ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС особСнности школьников 5-6 классов

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

АлгСбраичСской символики Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π΅Π²Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ курса Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹, бСзусловно, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ свСдСно Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ алгСбраичСского языка ΠΊΠ°ΠΊ особого языка описания Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НСобходимо, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΡΡ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ алгСбраичСский язык ΠΊΠ°ΠΊ инструмСнт собствСнной ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, встаСт мСтодичСская Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎ-пСдагогичСскиС особСнности школьников 5-6 классов (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ школьников возраста 10−12 Π»Π΅Ρ‚

Достаточно Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ господствовало ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠ΅ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, П.П.Блонского), Ρ‡Ρ‚ΠΎ элСмСнты Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹ слСдуСт ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΡ… классах Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ особСнностСй младшСго школьника, Π½Π΅ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ абстракций Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ высокого уровня. Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования психологов (П.Π―.Π“Π°Π»ΡŒΠ½Π΅Ρ€ΠΈΠ½, Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ², Π”. Π‘. Эльконин ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…) ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² (А.И.ΠœΠ°Ρ€ΠΊΡƒΡˆΠ΅Π²ΠΈΡ‡, А. М. ΠŸΡ‹ΡˆΠΊΠ°Π»ΠΎ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…) Π±Ρ‹Π»ΠΎ установлСно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ возмоТности ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ систСмС обучСния Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ заниТались. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ 6−11 Π»Π΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎ ΡƒΡΠ²ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ содСрТаниС Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… алгСбраичСских понятий. ΠŸΡ€ΠΈ этом Ρƒ Π½ΠΈΡ… Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ прСдпосылки ΠΊ Ρ‚СорСтичСскому Ρ€Π°ΡΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ (особСнно Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π±ΡƒΠΊΠ²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ символики).

Π’ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ обучСния элСмСнтов Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹, особСнно ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ с Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ содСрТаниСм, позволяСт ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ явлСний Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·ΡŒ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½, Π° ΡΡ‚ΠΎ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ большоС влияниС Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ мировоззрСния учащихся. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ алгСбраичСского ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° способствуСт Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρƒ ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… логичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΈ ΡΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π·, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚изация, индукция ΠΈ Π΄Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ†ΠΈΡ.

Вопрос ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρƒ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ постановку Π΅Ρ‰Π΅ Π΄Π²ΡƒΡ… вопросов: ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ самой Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹ ΠΈ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ дСтского ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π°. ΠŸΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ обучСния:

  • Β· ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»Π°ΡΡŒ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ явлСния чСловСчСской ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹;
  • Β· Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ силы Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Каким ΠΆΠ΅ трСбованиям Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€ΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ тСксты, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ систСматичСского курса Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹?

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π²Ρ‹Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ аспСкт Π² ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ тСкста, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ элСмСнты алгСбраичСского знания:

  • Β· алгСбраичСский язык ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ абстрактный язык описания Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ;
  • Β· алгСбраичСская опСрация Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС всСх Π΅Π΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… свойств;
  • Β· алгСбраичСскиС структуры ΠΊΠ°ΠΊ спСцифичСская Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° прСдставлСния (кодирования) ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ;
  • Β· сСмантика алгСбраичСских понятий ΠΊΠ°ΠΊ прСдпосылка создания основных аспСктов Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ связаны Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ со ΡΡ„Π΅Ρ€ΠΎΠΉ «Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ» (ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ) ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΠΎ сфСрой Π΅Π³ΠΎ «Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ» ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°.

УсвоСниС Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹ — это освоСниС Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ языка, Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… способов познания, Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ видСния Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Однако для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Π° Π±Ρ‹Π»Π° усвоСна Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… своих Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… аспСктах, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ Π±Ρ‹Π» психологичСски ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌΡƒ Π΅Π΅ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ. Π’ Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Π΅Ρ‰Π΅ Π΄ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° изучСния собствСнного курса Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ сформированы ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ смогут «ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ» слоТный алгСбраичСский ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π». Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΏΡ€ΠΈ конструировании ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… тСкстов слСдуСт ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π²ΠΎ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ собствСнно ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ линию.

ΠžΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ рост Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚. Π’ Ρ‚ΠΎΠΌ числС:

Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎ «Π²Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ» понятийный ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, помогая Π΅ΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ², Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ;

Π² ΠΌΠ°ΠΊΡΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ общСния Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ позволяСт «ΡΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ» смысл матСматичСских понятий, минуя Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚ΠΎΠ΅ словСсно-логичСскоС Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ;

ΡƒΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ с ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ ΠΊΠ°ΠΊ основныС ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΠ²Ρ€ΠΈΡΡ‚ичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·Ρ‹ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ экспСримСнта;

Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°;

ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚ΡƒΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… прСдчувствий ΠΈ Π²Π΅Ρ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ Π΄Π°Π»Π΅Π΅;

Π²Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠ΅ ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ пространство осмыслСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°, Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ мыслСнныС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΡ‚ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° ΠΊ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΎΠ³Ρƒ, ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния ΠΊ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡŽ, ΠΎΡ‚ Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ — ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€Π°Ρ€Π³ΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ Π΄Π°Π»Π΅Π΅.

ΠŸΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ 10−12 Π»Π΅Ρ‚ с Π±ΡƒΠΊΠ²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π·Π½Π°ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Π² Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ…, посвящСнных ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ числовых мноТСств, прСслСдуСт Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π»ΡŒ, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ: Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ осмыслСнно ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ алгСбраичСского языка ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ инструмСнта, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π² ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠΌ ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ Ρ„ΠΈΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π»ΡŽΠ±Ρ‹ΠΌΠΈ числовыми ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ способу Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π°Π½Π°Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ скрытыС закономСрности Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ своСго ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°.

ΠžΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΠ² ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π±ΡƒΠΊΠ²Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π½Π°ΠΊΠ°, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠΌ описания Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ Π½Π° Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚ричСском, ΠΎΠ±Ρ‹Π΄Π΅Π½Π½ΠΎ-ТитСйском, физичСском, числовом ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅ — Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… алгСбраичСских Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ. ЀактичСски Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ способности ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Ρ‹ Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, ТитСйского ΠΈ Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π° Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Π°ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ язык.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π° ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ΅ использованиС алгСбраичСских Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ, являСтся ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ выраТСниями. Π“Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ здСсь — это Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… числовых Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Наблюдая Π·Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ числовых Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ алгСбраичСских Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ приходят ΠΊ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡŽ связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ самими алгСбраичСскими выраТСниями.

Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅

алгСбраичСской символики Π½Π° ΡΡ‚Π°ΠΏΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠ΅Π΄Π΅Π²Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ курса Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹, бСзусловно, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ свСдСно Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ алгСбраичСского языка ΠΊΠ°ΠΊ особого языка описания Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НСобходимо, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΡΡ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ алгСбраичСский язык ΠΊΠ°ΠΊ инструмСнт собствСнной ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, встаСт мСтодичСская Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° формирования ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ стиля ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ учащихся. Указанная Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π° Π² 5−6 классах Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ (Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ знакомства учащихся с ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ тСкстовых Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΡƒΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ) ΠΈ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ (Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ формирования ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹).

Для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ учащиСся ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π»ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ тСкстовых Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ особого Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π° Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈΡ… Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡΡ‚ с ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ элСмСнтами ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΡƒΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ. Они учатся Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ:

ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ;

основаниС для составлСния уравнСния;

ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡƒΡŽ для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… избыточности ΠΈΠ»ΠΈ нСдостаточности Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ….

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, школьники учатся ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡƒΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ с Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ условиями Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, ΠΏΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ составлСны эти уравнСния; ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ (ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ) Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ прСдставлСния условия Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ (Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ рисунков, схСм, Ρ‚Π°Π±Π»ΠΈΡ† ΠΈ Ρ‚. Π΄.). УчащиСся Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ подводятся ΠΊ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΡŽ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ΄Π½Π° ΠΈ Ρ‚Π° ΠΆΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ситуация ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ матСматичСски Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π° с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° внСшнС Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½Ρ‹ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΆΠ΅ уравнСния.

Π’ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ΅ развития психологичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π°Π»Π³Π΅Π±Ρ€Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ умСния Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π΄ΠΎΠ³Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ вопросы, ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹, Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€Π³Π°Ρ‚ΡŒ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ