs. Dalloway. Oxford: Oxford University Press, 2002. С. 44.

Героиня романа, Кларисса анализируется с точки зрения ее окружающей действительности, личности и мыслительного процесса. Она рассматривается с разных точек зрения. Кларисса использует жизнь от момента к моменту и считает, что оставляет свою часть в каждом месте, где бы она не была. Кларисса не особо тепла в своем отношении к окружающим, но определенно заботлива, не может оставаться равнодушной к судьбе и к жизни знакомых ей людей. Кларисса ощущает, что стороны ее личности заполнены любовью к миру, и даже гордиться тем, что может делить свои радости и горести с другими.

Итак «Кларисса» — образ женщины справедливой к окружающим, доброй, заботливой, чувственной, но в тоже время, в ней ощущается некое беспокойство, не уверенность — она одинока, затеряна в мире, можно увидеть ее ярко выраженную несостоятельность как личности. Не состоялась Кларисса и как влиятельная светская дама. Ее образ противоречив. Он наводит читателей на мысль, что хотя во многом и не соглашаешься с главной героиней, осуждаешь ее мысли, ее чувства и нерешительность, все равно относишься к ней как к образу положительному.

Для Вирджинии Вулф женский образ прекрасен, особенно по сравнению с мужским. Он столь прекрасен, что с ним невозможно простится. Он остается с каждым навсегда, и никакие невзгоды, трагедии не уничтожат его. Ради этого образа, ради этой стихии время словно остановилось, застыло, словно море в ясную погоду, когда оно особенно похоже на вечность. Но социальное положение женщины никогда не переставало волновать Вирджинию Вулф. Писательница, в эссе «The Room of One’s Own», обращает внимание на снисходительное отношение мужской критики по отношению к женщинам, которые занимаются творчеством, что в свою очередь приводит к заметному ущербу их творческой деятельности. Многие авторы пытались избежать этого ущерба за счет мужских псевдонимов, но этого было не достаточно. Влияние этого ущерба чувствуется уже на текстуальном уровне: «One has only to skim those old forgotten novels and listen to the tone in which they were written to divine that the writer was meeting criticism; she was saying this by way of aggression or that by way of conciliation» Woolf V. The Diary of V.Woolf. Vol. ii, ed. A.O. Bell. London: Hogarth Press, 2002. С. 141.

Такая предвзятость, для Вирджинии Вулф выражена в эстетическом нежелательном элементе ее творческой деятельности, и является неизбежным следствием того климата, в котором существовали ее современницы, борясь и оспаривая ограниченность жизни, предписанной для них. Образ таких женщин был также увековечен представителями мужского пола в работах по литературе. Вирджиния Вулф в эссе делает упор на то, что это представление традиционно принимает форму зеркального отражения положения женщин в реальной жизни: «Some of the most inspired words, some of the most profound thoughts fall from her lips; in real life she could hardly read, could scarcely spell, and was the property of her husband».

«Almost without exception», — отмечает Вирджиния Вулф, — «shown in their relation to men».

Еще в глубокой древности женщина обладала правом хранить «домашний очаг». Вирджиния Вулф относилась с уважением к подобному праву, но не считала его достойным: «And the phantom was a woman, and when I came to know her better I called her after the heroine of a famous poem, The Angel in the House. It was she who used to come between me and my paper when I was writing reviews. It was she who bothered me and wasted my time and so tormented me that at last I killed her» Woolf V. The Diary of V.Woolf. Vol. ii, ed. A.O. Bell. London: Hogarth Press, 2002. С. 199.

Именно в «Гении Домашнего Очага» раскрывается образ женщины того времени: «I will describe her as shortly as I can. She was intensely sympathetic. She was immensely charming. She was utterly unselfish. She excelled in the difficult arts of family life. She sacrificed herself daily. If there was chicken, she took the leg; if there was a draught she sat in it—in short she was so constituted that she never had a mind or a wish of her own, but preferred to sympathize always with the minds and wishes of others. Above all-I need not say it-she was pure» Woolf V. The Diary of V.Woolf. Vol. ii, ed. A.O. Bell. London: Hogarth Press, 2002. С. 201.

Чистота — лучшее украшение для современницы Вирджинии Вулф, стыдливый румянец заменяет таким женщинам хорошие манеры. Писательница не одобряла поведение таких женщин, но она и не ругала их, просто жалела, сочувствовала им. В те дни — последние дни королевы Виктории — в каждом доме был свой Гений, своя Хранительница Домашнего Очага. И, только начав писательскую деятельность, Вирджиния Вулф сталкивается с такой женщиной в себе: «…she slipped behind me and whispered: «My dear, you are a young woman. You are writing about a book that has been written by a man. Be sympathetic; be tender; flatter; deceive; use all the arts and wiles of our sex. Never let anybody guess that you have a mind of your own. Above all, be pure», — пишет Вирджиния Вулф в эссе «Professions for Women» Woolf V. The Diary of V.Woolf. Vol. ii, ed. A.O. Bell. London: Hogarth Press, 2002. С. 193. То есть женщина должна быть милой, чистой и стараться всеми силами скрывать свое собственное мнение. Именно такую женщину Вирджиния Вулф старается убить в себе и в поколении женщин в целом. Писательница считает, что если бы оставила часть той трусливой женщины в себе, то она бы «вырвала сердце» из работы Вирджинии Вулф. Ведь даже рецензию на роман невозможно написать, если не имеешь собственного мнения, если не выскажешь того, что ты лично считаешь правдой об отношениях между людьми и нравственности. Но все эти вопросы, согласно «доброй хранительнице домашнего очага», женщины свободно и откровенно обсуждать не вправе: им полагается пленять, мирить или, попросту говоря, лгать, иначе они обречены. Вот почему заметив тень ее крыла или отсвет ее ореола на странице, Вирджиния Вулф тут же «швырнула в нее чернильницей». Будучи вымышленной, она оказалась почти непрошибаемой. Ведь призрак убить куда труднее, чем реальность. Так и в обществе: женщины ведут себя как призраки, кружащие около своих покровителей. В творчестве Вирджинии Вулф отображается образ той женщины, которая не может смириться с уготовленной ей участью существования. Она борется, требует, не смиряется. Убийство «Гения Домашнего Очага» составляло для женщины неотъемлемую часть занятий литературой. Иными словами, избавившись от фальши, женщина осталась сама собой.

Вирджиния Вулф с раннего детства понимала, как жесток мир мужчин, окружающих ее. Пережитое в детстве дало свои плоды, и писательница стала такой, какая она есть. Именно четкие разграничения между миром мужчин и женщин, сформировало в писательнице соответствующее отношение к каждому из полов. Опираясь на отношения между родителями, Вирджиния Вулф создает два сложных образа, которые воплощают гендерные различия в традиционном браке, которые воплотились в ее романе «To the Lighthouse».

Главная героиня романа миссис Рэмзи противопоставляется своему мужу, описывается красивой, доброй, умной, понимающей. Самым сильным ее качеством является способность объединять людей. В то же время муж миссис Рэмзи представляется как успешный, но эгоистичный и неумолимый человек. Вирджиния Вулф четко разграничивает женский и мужской образы. Миссис Рэмзи это «fountain and spray of life», а мистер Рэмзи — «like a beak of brass, barren and bare» Woolf V. To the Lighthouse, Oxford: Oxford University Press, 2002. С. 44. Женский образ в романе представлен, с учетом отношения Вирджинии Вулф к матери. Миссис Рэмзи — прекрасная хозяйка, красивая и любящая жена, которая гордится своим умение устраивать незабываемые приемы для гостей в летнем домике на острове Скай. Героиня остро ощущает различия между полами, но, несмотря на этот факт, она уделяет особое внимание мужчинам, которые по ее мнению являются обладателями деликатного эго и нуждаются в постоянной поддержке и сочувствии. Миссис Рэмзи представлена как любящая жена, но ей часто приходится бороться с тяжелым нравом своего мужа, с постоянной переменной в его настроении. Однако благодаря своему женскому началу, героиня побеждает все конфликты, при этом демонстрируя способность устраивать что-то героическое и значительное при самых эфемерных обстоятельствах. британский модернизм вулф женский В результате влияния внешних социальных событий на внутренний мир Вирджинии Вулф, образ женщины формировался посредством пережитого и прочувствованного самой писательницей. Два образа — миссис Дэллоуэй и миссис Рэмзи, наиболее показательные образы женщин времени, когда женщины считались слабыми интеллектуально и физически. Они не имеют права работать и получать образование, только домашние хлопоты и забота о внешности. Воспитание их ограничивалось слабостью характера и покорностью.

Анализ произведений Вирджинии Вулф показывает, что женщина для писательницы это символ, а не просто живое создание. Это символ души человека, символ свободы и страдания. Женщина, в эпоху Вирджинии Вулф была всячески обделена свободой выбора. Борьба таких женщин за свои права, их жертвенность, солидарность, чувство справедливости воплотились в идеале женского образа у В. Вулф. Героини В. Вулф болеют болезнью своего века. Это женщины-борцы за справедливость, жертвы общественных устоев, одним словом это женщины-феминистки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой