Цель, функции, структура бизнес-плана и порядок разработки бизнес-плана
![Реферат: Цель, функции, структура бизнес-плана и порядок разработки бизнес-плана](https://westud.ru/work/6925208/cover.png)
Необходимо отметить, что выделяется два этапа разработки бизнес-плана: подготовительный и основной. Первоначально необходимо четко сформулировать, желательно письменно, бизнес-идею. Бизнес-идея — это идея, которая может быть использована для построения новой компании или нового направления деятельности в уже существующей компании. Если восприятие окружающей среды и собственных возможностей… Читать ещё >
Цель, функции, структура бизнес-плана и порядок разработки бизнес-плана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как уже было сказано выше, бизнес-план представляет собой экономическую программу продуктивного управления организацией. Данная программа состоит из конкретных действий по улучшению производства и продаж, а также включает в себя разработку рыночной стратегии, которая обеспечивает их эффективность. Следует отметить, что главной целью бизнес плана является подтверждение коммерческой состоятельности управленческих решений, которые имеют прямое отношение к созданию или развитию предприятия. При этом требуется выполнения следующих требований: во-первых, полная окупаемость вложенных средств; во-вторых, получение такого размера прибыли, который обосновывает отказ от какого-либо другого способа использования капитала и возмещает риск неопределенности конечного результата.
При разработке бизнес-плана для вновь создаваемых предприятий следует принимать во внимание следующие требования:
- · Бизнес-план должен быть составлен так чтобы потенциальный партнер или инвестор могли без труда найти необходимые пункты и разделы.
- · В связи с тем что бизнес-план как правило содержит конфиденциальную информацию, целесообразно контролировать его распространение.
- · Так как по степени разработанности бизнес-плана судят о компетентности предпринимателя, то он должен быть профессиональным,
- · В бизнес-плане все расчеты должны быть выполнены без ошибок, в противном случае это может оттолкнуть потенциального инвестора или партнера.
- · Необходимо отметить, что выделяется два этапа разработки бизнес-плана: подготовительный и основной. Первоначально необходимо четко сформулировать, желательно письменно, бизнес-идею. Бизнес-идея — это идея, которая может быть использована для построения новой компании или нового направления деятельности в уже существующей компании. Если восприятие окружающей среды и собственных возможностей соответствует действительному положению вещей, то бизнесидея будет работать. От того, насколько успешной окажется ваша бизнес-идея, будет зависеть уровень вашего будущего дохода. Для того, чтобы правильно выбрать успешную бизнес-идею, необходимо проанализировать экономическую обстановку на рынке товаров и услуг. Рынок представляет собой организацию экономических отношений, это ничто иное, как люди и организации, которые являются потенциальными покупателями товаров и услуг, для удовлетворения своих потребностей. В связи с этим общая схема бизнеса описывается следующей последовательностью действий:
- · поиск неудовлетворенной потребности людей (и организаций), которые обладают платежеспособностью.
- · Удовлетворение этой потребности продажей товара или услуги.
Таким образом, бизнес-идея должна описать технологию удовлетворения потребности людей, обладающих платежеспособностью. Сформулированная письменно бизнес-идея является стержнем будущего бизнес-плана. После благополучного создания бизнес-идеи следует приступить к выполнению экспресс-расчета прибыльности. Для этого необходимо собрать всю доступную информацию о расходах и возможных доходах.
Если экспресс-расчет показывает окупаемость вложенных средств, то можно переходить к основному этапу разработки бизнес-плана. На данном этапе рекомендуется выполнить разработку бизнес-плана в следующей последовательности.
Описание продукта, который будет лежать в основе предпринимательской деятельности, а также описание предприятия, которое должно производить данный продукт. Характеристика рынка сбыта выбранной продукции. Определение потребности по организации и функционированию предприятия, которое будет производить описанную ранее продукцию. Определение потребности в финансовых средствах, требуемых для создания предприятия, и расчет финансового обеспечение предпринимательского проекта. Разработка правового обеспечения и графика реализации проекта, а также описание возможных проблем при реализации проекта и путей их преодоления. Представление положительного эффекта проекта и подбор материалов для приложений. И, наконец, составление резюме согласно и оформление титульного листа.
Представление (презентация) бизнес-плана потенциальным инвесторам является не менее важной и ответственной задачей, чем его разработка. Иными словами бизнес-план должен быть ясным, доступным и удобным для пользователя. Необходимо учитывать функции бизнес-плана для выполнения приведенных выше требований. На сегодняшний момент на практике выделяются следующие функции бизнес-планирования, представленные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Основные функции бизнес-плана.
Внутрифирменная деятельность. | Внешние функции. |
Разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельности. | Привлечение для реализации проектов инвестиций. |
Разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги). | Обоснование для включения проектов в государственные программы и получение средств из централизованных источников. |
Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов. | Получение банковских кредитов. |
Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования. | Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке. |
Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов. | Организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности. |
Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы. | Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп. |
Мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы Формирование благоприятного имиджа фирмы План мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы. |
Для того чтобы цели и задачи бизнес-плана были достигнуты, он должен обладать определенной структурой. Структура и перечень вопросов, которые должны быть отражены в бизнес-плане, нормативно не регламентируются, это связано с тем, что бизнес-план направлен на внешнего читателя. Иными словами бизнес-план представляет собой своеобразную рекламу проекта, а значит, он должен акцентировать внимание на позитивных сторонах проекта. В бизнес-план рекомендуется включать следующие разделы.
Титульный лист, который должен содержать не только сведения о названии проекта, но также и краткую информацию о сути проекта и его разработчиках. Также на титульном листе нелишне указать показатели финансирования проекта: общая сумма, собственные и заемные средства, средства государственной поддержки.
Обзорный раздел (резюме) находится в начале документа и является кратким отражением идей и основных аспектов плана. Резюме должно включать следующую информацию:
- · наименование проекта и его описание;
- · сведения о текущей ситуации на рынке и в отрасли;
- · долгосрочные и краткосрочные цели проекта: ожидаемый рост и доходы за определенный период времени;
- · тактический план, краткая информация по достижению поставленных целей;
- · необходимость в инвестициях и направления их использования;
- · основные экономические показатели эффективности проекта;
- · возможные риски и система страховок.
Концепция составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит самое основное из всех его разделов. При необходимости или возможности привлечения иностранных инвесторов резюме подготавливается на русском и на английском языках.
В разделе анализ рынка сбыта отражается факт того, что продукт или услуги имеют рынок сбыта, и более того возможность предприятия достичь успеха этом рынке. При составлении бизнес-плана необходимо оценить как сам рынок, так и его участников — потенциальных конкурентов. Характеристика рынка включает в себя:
- · размеры рынка;
- · направления развития рынка;
- · динамика цен на рынке;
- · прогнозируемая доля рынка, которую займет продукт предприятия.
Характеристика конкурентов:
- · перечень основных конкурентов;
- · их финансовое положение, а также сильные и слабые стороны;
- · возможная реакция конкурентов;
- · удельный вес в обороте рынка.
При составлении данного раздела используются метод экспертных оценок, маркетинговые исследования, сбор статистических данных.
Следующий раздел стратегии маркетинга тесно связан с предыдущим. Маркетинговую стратегию следует обозначить на срок от 1 до 5 лет. Маркетинговый раздел бизнес-плана должен содержать указание на целевую аудиторию. Это люди, или часть общества, ввиду какой-либо общей особенности нуждающаяся в ваших товарах и услугах. Целевой аудиторией могут рассматриваться также предприятия, хотя понятно, что решения о закупках принимают люди. Данный раздел, помимо целевой аудитории, включает в себя:
- · ценовую политику;
- · каналы сбыта;
- · сервисное и гарантийное обслуживание;
- · прогноз новой продукции;
- · реклама.
Следует отметить, что рекламу, в зависимости от размера организации и ее бюджета, иногда, выносят в отдельный раздел бизнес-плана.
Юридический план. В этом разделе бизнес-плана развернуто описываются все сложности юридических аспектов. Сложности, в свою очередь, могут возникать в связи с тем, что многие виды деятельности требуют детальной проработки: акцизы, сертификаты, разрешения. В юридическом плане необходимо обосновать организационно-правовую форму вновь создаваемого предприятия, а также условия различного рода договоров.
Задача следующего раздела бизнес-плана, финансового плана, заключается в доказательстве эффективности проекта. Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
- · отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);
- · планом движения денежных средств (Кэш-Фло);
- · балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
Нередко раздел финансового плана разделяют на три самостоятельных: расходы, доходы, финансовый результат. В любом случае финансовый раздел должен быть проработан максимально детально, инвесторам должно быть понятно чем предприятие занимается, каковы его обороты, а также доходы и прибыль.
Оценка рисков представляет собой расчет, анализ и оценку риска проектных решений в достижении намеченной цели. В связи с тем, что не существует безрисковых предприятий, то стремиться необходимо к их минимизации. В данной главе зачастую делается SWOT или PEST-анализ, но возможно и простое описание возможных неблагоприятных ситуаций. Многие предприниматели считают данный раздел формальностью, которая не пригодится на практике. На наш взгляд, это один из главных пунктов при разработке бизнес-плана, так как при постоянно изменяющейся внешней среде организации любое изменение может негативно отразиться на деятельности предприятия, будь то изменение налогового законодательства или изменение ценовой политики поставщика.
В основе бизнес-плана лежит бизнес идея, именно от нее зависит структура бизнес-плана. Собственно, наличие реальной бизнес идеи специалисты считают основным фактором эффективности бизнеса. Предпринимательская идея — это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания иметь товар, который будет произведен предпринимателем. Иными словами, это продуманное, проанализированное, просчитанное, четкое представление о том, как потребность потенциального потребителя может быть удовлетворенна, путем конкретных действий предпринимателя.
Таким образом, следует подчеркнуть, что бизнес-план должен отражать все аспекты деятельности организации, как внутренней среды, так и внешней. Грамотно структурированный бизнес-план является залогом эффективности нового предприятия. Однако следует иметь в виду, что описанная выше структура бизнес-плана не является универсальной и обязательной, так как в силу специфики различных сфер бизнеса структура и содержание бизнес-плана могут меняться.