Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные направления и резервы повышения эффективности функций управления и финансовой устойчивости

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значение коэффициента текущей ликвидности ниже нормативного и составило в 2007 г. 0,434, что в динамике трех последних лет показывает, что коэффициент текущей ликвидности постепенно снижается, коэффициент обеспеченности собственными средствами постепенно увеличивается, хотя все еще ниже нормативного. Поскольку значение обоих показателей ниже нормативного, поэтому рассчитываем коэффициент… Читать ещё >

Основные направления и резервы повышения эффективности функций управления и финансовой устойчивости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прогнозирование финансовой устойчивости

Выше мы пришли к выводу, что ОАО «Надежда» платежеспособно в долгосрочной перспективе, хотя имеет неудовлетворительное имущественное положение и низкие показатели деловой активности, несоблюдение условия ликвидности баланса организации.

В этой связи встает необходимость прогнозирования потенциального банкротства исследуемой организации.

Для диагностики потенциального банкротства осуществляют расчет комплексных показателей — индексов платежеспособности (кредитоспособности). Исследования в области прогнозирования банкротства осуществляли Э. Альтман, У. Бивер и другие экономисты. Наибольшее распространение получила модель прогнозирования банкротства профессора Нью-йоркского университета Эдварда Альтмана.

Прогнозирование вероятности банкротства предприятия основано на оценке его финансового состояния с использованием различных подходов: политики антикризисного финансового управления, официальной методики удовлетворительности структуры баланса, диагностики угрозы банкротства по модели Альтмана.

В общем виде данную модель можно представить следующим образом:

где: — рассчитывается как отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов;

  • — определяется как рентабельность активов (отношение нераспределенной прибыли к сумме активов);
  • — это соотношение прибыли к сумме активов (уровень доходности активов);
  • — коэффициент соотношения собственного и заемного капитала или отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу;
  • — оборачиваемость активов или отношение выручки от реализации к сумме активов.

Критическое значение коэффициента Альтмана составляет 2,7. Если 2,7, то организация имеет достаточно устойчивое финансовое положение, в противном случае вероятность банкротства существенна. Степень вероятности банкротства на основе индекса Альтмана может быть детализирована в зависимости от его уровня, например: если значение индекса 1,8 и ниже, вероятность банкротства очень высокая, от 1,81 до 2,7 — высокая, от 2,7 до 2,9 — вероятность банкротства невелика, а более 2,99 и выше — очень низкая.

Как видно из данных таблицы 5.1, в условиях ОАО «Надежда» коэффициент Альтмана находится в интервале менее 1,81 и составляет 0,387, т. е. угроза банкротства оценивается как очень высокая.

Применение модели Альтмана в российских условиях имеет определенные ограничения. Во-первых, достаточно сложно определить рыночную цену собственного капитала в связи с отсутствием развитого рынка ценных бумаг. В нашем примере именно из-за малой величины собственного капитала мы получили низкое значение коэффициента. Во-вторых, данный показатель рассчитывался по совокупности предприятий, работающих в совершенно иных условиях, не учитывающих отраслевых особенностей функционирования отечественного сельскохозяйственного производства.

Таблица 5.1 Расчет индекса кредитоспособности по Альтману в ОАО «Надежда», тыс. руб.

Показатели.

2007 г.

Выручка от реализации продукции.

Себестоимость произведенной продукции.

Прибыль до налогообложения.

— 1339.

Чистая прибыль.

— 1339.

Собственный капитал.

Привлеченный капитал.

Собственные оборотные средства.

Общая стоимость активов.

0,158.

— 0,034.

— 0,034.

0,188.

0,244.

Z.

0,387.

Разработанные на Западе модели прогнозирования вероятности банкротства необходимо либо адаптировать к российским условиям, либо разрабатывать свои, адекватные этим условиям прогнозные модели, которые необходимо рассчитывать по отраслям и подотраслям с использованием критериев оптимальности параметров.

В отечественной практике, при оценке потенциального банкротства используют систему критериев для оценки неудовлетворительной структуры баланса. Показателями оценки структуры баланса служат коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (отношение собственных оборотных средств к общей величине текущих активов). Основанием для признания неудовлетворительной структуры баланса служит выполнение следующих условий: бухгалтерский отчетность финансовый устойчивость.

  • — коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
  • — коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Значение коэффициента текущей ликвидности ниже нормативного и составило в 2007 г. 0,434, что в динамике трех последних лет показывает, что коэффициент текущей ликвидности постепенно снижается, коэффициент обеспеченности собственными средствами постепенно увеличивается, хотя все еще ниже нормативного. Поскольку значение обоих показателей ниже нормативного, поэтому рассчитываем коэффициент восстановления платежеспособности за период, равный 12 мес. Его значение оказалось равным 0,425, т. е. меньше 1. Это говорит о том, что у анализируемого нами предприятия ОАО «Надежда» нет реальной возможности в ближайший год восстановить свою платежеспособность.

Для определения кредитоспособности, рассчитаем по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, класс кредитоспособности.

Таблица 5.2 Расчет показателей оценки удовлетворительной структуры баланса для ОАО «Надежда».

Наименование показателя.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

На начало года.

На конец года.

Изменение,.

(-, +).

На начало года.

На конец года.

Изменение,.

(-, +).

На начало года.

На конец года.

Изменение,.

(-, +).

1. коэффициент текущей ликвидности.

0,99.

0,491.

— 0,499.

0,491.

0,468.

— 0,023.

0,468.

0,434.

— 0,034.

2. коэффициент обеспеченности собственными средствами.

— 0,033.

— 1,314.

— 1,281.

— 1,314.

— 1,150.

0,164.

— 1,150.

— 1,052.

0,098.

3. коэффициент восстановления платежеспособности.

;

0,36.

;

;

0,462.

;

;

0,425.

;

4. коэффициент утраты платежеспособности.

В данном случае коэффициент не рассчитывается,.

так как значения первых двух коэффициентов ниже нормативных.

Анализируемое предприятие по всем показателям попадает в 5 класс кредитоспособности. Это значит, что с каждым годом оно становится все более неплатежеспособным, вследствие этого возможен отказ в получении следующего кредита банком.

Политика антикризисного финансового управления включает диагностику банкротства и разработку мер, обеспечивающих выход предприятия из кризисного состояния. Реализация этой политики предполагает оценку финансового состояния на основе неформальных показателей и критериев. С этой целью в анализе используются показатели, по которым судят о возможной угрозе банкротства. Такими показателями являются платежеспособности финансовая устойчивость, деловая активность и рентабельность, которые мы рассмотрели выше в п. 3.2.

Величина финансовых источников меньше величины запасов, поэтому можно сказать, что состояние предприятия неудовлетворительное во всех трех анализируемых годах. Хотя в 2007 г. мы наблюдаем, увеличение величины финансовых источников до величины запасов, что говорит о том, что финансовое состояние предприятия медленно, но улучшается.

Проведем общую оценку прочности финансового положения предприятия.

Таблица 5.3 Оценка кредитоспособности ОАО «Надежда».

Показатели.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

1. коэффициент текущей платежеспособности.

0,44.

0,0077.

0,0012.

2. коэффициент промежуточной платежеспособности.

0,012.

0,029.

0,0091.

3. коэффициент долговременной финансовой независимости.

В организационной структуре предприятия наблюдается чрезмерная концентрация управленческих функций на уровне высшего звена — директора и его аппарата. Генеральному директору подчиняется 3 заместителя (включая главного бухгалтера и главного инженера). Наложение системы управленческой отчетности на такую структуру теряет смысл. Поэтому внедрению современных систем управленческой отчетности на большинстве предприятий должна предшествовать структурная реорганизация. Наиболее рациональным направлением которой мне представляется переход к дивизиональной структуре управления. Вместе с тем при значительно большей эффективности таких структур переход к ним может сопровождаться объективными трудностями, обусловленными не только чисто техническими причинами, но и сложившимся балансом интересов на предприятии в целом и его высшего руководства.

Нерациональность управленческих функций наблюдается и на уровне заместителей директора. При опросах высших управляющих их внимание было обращено на недостаток сводной управленческой отчетности, что можно объяснить как недостатками самой системы управленческой отчетности, так и несовершенством организационных структур предприятий. Возможно, что это одна из существенных причин, по которым большинство управленческих решений принимается лично директором и в некоторых случаях главным инженером. Развитие СУУП могло бы обеспечить необходимую информационную поддержку при принятии ответственных управленческих решений на более низком управленческом уровне и способствовать делегированию ответственности с высшего уровня на средний.

Еще одним характерным недостатком организационных структур ОАО «Надежда» является частичное дублирование функций несколькими отделами. Например, такое дублирование может прослеживаться в части учета и контроля расходов и поступлений, оперативной оценки и контроля производства готовой продукции, запасов сырья и материалов, незавершенного производства. Вследствие значительной доли взаимозачетов в структуре платежей данного предприятия и дефицита денежных средств дублируются функции отдела договоров и сбыта и управления материально-технического снабжения (например, в части контроля за отгрузкой продукции по взаимозачетам).

Помимо этого используемые на ряде предприятий каналы передачи информации не всегда обеспечивают ее достоверность и оперативность. Это приводит к дублированию каналов и источников информации. При анализе полученной информации управленцами не всегда используются стандартный формат представления данных и регламентированные аналитические процедуры; применяемые методы анализа информации не всегда корректно используются.

Очевидно, что прохождение каждого этапа на пути создания системы бюджетирования будет сопровождаться преодолением целого ряда препятствий, связанных с персоналом. Как указывалось ранее, к ним относятся психологические проблемы и проблемы повышения квалификации.

Зачастую очень трудно приучить сотрудников организации к новой системе учета и контроля, внедрение которой поначалу однозначно воспринимается как «бюрократизация процессов». Другая проблема связана с сотрудниками, относящимися к введению процедуры контроля как к следствию «недоверия организации к персоналу» .

Большинство потенциальных психологических проблем в коллективе зачастую можно решить путем повышения квалификации сотрудников. Четкое представление о том, как работает система планирования и для чего она нужна, требуется не только сотрудникам финансового департамента и бухгалтерии, но и линейным сотрудникам, так или иначе задействованным в процессах. Соответственно, одну из ключевых ролей при внедрения системы планирования играет разработка программы обучения коллектива.

Чтобы добиться нужных результатов деятельности персонала, предлагаю идти двумя путями: создать систему мотивации персонала и провести обучение сотрудников управленческому учету. Мотивация должна быть связана с результатами деятельности организации в целом, конкретного подразделения и самого сотрудника. Система мотивации должна разрабатываться и внедряться в русле общей стратегии организации, так как стратегия реализуется на конкретных рабочих местах.

Документом, который закрепляет основные положения новой системы оплаты труда, является положение о системе мотивации персонала.

Обучение персонала заключается в проведении практических семинаров и тренингов. Чем более профессионально подготовленными и квалифицированными будут сотрудники, тем легче будут решаться стоящие перед ними задачи.

Приступать к коррекции системы учета следует только по итогам формирования и утверждения структуры финансовой ответственности и бюджетного регламента. Чтобы привести ее в соответствие с новыми потребностями компании, потребуются некоторые изменения. Они, как правило, касаются аналитики управленческого, бухгалтерского учета и документооборота. Кроме того, зачастую возникает необходимость в смещении точек контроля в бизнес-процессах предприятия и связанных с ними учетных регламентах.

Завершающим этапом при постановке бюджетирования на предприятии является автоматизация финансовых расчетов, которая предполагает как составление прогнозных расчетов, так и постановку финансового учета и контроля. На данном этапе важен правильный выбор программного обеспечения автоматизации финансового планирования на предприятии, которое будет адаптировано к специфике организации.

Планирование, как правило, отнимает довольно много времени и сил у организации, поэтому каждая фирма пытается упростить себе задачу, как может. В качестве хорошего подспорья обычно выступает специальное программное обеспечение.

Автоматизация процесса оперативного планирования зависит от направления деятельности, отрасли и от самой специфики процедуры планирования. Существует несколько программных решений, которые позволяют автоматизировать многие бизнес-процессы в рамках финансового планирования в организации. Есть несколько возможных вариантов отслеживания этого процесса. Наиболее простой и дешевый из них — использование MS Excel.

В качестве примера, являющегося по свойствам полной противоположностью MS Excel, можно выделить систему MES (Manufacturing Execution Systems). Данная система позволяет организовать оперативное планирование сложной производственной деятельности. При ее внедрении одним из самых болезненных моментов выявляется процедура интеграции с ERP-системой. Лишь немногие виды MES-систем можно без труда использовать с лидирующими ERP-системами. В то же время некоторые ERP-системы могут работать в рамках оперативного планирования без вспомогательных программ.

Организация может применять продукты «1С» для автоматизации внутри фирмы. Ввести в штате компании должность программиста, который сможет обеспечить автоматизацию бизнес-процессов, а также обслуживать все приложения, используемые организацией.

Наличие контроля исполнения плана на каждом этапе даст возможность наиболее оперативно принимать необходимые меры для получения запланированных показателей. Предлагаю в ОАО «Надежда» еженедельно производить отслеживание выручки, а также выявление потребностей производственных подразделений. Это связано с тем, что в течение месяца возможны отклонения от уже утвержденных показателей. Они могут возникать, к примеру, при появлении внебюджетных или сверхбюджетных заявок предприятия. Образовавшиеся разрывы финансирования должны закрываться рядом возможных мероприятий: работой с банком, перефинансированием, перераспределением оплат другим поставщикам. Если планы отделов продаж не могут быть выполнены нашими производственными подразделениями, то происходит размещение заказов у сторонних производителей. Такая работа ведется на основании четко установленных дат и позволяет принимать качественные решения. Предлагаю ввести должность бюджетного менеджера, в обязанности которого будет входить сбор сведений итогового бюджета своего подразделения, а также его дальнейшее отслеживание. Затем бюджеты консолидируются в финансовый отдел, который их тоже контролирует.

В результате внедрения данного комплекса мер в хозяйстве планируется получение в 2009 году прибыли в размере 5000 тыс. руб. Если реинвестировать из этой прибыли на расширение производственных запасов 3000 тыс. руб., а 2000 тыс. руб. зачислить на расчетный счет организации, то мы получим следующую структуру баланса.

Таблица 5.1 Прогнозный аналитический баланс ОАО «Надежда» на 2009 год.

Актив.

Пассив.

Внеоборотные активы.

Собственный капитал.

В том числе основные средства.

В том числе нераспределенная прибыль (убыток).

— 1788.

Оборотные активы.

Долгосрочные кредиты и займы.

В том числе запасы.

Краткосрочные кредиты и займы.

Дебиторская задолженность.

Кредиторская задолженность.

Денежные средства.

Баланс.

Баланс.

Рассмотрим прогнозируемые показатели ликвидности.

Таблица 5.2 Прогнозируемые показатели ликвидности в ОАО «Надежда» в 2007;2009гг.

Показатели ликвидности.

2007 г.

2009 г.

1. коэффициент текущей ликвидности.

0,47.

0,62.

2. коэффициент быстрой ликвидности.

0,009.

0,07.

3. коэффициент абсолютной ликвидности.

0,008.

0,062.

В результате проведения данного комплекса мер позволяет существенно улучшить финансовые показатели платежеспособности исследуемой организации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой