Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вообще для творческой индивидуальности С. Н. Терпигорева характерна, так сказать, публицистичность стиля мышления и стиля письма. Публицистичностью отмечены и самые значительные художественные творения -«Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика» и «Потревоженные тени». Однако творческое перо С. Н. Терпигорева дало нам блестящие образцы писательской публицистики, которая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Среднерусская степь: цикл очерков, фельетон, исторические и путевые очерки
  • Глава II. Автобиографическая компонента художественной публицистики: мемуарная проза

Публицистика С.Н. Терпигорева: проблематика и жанровая специфика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сергей Николаевич Терпигорев, известный также под псевдонимом Сергей Атава (1841−1895), оставил значительный след в отечественной литературе, в первую очередь как летописец русской деревни накануне и после отмены крепостного права. О С. Н. Терпигореве в наше время не часто вспоминают и ещё реже его издают. В дореволюционной же России читатели знакомились с произведениями писателя не только на журнальных и газетных страницах. При его жизни в 1880—1890 годы — самое плодотворное десятилетие — были изданы десять книг терпигоревской прозы. В начале XX века и в 1920;е годы интерес к творчеству Терпигорева начал постепенно падать. Спустя четверть века, в конце 1950;х, опубликовано несколько книг этого автора. В предисловиях к ним его уже стали прочно именовать «забытым». Лишь спустя еще тридцать лет, в конце 1980;х годов издательство «Советская Россия» выпустило в свет «Потревоженные тени» (1988), а московское издательство «Правда» — сборник прозы Терпигорева «С простым взглядом» (1990).

Степень изученности проблемы. Оценки терпигоревской прозы на протяжении всей творческой жизни писателя и после его смерти были противоречивыми. Современник писателя критик Петр Быков, первый его биограф, называл Терпигорева «беспощадным и ревностным летописцем эпохи всероссийского оскудения., создавшим огромную, яркую картину борьбы за существование. дворянского сословия», «внимательным летописцем-историком» [1]. По убеждению известного историка русской литературы С. А. Венгерова, написавшего о Терпигореве объёмную статью для «Энциклопедического словаря» [2] Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, это был талантливый беллетрист и фельетонист. Ярким юмористом признавал его известный в конце XIX — начале XX веков писатель, критик, переводчик, издатель и редактор ряда журналов И. И. Ясинский (Максим Белинский). «Писателем преимущественно одной темы» считал Терпигорева автор статьи о нём в многотомной академической «Истории русской литературы», изданной в 1956 году, А. П. Могилянский. Этот историк литературы приписывал публицистике Терпигорева в журнале «Новое время» реакционный характер и утверждал, что писатель видел «единственную беду современного ему крестьянства в потере помещичьего «заступничества». Однако учёный не отказывал Терпи-гореву в «гуманизме» [3]. Если некоторые критики, в частности, С.А. Венге-ров, считали Терпигорева последователем М.Е. Салтыкова-Щедрина, тем более что эти параллели действительно очевидны, то другие, например, Я. Эльсберг, в своей книге «Стиль Щедрина» категорически против этого возражали. Об этом, кстати, говорит и A.A. Шелаева в послесловии к книге произведений С. Н. Терпигорева «С простым взглядом» [4].

В 1970;х годах защищены кандидатские диссертации JI. Гюльмамедо-вой, Г. Т. Андреевой [5]. Для Г. Т. Андреевой тема Терпигорева стала делом жизни: в 1995 году в издательстве Иркутского университета вышла её монография, а в 1998 — защищена докторская диссертация [6]. Написана и кандидатская диссертация A.JI. Сухорукова [7]. Здесь представлены фундаментальные, даже, может, несколько завышенные оценки художественной прозы С. Н. Терпигорева.

Вне поля зрения исследователей остаются целые пласты писательской работы, в том числе публицистика.

Вообще для творческой индивидуальности С. Н. Терпигорева характерна, так сказать, публицистичность стиля мышления и стиля письма. Публицистичностью отмечены и самые значительные художественные творения -«Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика» и «Потревоженные тени». Однако творческое перо С. Н. Терпигорева дало нам блестящие образцы писательской публицистики, которая не только является вкладом в отечественную публицистику второй половины XIX века, но и оставила заметный индивидуальный след в истории русской литературы той эпохи с её проблематикой и жанровыми предпочтениями. Избирая в качестве материала диссертационного исследования публицистику С. Н. Терпигорева, мы исходим из представлений о ней как о выдающемся явлении русской литературы.

Кроме того, учитывая неоднозначность и дискуссионный характер понятия «публицистика», следует сформулировать нашу исходную позицию. Оставаясь литературой по общественно-политическим вопросам современности, писательская публицистика не только имеет свою жанровую специфику, особенности языка и выражается в «форме познания, соединяющей в себе художественно-образные и научно-социологические принципы отображения действительности во имя целостного общественного мнения современников».

8], но обязательно предполагает рассмотрение её в полном творческом контексте автора, прежде всего художественного творчества. Писательская публицистика, таким образом, граничит с искусством, и эта граница не имеет бетонированных укреплений. Сам С. Н. Терпигорев не раз называл свои корреспонденции «литературным трудом» (см., например, «Воспоминания»). В нашей диссертации публицистика писателя достаточно подробно «вплетена» в контекст оценок таких произведений, как «Оскудение», «Потревоженные тени», рассказы петербургского цикла и других. В свою очередь, публицистичность художественных творений С. Н. Терпигорева рассматривается в диссертации как качество повествования, своеобразный код социально-нравственной концепции, общественной философии автора.

Материалом исследования стало творческое наследие С. Н. Терпигорева, представленное на страницах посмертного собрания сочинений писателя.

9], а также отдельные его произведения, опубликованные в «Русском мире», «Гудке», «Голосе», «Отечественных записках», «Историческом вестнике», суворинском «Новом времени», в других авторитетных периодических изданиях 1860−1895 годов. К исследованию подключены и доступные для диссертанта материалы рукописного фонда Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН.

Объект исследования — публицистическая парадигма прозы С.Н. Тер-пигорева. Предметом анализа избраны проблематика и жанры публицистики писателя.

Актуальность темы

диссертации обусловлена 1) соответствием проблематики диссертации приоритетному направлению современного литературоведения, связанному с изучением национальной специфики современного искусства- 2) необходимостью всестороннего изучения не только художественного, но и публицистического наследия выдающегося русского писателя С. Н. Терпигорева, творчество которого современному читателю почти неизвестно- 3) высокой степенью востребованности литературно-краеведческой компоненты истории русской, литературы.

Исследование проведено в рамках одного из научных направлений кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина — литературного краеведения.

Цель исследования заключается в осмыслении содержания и поэтики публицистической прозы Терпигорева не только как историко-литературного явления, но и феномена литературно-общественной жизни второй половины XIX столетия.

Целью диссертации обусловлены задачи: рассмотреть публицистику Терпигорева в контексте его художественного творчества и истории русской литературы XIX векаизучить взаимоотношения писателя с ведущими периодическими изданиями, определить его место в литературно-общественной жизни тех летисследовать проблематику и жанровую специфику публицистики С. Н. Терпигорева, особенности творческого взгляда автора, индивидуальный стиль писателяпроанализировать публицистическую доминанту повестей, рассказов и других жанров художественной прозы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Бытийная концепция С. Н. Терпигорева формировалась в процессе осознания им необходимости гармонии в качестве основы миростроительст-ва. Логику движения социальной и нравственной жизни писатель рассматривал в порядке обусловленности её историческими и природными закономерностями, подчинённости общему причинно-следственному закону.

2. «Оскудение» русской действительности второй половины XIX века С. Н. Терпигорев связывал с так называемым дворянским вопросом, с Положением 19 февраля 1861 года и с той социальной и нравственной деградацией поместного дворянства в пореформенную эпоху, которая стала следствием банкротства всей предшествующей государственной политики в области отношений «хозяев» и крепостных.

3. Публицистика писателя стала одной из форм его активного вмешательства в общественную жизнь России и поставила его в ряд выдающихся литераторов, с авторитетом которого считались. Именно она во многом определяла место писателя не только в истории русской литературы, но и в литературно-общественной жизни эпохи в целом. Публицистичностью как эстетическим качеством отмечена художественная проза С. Н. Терпигорева.

4. Автобиографическая доминанта в публицистике С. Н. Терпигорева, ориентированность на лично пережитое определили не только проблематику произведений, но и их жанровую поэтику с ведущей ролью в ней личности автора. Обобщенный образ автора в художественной прозе и публицистике писателя — одно из достижений художника, обогатившее открытия русской литературы XIX века в области эстетической авторологии.

5. Для публицистической компоненты художественного творчества С. Н. Терпигорева наиболее характерны очерковые формы, синтез подлинности, документальности и образности. Именно к художественному типу терпигоревского очерка можно отнести термин Ю. Н. Тынянова «литература факта». Уже в названиях произведений писателя читателю сообщается проблематика и жанровая поэтика. Своеобразная поэтика заглавий в произведениях С. Н. Терпигорева визуализирует их связь с краеведением.

6. Мастерство Терпигорева-фельетониста отличалось колоритностью созданных типов, правдивостью сюжетов и показа жизни общества, русской столицы и провинции, вниманием к деталям обстановки и подробностям речи героев, к их портретным чертам. Фельетоны Терпигорева ироничны и полемичны.

7. От ранних путевых заметок пристального наблюдателя в дилогии «В степи» автор эволюционировал к путевому «дорожному» очерку с его подчёркнутой этнографической атрибутикой, в первую очередь крестьянской, с особым вниманием к портретам, которые он давал в форме беглых, но выразительных набросков, щедро используя речевые характеристики героев, к их судьбамс иронией как средством выражения жизненной точки зрения автора. В этой серии очерков выделяется «По тихому Дону».

8. Историзм, историческая конкретность характерны для творческого взгляда Терпигорева. Однако об историзме, историчности в связи с публицистикой этого писателя следует говорить не только как о черте мировоззрения автора, но и как о рычаге тематической организации его публицистической деятельности.

9. Самым плодотворным периодом в творческой эволюции С. Н. Терпигорева были 1880 — 1890-е годы: созданы не только «Оскудение», «Потревоженные тени», рассказы петербургского цикла, написана большая часть фельетонов, но и мемуарная публицистика — «Воспоминания», опубликованные посмертно. Именно это произведение в сконцентрированной форме представило мастерство Терпигорева-публициста и ярко продемонстрировало возможности писательской публицистики как явления искусства. Мемуарная публицистика С. Н. Терпигорева освещена чарующим светом автобиографизма. Благодаря ему отдельные фрагменты «Воспоминаний» воспринимаются как самостоятельные завершённые очерковые этюды.

Теоретическая и методологическая база диссертации создавалась с учётом научных концепций представителей разных литературоведческих школ и направлений, идей, связанных с вопросами изучения публицистики как литературно-художественного феномена истории литературы. Привлечены работы Н. С. Тихонравова об историко-литературной роли «второстепенных» авторовисторические концепции Н. И. Костомарова, историко-краеведческие наблюдения И.И. ДубасоваА.Н. Веселовского об исторической поэтикеучение Д. С. Лихачёва об изучении творчества писателя и его произведений в историческом контекстекультурологические концепции Ф. И. Буслаева, А. Н. Пыпина, Ю. М. Лотманаучения Ю.Н. Тынянова о «литературе факта», В. В. Виноградова о языке художественной литературы, М. М. Бахтина о роли автора и автобиографизма в литературном произведении. Изучены разные точки зрения современных теоретиков и историков публицистики, историков русской литературы.

В работе использованы историко-литературный, структурно-поэтический, интерпретационный, социологический, сравнительный методы и подходы.

Научная новизна исследования состоит в оценке роли С.Н. Терпиго-рева в становлении очерка как жанра русской литературыпопытке целостного взгляда на творческую эволюцию С. Н. Терпигореваосмыслении его публицистики в контексте истории и литературы XIX векаанализе роли писателя в развитии мемуарной публицистики, жанров фельетона, путевого очерка, исторического очеркав разработке проблемы русской деревни накануне крестьянской реформы и после отмены крепостного права.

Теоретическая значимость диссертации определяется практической конкретизацией теории жанров цикла очерков, мемуарной публицистики, путевого («дорожного») очерка, исторического очерка, фельетона, индивидуальной жанровой поэтики.

Практическое значение работы. Отдельные наблюдения диссертанта могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в вузе и школе, при составлении комментариев к отдельным произведениям С. Ы. Терпигорева, в пособиях по литературному краеведению.

Апробация основных результатов исследования осуществлялась в ряде докладов на научных конференциях разных уровней: V Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, 2006) — всероссийской научной конференции «Вопросы социально-экономической динамики дотационного региона» (Тамбов, 2006) — региональной научно-практической конференции, посвященной 370-летию города Тамбова (Тамбов, 2006) — XI, XII и XIII научной конференции преподавателей и аспирантов «Державинские чтения» (Тамбов, 2006, 2007, 2008) — на научно-методологическом семинаре кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина, на научном семинаре аспирантов и студентов при Международном научном центре изучения творческого наследия Е. И. Замятина (2006, 2007, 2008). По теме диссертации имеется 10 публикаций, 2 из них на страницах «Вестника Тамбовского университета», рекомендованного ВАК для публикации диссертационных материалов. Главы о С. Н. Терпигореве в пособии для учителя «Литературное краеведение» и учебном пособии для 8−9 классов «Литературное краеведение» написаны со ссылками на публикации диссертанта [10].

Структура диссертации включает Введение, две главы и Заключение. Приложен Список использованной литературы.

Заключение

.

1. http://az.lib/ru/t/Zto 1 sto} lev nikolaevich/text 0340.shtml.

2. Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А. Брокгауз (Лейпциг), И. А. Ефрон (Санкт-Петербург). С-Петербург: «Издательское дело. БрокгаузЕфрон», 1901. Т. 65 (XXXIII). С. 59.

3. Терпигорев, С. Н. Воспоминания // Собрание сочинений С.Н. Терпи-горева (С. Атавы): в 6 т. Т.1 / ред. С. Н. Шубинскогос биогр. очерком, сост. П. В. Быковым и портретом С. Н. Терпигорева. СПб: А. Ф. Маркс, 1899. С. 518.

4. Мордвин, А. И. Литературные беседы // Россия. 1899. № 93.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Собрание сочинений С. Н. Терпигорева (С. Атавы): в 6 т. / ред. С.Н. Шу-бинского: с биограф, очерком, составленным П. В. Быковым, и портретом С. Н. Терпигорева. СПб.: А. Ф. Маркс, 1899.
  2. Т.1 Оскудение. 4.1. XXXII, 494 с.
  3. Т.2. Оскудение. 4.2. Жёлтая книга. Сказания о новых княгинях и старых князьях. — 542 е. Т. З. Потревоженные тени. — 722 с. Т.4. Повести и рассказы. — 572 с. Т.5. Повести и рассказы. 588 с.
  4. Т.6. Исторические рассказы. Дорожные очерки. Воспоминания — 640 с.
  5. С.Н. Узорочная пестрядь. Рассказы и пьесы. СПб.: Ф. Н. Плотников, 1883. — 370 с.
  6. С.Н. Избранное / подготовка текста и вступ. ст. Б. И. Илёшина. — Тамбов: Тамбовское кн. изд-во, 1958. — 183 с.
  7. С.Н. Потревоженные тени / вступ. ст. и примечания Ю. Л. Болдырева. М.: Сов. Россия, 1988. — 560 с.
  8. С.Н. С простым взглядом / сост., послесловие и прим. A.A. Шелаевой. М.: Правда, 1990. — 480 с.
  9. С.Н. Прокажённый путь. Страничка из истории городского самоуправления // Рукописный фонд Сергея Терпигорева ИР ЛИ РАН (Пушкинский Дом). Ф. № 308, Ед. хр. № 6.
  10. A.C. Письма Терпигореву Сергею Николаевичу (Собрание Дашкова П. Я. Архив Терпигорева) // Рукописный фонд Сергея Терпигорева ИР ЛИ РАН (Пушкинский Дом): Ф. № 308. Ед. хр. № 17.
  11. С. Атава. Три княгини // Новое время. 1884. 21 февраля.
  12. С. Атава. Что такое чиновник // Новое время. 1884. 1 января.
  13. С. Атава. На морозе и в тепле // Новое время. 1884. 26 февраля.
  14. С. Атава. Весенние мысли осенью // Новое время. 1884. 23 сентября.1.
  15. В.В. В эпоху семидесятых годов. Воронеж, 1929. — 32 с.
  16. Н.В. Время Лескова пришло. К 175-летию великого русского писателя // Тамбовская жизнь. 2006. 24 ноября.
  17. Н.В. Тайны русского характера: произведения Н. С. Лескова 1880 — 1890 годов. Монография / науч. ред., предисл. В. Е. Андреева. Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2007 — 90 с.
  18. В.Е. Литераторы на тамбовской земле. Краткий справочник: в 2 ч. 4.1. Мичуринск, 1998. — 144 с.
  19. Г. Т. Творчество С.Н.Терпигорева 60 70 гг. // Вестник ЛГУ. 1974. № 20. Вып. 4.
  20. Г. Т. С.Н. Терпигорев (Атава): очерк жизни и творчества. — Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1995. — 145 с.
  21. Г. Т. Цикл очерков С.Н. Терпигорева «Оскудение». Автореферат дис. канд. филол. наук. ЛГУ, 1975. 18 с.
  22. Г. Т. Эстетические функции ключевых понятий в поэтике С.Н. Терпигорева (Атавы) // Вопросы филологии в контексте современности. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1999. С. 14 20.
  23. И.Л. Я хочу рассказать вам. М.: Сов. писатель, 1971. -575 с.
  24. А. Писатель-протоколист // Московские ведомости. 1899, № 250.
  25. М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / сост. и авт. вступ. ст. С.Г. Гончаров- прим. С. Г. Гончарова и С.С. Аверинце-ва. СПб.: Азбука (ACADEMIA), 2000. — 336 с.
  26. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  27. A.A. Искусство и революция. М.: Современник, 1979. — 384 с.
  28. И.А. Воспоминания. Париж: Возрождение, 1950.
  29. И.А. Собр. соч.: в 4 т. Т. 1,3. -М.: Правда, 1988.-480 е., 537 с.
  30. П.В. С.Н. Терпигорев. Биографический очерк // Собрание сочинений С.Н. Терпигорева (С. Атавы): в 6 т. Т. 1. / ред. С.Н. Шубинского. СПб.: А. Ф. Маркс, 1899. — С. V-XXXIII.
  31. В.Б. Лекции по истории государства и права СССР. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1985. — 222 с.
  32. В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей от Гоголя до Ахматовой. М.: Наука, 2003. — 390 с.
  33. В. Фельетоны Терпигорева // Тамбовская правда. 1982. 26 февраля.
  34. А.К. Искусство видеть мир. Портреты. Статьи. — М.: Сов. писатель, 1987.-501 с.
  35. Н.М., Пешков В. П. Тамбовская тропинка к Пушкину. Тамбов: 1999.-221 с.
  36. A.A., Щукин Ю. К. Тамбов. Справочник-путеводитель (Центральная часть). Тамбов: 1999. — 195 с.
  37. А.Е. Очерки о русских писателях. Л.: Сов. писатель, 1964. -741 с.
  38. И. Рассказывал то, что видел. К 165-летию со дня рождения С. Н. Терпигорева // Тамбовская жизнь. 2006. 4 июля.
  39. В.Е. Этнографические интересы A.C. Пушкина // Сов. этнография. 1987, № 6, — С. 60−71.
  40. Л. Творчество С. Н. Терпигорева. Автореферат дис. канд. филол. наук. Баку: Азербайджанский гос. университет, 1972.— 19 с.
  41. Дворянская семья. Из истории дворянских фамилий России. — СПб.: Искусство, 2000. 239 с.
  42. Н.М. Русская деревня на переломе. 1861 — 1880. — М.: Наука, 1978.-287 с.
  43. И.И. Очерки из истории Тамбовского края / сост. Ю. А. Мизис. -Тамбов: 1993.-445 с.
  44. .И. История русской журналистики XIX в. Ч. Ill (1866 1896). -М.: Изд-во МГУ, 1967. — 31 с.
  45. .И. История русской журналистики (1703 1917). — М.: Флинта — Наука, 2000. — 464 с.
  46. Жизнь Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники: в 2 т. Т.2 / сост. В. В. Кунин. М.: Правда, 1987. — 702 с.
  47. Л.Н. Лодыгин. ЖЗЛ. -М.: Мол. гвардия, 1989. 303 с.
  48. Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. М.: Мысль, 1969. — 399 с.
  49. С.П. Степан Разин. Исторический роман: в 2 кн. — Рязань: Дело, 1994.-463,399 с.
  50. Н.В. Оренбургские материалы Пушкина для «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки» // В. Н. Измайлов. Очерк творчества Пушкина. -Л.: 1975.- С. 270−302.
  51. .И. Река золотых зорь. — Воронеж: Центр.-Чернозём, кн. изд-во, 1984.-336 с.
  52. История России. IX XX вв. — СПб.: Образование — Культура, 1996. — 156 с.
  53. История русской журналистики XVIII XIX веков / под ред. проф. A.B. Западова. — М.: Высшая школа, 1963. — 516 с.
  54. Н. Исторические темы в произведениях Пушкина // История. Приложение к газете «Первое сентября».
  55. И.Д. Крестьяне и крепостное хозяйство Рязанской и Тамбовской губерний в первой половине XIX века: К истории кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства. М.: Изд-во МГУ, 1959. — 276 с.
  56. В.А. Неизвестный Тамбов. Тамбов: 1993. — 222 с.
  57. Лейкина-Свирская В. Л. Петрашевцы. М.: Просвещение, 1966. — 164 с.
  58. Ю.А. Емельян Пугачёв и его соратники. Л.: 1975. — 31 с.
  59. .Т. Русская деревня в реформе 1861 года. Чернозёмный центр. 1861 1895 гг. -М.: Наука, 1972. — 422 с.
  60. Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. — М.: Просвещение, 1983. — 253 с.
  61. Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVII нач. XIX веков) / сост. альбома илл., комм, к ним и указ. Р. Г. Григорьев. — СПб.: Искусство, 1999. — 413 с.
  62. К. С.Н. Терпигорев // Исторический вестник, 1895, № 8.
  63. A.B. Русская словесность с XI по XIX столетие включительно: в 2 ч. / сост. A.B. Мезиер. СПб.: Тип. Пороховщикова, 1899 — 1902. — 161, 950 с.
  64. Е.А., Острижная H.A. Он осветил весь мир. Комната-музей А. Н. Лодыгина. Тамбов: 1999. — 14 с.
  65. Мы знали Евгения Шварца / под ред. Н. К. Войцеховской. М.-Л.: Искусство, 1966.
  66. Наш край тамбовский / Материалы к областной научно-практической конференции краеведов. Тамбов: 1989. — 154 с.
  67. H.A. Собр. соч.: в 4 т. Т.4. Художественная проза. Статьи и рецензии. Письма. М.: Правда, 1979. — 416 с.
  68. В.В., Слезин A.A. Российское государство: основные этапы развития. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001. — 256 с.
  69. И.С. Мичуринские были. Из записок краеведа. Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1973. — 167 с.
  70. И.И. Бытописец русской жизни // Тамбовская жизнь. 2006. 18 октября.
  71. И.И. Мы шли покорять мир. Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1992.-215 с.
  72. Р.В. Архивные разыскания А.С.Пушкина по истории восстания Е. И. Пугачёва. Автореферат дис. канд. ист. наук. М.: Моск. гос. архивный ин-т, 1965. 20 с.
  73. Р.В. Над «пугачёвскими» страницами Пушкина. М.: Наука, 1981.-159 с.
  74. Ю.К. Ни дня без строчки // Ю. К. Олеша. Избранное. М.: Правда, 1987.-С. 172−467.
  75. Отечественные записки. Кн. 2. СПб.: 1865.
  76. К.А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра. Дис. канд. филол. наук. СПб.: 2004. 207 с.
  77. К.Г. Золотая роза. Психология творчества. М.: Педагогика, 1991.-224 с.
  78. К.Г. О художниках. — М.: Изобразительное искусство, 1993.-111 с.
  79. В.П. Страницы прошлого читая. — Воронеж: Центр.-Чернозём, кн. изд-во, 1972. 203 с.
  80. М. Летописец недавнего прошлого // Образование, 1990, № 5.
  81. П. Воспоминания о С.Н. Терпигореве // Нива. Ежегод. науч.-популяр. приложение, 1899. С. 763.
  82. Л.В. М.Горький о русском крестьянстве. Контур проблем // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2002. Вып.2. С. 71−74.
  83. Проблемы журналистики. Выпуск 9: Теория и практика печати. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.-144 с.
  84. М. Сатирик-анекдотист // Русская мысль: 1899, № 11. С. 199.
  85. A.C. История Пугачёва. // A.C. Пушкин. Собрание сочинений: в 10 т. Т. VII. -М.: Правда, 1981.-340 с.
  86. Пушкин и Кавказ / сост. Г. И. Кусов. Владикавказ: Менеджер, 1999. -351 с.
  87. И.Е. Далёкое близкое. JL: Изд-во «Художник РСФСР», 1986. -488 с.
  88. Русские писатели о языке. Хрестоматия / под общ. ред. A.M. Докусова. -Д.: Изд-во Мин. проев. РСФСР, 1954. 460 с.
  89. Салтыков-Щедрин М. Е. Избранное / вступ. ст. С. А. Макашина. — М.: Современник, 1976. 624 с.
  90. JI.B. Русский язык и культура речи. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2003. 140 с.
  91. Сергей Николаевич Терпигорев: 150 лет со дня рождения / ред.-сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. Липецк: «Единение», 1995. — 32 с.
  92. А.Я. Сергей Николаевич Терпигорев. — Липецк: Липецкое кн. изд-во, 1961. 30 с.
  93. А. Прогулки с Пушкиным. Фрагмент // Октябрь, 1989, № 4.
  94. В.М. Степан Разин и его время. М.: Просвещение, 1990. -95 с.
  95. В.А. Третья охота. — М.: Сов. Россия, 1968. — 204 с.
  96. И.В. Из истории крестьянской войны 1670 — 1671 гг. (разгром правительственных войск под Тамбовом иуд. Бокино в декабре 1670 г.) // История СССР: 1964, № 2. С. 144 — 151.
  97. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1986.-223 с.
  98. А.Л. Художественная картина мира в прозе С.Н. Терпигоре-ва. Дис. канд. филол. наук. Тамбов. ТГУ им. Г. Р. Державина. 2005. 143 с.
  99. Н. Бунин в Козлове // Тамбовская правда. 1983. 23 декабря.
  100. С четырёх сторон Россия. — Тамбов: 1999. — 415 с.
  101. И.В. Язык и культура // Журналистика и культура русской речи. Вып. 1. М.: Изд-во МГУ- факультет журналистики, 1996. — С. 4−13.
  102. В.Б. Пушкин // A.C. Пушкин. Избранные произведения. -Л.: Лениздат, 1973. С. 3−36.
  103. Е.С. История русской журналистики XIX века. 4.II. Журналистика 50 60 годов XIX века. — М.: Изд-во МГУ, 1967. — 122 с.
  104. А. С.Н. Терпигорев // Новое слово. 1895, № 9.
  105. Хранимый Кавказом. Воспевший Кавказ. Владикавказ: Алания, 1999. — 512 с.
  106. Хрестоматия по истории русской журналистики XIX века / под ред. проф. A.B. Западова. М.: Высшая школа, 1969. — 447 с.
  107. Хрестоматия по философии / сост.: проф. П. В. Алексеев, A.B. Панин. — М.: Проспект, 2001. 576 с.
  108. П.Н. Прошлое Тамбовского края. — Тамбов: Кн. изд-во, 1961.-200 с.
  109. Л.Ф. Культурология. Журналистика. Социальная антропология. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2001. — 80 с.
  110. A.A. Обыкновенный талант // С. Н. Терпигорев. С простым взглядом. М.: Правда, 1990. — С. 451−468.
  111. В.М. Я пришёл дать вам волю. — М.: Эксмо-пресс, 1999. -704 с. 1.I
  112. О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. Энциклопедия, 1966. — 607 с.
  113. Н.Г., Вяземский Б. А. Справочник журналиста. Л.: Лениздат, 1965.-808 с.
  114. Большая советская энциклопедия: в 50 т. Т 46. / гл. ред. С. И. Вавилов. — М.: Большая Сов. Энциклопедия, 1958. 671 с.
  115. Краткий экономический словарь / под ред. Ю. А. Белика. М.: Политиздат, 1989.-399 с.
  116. С.И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1984. — 798 с.
  117. Словарь по этике / под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1981. — 430 с.
  118. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. акад. А. М. Прохоров. — М.: Сов. Энциклопедия, 1980. 1600 с.
  119. Тамбовская энциклопедия / гл. науч. ред. Л. Г. Протасов. Тамбов: 2004. -708 с.
  120. Энциклопедический словарь. Издатели Ф. А. Брокгауз (Лейпциг) и И. А. Ефрон (Санкт-Петербург). — С.-Петербург: Типография акционерного общества «Издательское дело. Брокгауз Ефрон», 1901. Т. 50 (XXV), 65 (XXXIII), -958 с., 478 с.
Заполнить форму текущей работой