Автомобильная дорога состоит из земляного полотна и дорожной одежды. Дорожная одежда представляет многослойную конструкцию и включает слои покрытия и основания. Покрытие — верхний прочный слой, хорошо сопротивляющийся истирающим и ударным нагрузкам от колес автомобилей, а также воздействию природных факторов. Оно состоит из слоя износа и основного (несущего) слоя.
Основание — несущая прочная часть дорожной одежды, состоящая из нескольких слоев, устраиваемых из каменного материала или грунта, обработанного вяжущим.
Выбор типа дорожной одежды, стоимость которой обычно составляет 40—60% общей стоимости дороги, является важным и ответственным решением. Чем выше техническая категория дороги, тем более высокие требования предъявляются к прочности и капитальности дорожной одежды.
Автомобильные дороги по своему значению в общей транспортной сети РБ и в зависимости от среднесуточной интенсивности движения автомобилей классифицируют на пять технических категорий:
- · IА — интенсивность движения более 14 000 авт./сут.
- · IВ — интенсивность движения 14 000 — 7000 авт./сут.
- · II — интенсивность движения 7000 — 3000 авт./сут.
- · III — интенсивность движения 3000 — 1000 авт./сут.
- · IV — интенсивность движения 1000 — 100 авт./сут.
- · V — интенсивность движения менее 100 авт./ сут.
Покрытия в зависимости от капитальности конструкции, характера движения и технико-экономических показателей бывают:
- · усовершенствованные капитальные (цементобетонные, монолитные и сборные; асфальтобетонные, укладываемые в горячем и теплом состоянии, и др.)
- · усовершенствованные облегченные (из щебеночных и гравийных материалов, обработанных органическими вяжущими, из холодного асфальтобетона и др.)
- · переходные (щебеночные, шлаковые, гравийные, из грунтов, укрепленных вяжущими материалами и др.)
- · низшие (грунтовые, улучшенные различными местными материалами).
Типовые конструкции дорожных одежд:
а— цементобетонное покрытие;
б — асфальтобетонное покрытие на щебеночном основании;
в — асфальтобетонное покрытие на бетонном основании;
г — асфальтобетонное покрытие на грунте, укрепленное цементом;
д — щебеночное покрытие с верхним слоем, обработанным методом пропитки;
е — гравийное покрытие, обработанное битумом методом перемешивания на дороге;
ж — гравийное покрытие на дороге низкой категории,.
- 1 — цементный бетон;
- 2 — выравнивающий слой из песка, обработанного битумом;
- 3 — слой щебня, гравия или грунта, обработанного вяжущим;
- 4 — морозозащитный слой из песка;
- 5 — мелкозернистый асфальтобетон;
- 6 — слой щебня;
- 7 — крупнозернистый асфальтобетон;
- 8 — грунт, укрепленный цементом;
- 9 — щебень, обработанный пропиткой;
- 10 — гравий, обработанный битумом;
- 11 — гравий