Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы аудита

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, является Федеральный закон от 07.08.2001года № 119 — Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 03.11.2006 года) до его принятия, аудиторская деятельность регулировалась Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые были утверждены Указом Президента Российской Федерации от… Читать ещё >

Теоретические основы аудита (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие, цели, задачи, нормативное регулирование аудита

" Аудит" в переводе с латинского означает «audio» и переводится как «слушатель» или «слушающий». Аудит дает оценку экономического состояния организаций, предприятий, коммерческих банков, холдингов, корпораций и т. д.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг [11, с. 8].

Привлечение аудитора делается с той целью, что бы проверить состояние хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени. Аудитор это специалист, который проходит специальную аттестацию и получает разрешительное право на ведение своей деятельности в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аудит имеет некоторые отличия от судебно-бухгалтерской экспертизы. Основное отличие в том, что аудит является независимой проверкой, а судебно-бухгалтерская экспертиза производится в принудительной форме по решению судебных органов.

Судебно-бухгалтерская экспертиза, её специфика главным образом выражается в процессуально — правовой форме и позволяет в ходе изучения уже совершенных хозяйственных операциях получить необходимые доказательства в правильности применения экспертных знаний в области бухгалтерского учета.

Аудит необходим, несмотря на существование гражданского или уголовного дела. Так как судебно-бухгалтерская экспертиза является процессуально — правовой формой она в принципе не может существовать вне уголовного или гражданского дела.

У ревизора и аудитора отличительно разный подход к проверяемой документации, во взаимоотношениях с клиентом, с выводами которые сделаны по результатам проверки и так далее.

С экономическими преобразованиями в современной России появилась профессия аудитора ну и сама аудиторская деятельность.

Аудиторская деятельность на протяжении последних 25 лет постоянно развивается, непрерывно расширяется ассортимент и объем предоставляемых услуг, которые осуществляются аудиторскими фирмами.

Выделится три стадии развития аудита: подтверждающая; системно-ориентированная; стадия аудита базирующуюся на риске.

Подтверждающая стадия аудита — характеризуется тем, что во время проведения аудиторской проверки аудитор-бухгалтер проверяет и подтверждает почти каждую хозяйственную операцию и параллельно с бухгалтером создает собственные учетные регистры. Такую услугу можно назвать восстановлением или ведением учета.

По причине того, что аудит является предпринимательской деятельностью, то такая деятельность, прежде всего, ориентирована на извлечение прибыли. Аудитор должен избрать такой метод проверки, что максимально быстро и качественно осуществить свои услуги.

Метод аудита, который базируется на риске, заключен в выборочной проверке, исходя из условий работы предприятия, обращая особое внимание на проблемные места в его работе. Такой метод позволит уделить больше времени на аудиторскую проверку в тех областях, где риск выше, тем самым сократить время на области с низким риском.

Системно-ориентированный аудит предусмотрен в наблюдении за системами, которые контролируют операции, такая стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При отлаженной работе системы внутреннего контроля, существенно облегчается проведение внешнего аудита, тем самым позволяет внешним аудиторам ограничить свою работу выборочной проверкой или произвести тестирование отдельных объектов контроля.

Главная цель аудита — дача объективной, реальной и точной информации об аудируемом объекте. Аудиторство является самостоятельной формой контроля и представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Цель — определить достоверность финансовой отчетности, полноту и соответствие действующему законодательству и требованиям, которые предъявляются к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Требования к ведению аудиторской деятельности способствует достижению главной цели аудита, а именно:

  • — независимость и объективность проведения аудиторских проверок;
  • — конфиденциальность и не разглашение полученной информации;
  • -профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора;
  • -использование методов статистики и экономического анализа;
  • -использование новых информационных технологий;
  • -умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; -доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;
  • -ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок;
  • -содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Вышеперечисленные особенности определяют нормы поведения аудитора Обязательный аудит регламентируется государством. Правительство Российской Федерации утвердило основные критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит (смотри приложение Б). На все эти виды аудита, кроме государственного, необходимо иметь соответствующие лицензии, выдаваемые Центральным банком и Минфином Российской Федерации. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако, в Счетной палате Российской Федерации существует должность аудитора.

Аудит от аудиторской деятельности отличен тем, что аудиторская деятельность предусматривает всевозможные аудиторские услуги. В последнее годы особое внимание обращается на повышение эффективной системы в управлении предприятия, где в первую очередь смотрится на системы внутреннего контроля. Это самый системный подход и подготовил необходимую почву в рождении качественных аудиторских услуг. То есть аудиторские организации все больше и больше начали заниматься консультационной деятельностью, чем непосредственно самим аудитом.

Аудит и аудиторская деятельность различны в результатах своей деятельности. Результат аудита — это выводы о состоянии финансовой отчетности, реальности статей баланса, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций. Результат аудиторских услуг — это возможное состояние объектов в будущем (прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля).

Аудиторская проверка финансовых отчетов устанавливает:

  • — точность отраженных, в них финансового положения и результатов деятельности предприятия;
  • — соответствие бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям на проверяемом предприятии;
  • -соблюдение предприятием действующего законодательства в отношении, которого осуществляется проверка

Интересен сам факт, что проверку достоверности отчетности предприятия на предмет соблюдения действующего законодательства и составление аудиторского заключения производит независимый аудитор.

Целью аудита являются конкретные задачи, на решение которых в своей деятельности ориентирован аудитор. Такая деятельность аудитора определяется:

  • — действующим законодательством;
  • — системой нормативного регулирования аудиторской деятельности;
  • — договорными обязательствами между аудитором и клиентом

Независимые аудиторы в своей деятельности несут в себе две ключевых функции: функцию сбора и оценки свидетельств, подтверждающие полноту, истинность и арифметическую точность предоставленной информации в финансовой отчетности, включая и проверку соответствия расшифровок и оценок в финансовом отчете общепринятым принципам учета.

Развитие аудита и его регулирование в правом поле является неотъемлемой и главной задачей в Российской Федерации. Четко регламентированные правила, определяющие правила работы на рынке данных услуг позволят привести аудит в конкретные правовые рамки на высшем законодательном уровне [15, с. 10].

Основной документ, регулирующий аудиторскую деятельность в России, является Федеральный закон от 07.08.2001года № 119 — Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности» (в редакции от 03.11.2006 года) до его принятия, аудиторская деятельность регулировалась Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые были утверждены Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 года под № 2263. Второй пункт данного Указа гласил о том, что с момента опубликования настоящего Указа, он вступает в силу на всей территории Российской Федерации. Данный Закон будет действовать до момента принятия Федеральным Собранием закона, регулирующего аудиторскую деятельность.

И так с момента принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» начинается очередной этап в развитии аудита в Российской Федерации.

Несомненно, Временные правила сыграли ключевую роль в деле развития аудита в России. Но постоянно меняющиеся условия на рынке, в сегменте аудиторских услуг, не всегда и не в полном объеме могли отразить не которые сложившиеся жизненные реалии и по этому, остро встал вопрос о совершенствовании существующего законодательства.

Следует обратить внимание на законодательные нормы об аудиторской деятельности, которые содержатся в других Федеральных Законах, должны соответствовать Федеральному закону «Об аудиторской деятельности».

Другие действия, появляющиеся в ходе аудиторской деятельности, так же могут регулироваться и указом Президента Российской Федерации и не должны вступать в противодействие с существующими Федеральными законами.

Правительство Российской Федерации с целью исполнения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и других федеральных законов, в том числе и указов Президента Российской Федерации, может принять постановление, в которых содержаться законодательные нормы об аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В случаях, когда указ Президента Российской федерации или Правительства Российской федерации вступает в противоречие с федеральными законами, следует применять Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» или соответствующий федеральный закон.

Организации различных форм собственности, а так же индивидуальные предприниматели периодически могут пользоваться услугами аудиторов в следующих случаях:

  • — проведение аудита по собственной инициативе или порядке, обязательного аудита;
  • — при оказании консультативных услуг по некоторым вопросам;
  • — при оказании помощи в вопросах связанных с ведением бухгалтерского учета на предприятии и других сопутствующих аудиторских услугах

Субъект предпринимательской деятельности, прежде чем принять решение о подписании договора с аудиторской фирмой или с индивидуальным аудитором должен уяснить следующее: ожидание от проверки; сумма заключенного договора; понять смысл оказываемых услуг; оценить существующие риски; четко понимать обоснованы или не обоснованы запросы аудиторов в ходе проведения проверок.

Рождение кодекса аудиторов вызвано тем, что аудиторы в ходе своих проверок работают не только на организации, предпринимателей и предприятия, но и обязаны в первую очередь действовать в интересах общества, то есть озвученное ими мнение о результатах проверки бухгалтерской отчетности должны реально отражать существующие положение дел.

Значение этого мнения весьма велико для пользователей аудиторской отчетности (контрагентов, акционеров, и других заинтересованных лиц).

По этой причине аудиторский подход к проверке полученных сведений, к минимуму разных форм влияния, на полученное мнение, является предметом рассмотрение Кодекса аудитора.

Знание основ данного Кодекса, поясняет налогоплательщику о следующем:

  • — как и каким образом взаимодействовать с аудитором;
  • — как когда и при каких обстоятельствах аудиторская организация может просто отказать своему клиенту в предоставлении свих услуг.

Абсолютно все аудиторские фирмы и аудиторы в своей профессиональной деятельности должны соблюдать базовые принципы, которые прописаны в аудиторских стандартах.

Гарант качественного аудита и надежности полученных результатов — это соблюдение аудиторских стандартов.

Мера ответственности аудитора определяется в судебном порядке, где аудиторский стандарт является доказательством качества оказанных услуг и где опираясь на этот стандарт можно доказать степень отступления аудитора от существующего стандарта. Виновник, допустивший в своей практике такое отступление, должен объясниться в причине случившегося.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации [13, c. 23].

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер [1, ст.9]. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

В некоторых случаях, профессиональные аудиторские объединения, в праве на основании своего устава устанавливать для своих членов правила или стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам и правилам об аудиторской деятельности. Все перечисленные выше требования не могут быть противоречить требованиям федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

В соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности индивидуальные аудиторы, так же как и аудиторские организации, могут самостоятельно избирать в своей работе различные методы и приемы. Данная деятельность осуществляется на основании требований законодательных и других нормативно правовых актов, и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности за исключением:

  • — планирования и документирования аудита;
  • — составления рабочей документации;
  • — составления аудиторского заключения;
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой