Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
Освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; В перечень… Читать ещё >
Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики…» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих категорий несовершеннолетних:
- 1) безнадзорных или беспризорных;
- 2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- 3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
- 4) употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
- 5) совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;
- 6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- 7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- 8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- 9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные УПК РФ;
- 9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- 10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
- 11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
- 12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
- 13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- 14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних также проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Кроме указанных категорий несовершеннолетних, их родителей и законных представителей индивидуальная профилактическая работа с иными лицами может проводиться в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Следует отметить некорректное изложение п. 6 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики…» о несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, что противоречит юридической логике.
Несовершеннолетний, не достигший возраста, с которого наступает административная ответственность, не является субъектом административного правонарушения и не может считаться совершившим данное правонарушение, в связи с этим п. 6 ч. 1 ст. 5 необходимо изложить в следующей редакции: «совершивших деяние, содержащее признаки административного правонарушения».
Из п. 3 ч. 1 ст. 5 данного Закона необходимо исключить слова «нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации», чтобы они не противоречили другим статьям, а сам факт нахождения в указанных учреждениях уже считался бы основанием для проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.
В перечень категорий лиц, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, по непонятным причинам не включены несовершеннолетние, совершающие антиобщественные действия, в том числе (согласно понятию «антиобщественные действия») систематически употребляющие наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В то же время в п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики…» включены несовершеннолетние, употребляющие наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
В формулировке понятия «антиобщественные действия» говорится о систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а в п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики…» признак систематического употребления не упоминается.
Не упоминается в ст. 5 «Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа» Федерального закона «Об основах системы профилактики…» такое основание, как занятие проституцией, в то время как занятие проституцией включено в понятие «антиобщественные действия».
Следует учитывать, что занятие проституцией является административным правонарушением, предусмотренным ст. 6.11 КоАП РФ, и согласно п. 5 и п. 6 ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики…» может и должно рассматриваться в качестве основания для проведения индивидуальной профилактической работы (совершение правонарушения, повлекшее применение меры административного взыскания, или совершение правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность).
Такая ситуация породила юридическую коллизию, так как в понятие «антиобщественные действия» включено другое понятие — «административное правонарушение». Для оптимального изложения ст. 5 в нее необходимо включить такое основание, как совершение антиобщественных действий (убрав признак системности) — тогда перечисление оснований для индивидуально профилактической работы будет менее обширным.