Слово система в переводе из греческого языка помечает соединение, или целое, составленное из частей. Система — это множество элементов, которые находятся между собой в связках и отношениях, которые образуют целостность. Под системой понимается связанное целое, образованное взаимозависимостью и согласованностью составляющих его частей и элементов, то есть структурой.
Структура выступает как характеристика системы. Структура — это совокупность стойких связей объекта, которые обеспечивают его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при разных внешних влияниях. (Подробнее об этом идет речь в дисциплине «Теория систем и архитектура», которая изучается на 5 курсе) Применяемый в науке метод структурного анализа позволяет рассматривать любой объект как систему, которая имеет совокупность общих свойств, выраженных в структуре, которая характеризует эту систему. Подход к архитектурному объекту, как к системе, позволяет оценить механизм взаимодействия компонентов в конкретной системе, значение отдельных требований, которые обусловливают решение в связи с пониманием целого, и гарантирует разносторонность и полноту рассмотрения объекта во взаимодействии с окружающей средой (схема 7).
При формировании архитектурного произведения взаимодействует множество сил — постоянных и переменных факторов, роль которых не однозначна: градостроительные, климатические, функционально планировочные, конструктивно технические условия и архитектурно художественные, экономические и эксплуатационные требования.
Комплексный метод предусматривает проведение структурного анализа системы на каждом этапе ее разработки. Архитектор, работая над проектом, анализирует важнейшие факторы, рассматривает их в тех отношениях, которыми они связаны между собой, и их взаимодействие в конкретном объекте раскрывает противоречивость требований, синтезирует их и подчиняет построение руководящей идее.
Конечная цель процесса — создание целостной композиции проектируемого объекта.
Качественная определенность проекта, его композиция раскрывается в данной форме организации содержания, в соотношении объекта и внешней среды, в общих закономерностях построения объекта, которые выражают взаимосвязи и единство всех формотворних факторов.
Все это является основой для выработки методических позиций проектирования. К этим позициям относятся:
единство содержания и формы объекта проектирования (дома, города и т. д.);
взаимодействие внешнего и внутреннего;
функциональная целесообразность;
роль конструктивного замысла;
фактор экономики;
композиция как целостность;
художественные средства и закономерности;
соразмерность;
архитектурный образ.