Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содержание и функции досуга молодёжи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общение ради совместных согласованных действий молодёжи возникает не только в производственно — экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодёжи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам: по содержанию (познавательные, развлекательные); по времени (кратковременные, периодические, систематические… Читать ещё >

Содержание и функции досуга молодёжи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Досуг — это деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг — это деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определённых интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия — вот чем и ещё многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодёжного досуга. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворённость своим свободным временем. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности.

И так можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:

  • — досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
  • — досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
  • — досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
  • — досуг формирует и развивает личность;
  • — досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
  • — досуг стимулирует творческую инициативу;
  • — досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
  • — досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
  • — досуг формирует позитивную «Я — концепцию»;
  • — досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
  • — досуг способствует самовоспитанию личности;

Таким образом, можно констатировать, что сущностью молодёжного досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир». Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники — благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. В сфере досуга молодёжь более открыты для влияния и воздействия на них самых социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе. Жизнедеятельность молодёжи предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.

Формы проведения досуга молодёжи существенно отличаются от форм досуга других возрастных групп в силу присущих молодым духовных, физических, социальных потребностей, психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональность, динамичную смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечёт всё новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание поисковой активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодёжи носит достаточно выраженный характер. Масштаб этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающейся мир, в который молодёжь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодёжь. Этот мир обеспечивает молодёжи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодёжь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодёжных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

К другим особенностям молодёжного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодёжи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Общение в молодёжной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. Тяга к общению со сверстниками объясняется огромной потребностью молодёжи в эмоциональных контактах. Когда речь идёт о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно.

Эту особенность молодёжного возраста точно подметил и описал И. В. Бестужев — Лада: «Для молодёжи «посидеть компанией» — жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» — туризма, спорта, библиотечного и клубного дела — при всём этом молодёжь упрямо «сбивается» в компании сверстников.

Значит, общение в молодёжной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически". Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодёжи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как: необходимое условие жизнедеятельности человека и общества; источник творческого преобразования индивида в личность; форму передачи знаний и социального опыта; исходный пункт самосознания личности; регулятор поведения людей в обществе; самостоятельный вид деятельности.

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодёжи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определённые навыки общения с людьми различного социально-психологического склада.

Общение молодёжи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие её потребности: в эмоциональном контакте, сопереживании; в информации; в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодёжное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодёжного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определённой информацией, которой нет у других и которая имеет ценность для этих других.

Общение ради совместных согласованных действий молодёжи возникает не только в производственно — экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодёжи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам: по содержанию (познавательные, развлекательные); по времени (кратковременные, периодические, систематические); по характеру (пассивные, активные); по направленности контактов (непосредственные и опосредованные). Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. Надо подчеркнуть, что характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления — как личностные, так и общественные.

В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут. Основные особенности досуга молодёжи — высокий уровень культурно-технической оснащённости, использование современных досуговых технологий. В наше время компьютеров и компьютерных сетей, современнейшей аппаратуры, у молодёжи возрастает интерес к «индустриальным» видам досуговых игр, связанных с использованием игровых автоматов и компьютеров. Особое место в жизни молодежи занимает интернет. Сейчас в сетевом пространстве интернета появляется всё больше возможностей для самых разнообразных человеческих проявлений и деятельности. Уже сегодня многие молодые люди там учатся, трудятся и отдыхают; развлекаются, общаются, спорят; торгуют, воюют, одалживают и возвращают деньги, убегают от мира или путешествуют; играют в азартные игры, знакомятся, посредничают в делах, влюбляются, мошенничают и крадут; добиваются признания и славы, находят душевное отдохновение и простор для реализации своих талантов. Все это многообразие проявлений активности можно условно разделить на два класса: 1) активность, аналогичная той, которую люди практикуют в обычной жизни; 2) активность, невозможная в реальном мире, но издавна «совершаемая» в воображении, мечтах, играх, художественном творчестве.

В интернете общение между людьми становится более доступным, неформальным и простым. Теперь любой человек получает возможность чаще вступать во взаимодействие не только с поставщиком (распространителем, продавцом), но и с автором того или иного произведения (нового романа, фильма, песни). В интернете человек может иметь множество масок, личин, имен, образов, что создаёт дополнительные возможности для самореализации, творчества, игры, создания своего пространства, своего мира. Учитывая возрастающую увлеченность молодого поколения глобальной сетью, новая форма — флеш-моб — может стать механизмом для вовлечения молодёжи в активную фазу досуга. Флеш — моб переводится как «вспышка толпы». Это интернет-технология, которая позволяет любому множеству людей договориться друг с другом, чтобы синхронно осуществить какое-то определенное, заранее согласованное действие. Через интернет между участниками распространяется сценарий того, что, где и когда надо сделать, и каждый волен как выполнить эту инструкцию, так и проигнорировать ее.

Культура досуга — это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.

Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания — все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодёжи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга.

Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. Все эти условия нужно учитывать в организации досуга молодёжи и в его совершенствовании. Этот уровень досуга называют созерцательным. Ему соответствует общение между близкими по духу людьми. В наше время запросы и интересы молодых людей непрерывно меняются и растут, усложняется и структура досуга.

Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения. Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. В возрастном, профессиональном, в социальном положении люди неоднородны. Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями, уровнем культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.

Кратко охарактеризуем эти общности с точки зрения социальной психологии. Для этого начнем с характеристики самой личности. Для совершенствования деятельности по организации досуга большое значение имеет понимание процессов, связей и взаимоотношений, происходящих в так называемых малых группах.

Они являются центральным звеном в цепи «личность-общество», потому что от их посредничества в наибольшей мере зависит степень гармоничности сочетания общественных интересов с личными интересами и интересами окружающей человека микросреды. В целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности.

А для социально-психологического подхода характером немного другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой — сказывается на формировании сознания личности.

Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Итак, группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия».

Таким образом можно сказать, что досуг играет огромную роль в жизни молодёжи. Только в досуге молодёжь самореализуется. Для досуга характерна свобода личности, которая выражается в выборе форм, места, времени проведения досуга.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой