Государственная политика в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти
Система исполнительной власти является весьма закрытой для граждан и бизнеса. По данным международных исследований, по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место. В то же время, по данным экспертов, сокращение уровня непрозрачности в среднем на один пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долл., прямых… Читать ещё >
Государственная политика в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы студент должен:
знать
- • актуальные проблемы состояние развития информатизации в органах государственной власти;
- • основные положения государственной политики в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти;
- • общие положения Государственной автоматизированной системы «Управление» ;
- • основные положения государственной политики в сфере региональной информатизации;
уметь
- • использовать методы определения проблем обеспечения единства государственной политики в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти;
- • разрабатывать условия использования информационных технологий в органах государственной власти;
- • анализировать условия государственной политики региональной информатизации;
- • использовать средства информационной инфраструктуры региональной информатизации;
владеть
- • навыками анализа основных мероприятий по реализации государственной политики в сфере использования информационных технологий в органах государственной власти;
- • навыками и методами реализации использования условий региональной информатизации.
Актуализация использования информационных технологий в органах государственной власти
По свидетельству международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. По ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы.
Согласно индексу GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который определяется один раз в два года Всемирным Банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга.
Система исполнительной власти является весьма закрытой для граждан и бизнеса. По данным международных исследований, по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место. В то же время, по данным экспертов, сокращение уровня непрозрачности в среднем на один пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долл., прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1% и сокращением инфляции на 0,46% (86).
Внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти осуществляется интенсивными темпами. В ряде государственных органов созданы основы информационно-технологической инфраструктуры, формируется организационно-методическое и кадровое обеспечение эффективного использования информационных технологий.
Растет численность сотрудников органов государственной власти, обеспеченных персональными компьютерами, отвечающими современным требованиям. В большинстве органов государственной власти созданы территориально распределенные компьютерные сети, в том числе имеющие доступ в сеть Интернет.
Доля затрат на закупку программного обеспечения и услуги системной интеграции в структуре бюджетных расходов на использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти увеличивается, что в целом отражает развитие информационных систем и ресурсов, используемых в деятельности органов государственной власти.
В структуре государственной власти функционируют органы, ответственные за реализацию государственной политики в сфере использования информационных технологий, формируется система межведомственной координации государственных программ и проектов использования информационных технологий.
Повышается качество управления процессами использования информационных технологий. Значительное число органов государственной власти имеет квалифицированный персонал, на который возложена ответственность за создание и внедрение ведомственных информационных систем.
Успешно реализуются проекты и программы внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота и информационного взаимодействия, управления информационными, материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами, а также предоставления государственных услуг.
Успешно реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота, управления материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами, а также проекты интеграции государственных информационных ресурсов между собой в рамках внедрения электронных административных регламентов предоставления государственных услуг.
Органы государственной власти создают и используют интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности, а также для предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций.
Проводимые мониторинг и оценка эффективности использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти являются основой для уточнения направлений реализации государственной политики и корректировки государственных программ и проектов в этой сфере.
Важным этапом в области обеспечения открытости органов государственной власти стало принятие Закона «О доступе к официальной информации», который регулирует правоотношения, связанные с доступом к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, обеспечивая тем самым их прозрачность и реализацию конституционного права граждан свободно искать и получать информацию.
Несмотря на принятые меры, уровень использования ИКТ и современных информационных систем в системе государственного управления в органах государственной власти остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственной власти.
Поэтому государством принято решение реформировать административную систему с целью значительного повышения эффективности государственного управления и кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти на основе перехода на массовое использование ИКТ.
В связи с этим разработаны концептуальные официальные документы (87—92), в которых определены основные положения государственной политики в области информатизации органов государственной власти в Российской Федерации.
В названных концептуальных документах сформулированы базовые положения государственной политики в области совершенствования деятельности органов государственной власти и повышения ее эффективности на основе использования автоматизированных систем и информационных коммуникационных технологий: цели и задачи, принципы и основные направления.
В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности органов государственной власти.
Реализуемые программы модернизации системы государственного управления на основе внедрения и использования ИКТ предусматривают мероприятия, направленные на:
- • обеспечение информационной открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти;
- • формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры на территории страны;
- • обеспечение роста объемов финансирования государственных программ и проектов, предусматривающих использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти;
- • повышение квалификации государственных служащих и уровня технической оснащенности государственной службы;
- • распространение опыта успешного использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти.
Внедрение названных мероприятий создают необходимые предпосылки для широкого внедрения и использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти.