Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды
Трансформируемое пространство" — особое направление в дизайне жилища. Оно призвано объединить тенденции «специализации» и «универсализации», ограничивая расход площадей разумными пределами и одновременно увеличивая число степеней свободы для адаптационных процессов. Трансформирующиеся стены и покрытия, оборудование встроенное, убирающееся в специальные «запасники», новые технологии вплоть… Читать ещё >
Эксплуатация и особенности проектирования жилой среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Адаптация жилой среды. Интерпретация адаптационных закономерностей в проектировании.
Функциональные причины архитектурно-дизайнерской адаптации жилой среды сводятся к ограниченному числу модификаций так или иначе устоявшихся жизненно-бытовых процессов:
«ЕЖЕДНЕВНЫЕ» бытовые деформации, связанные со временем суток. Эти деформации не связаны с капитальными изменениями среды (частичная перестановка мебели, изменение освещения).
«Эпизодические» трансформации жизненного уклада (приезд гостей, праздничный вечер). И в этом случае можно обойтись без коренных переделок интерьера. Вместе с тем дух среды, ее характер, могут изменяться весьма активно.
«СЕЗОННЫЕ» изменения. Эти деформации близки эпизодическим и не требуют принципиальных изменений среды.
Кардинальные изменения образа жизни: изменение материального положения, новый состав семьи. Как правило, это влечет за собой ломку общей пространственной ситуации (передел комнат, капитальный ремонт с перестановкой перегородок). Но особенно сильно смена образа жизни отражается на структуре предметного наполнения: заменяется и переставляется мебель, и т. п. Происходят принципиальные деформации среды.
Спонтанное длительное преобразование образа жизни: покупка новых вещей, частичный ремонт, внедрение технических усовершенствований (электроника, новое кухонное и др. оборудование), трансформация вкусовых представлений и т. п. В этом случае средовые изменения накапливаются исподволь, долгое время, но в какой-то момент может оказаться, что семья живет, фактически, уже в другой среде.
Сами по себе функциональные факторы не создают целостного средового состояния: они генерируют эмоциональную интонацию среды, но выразить ее в зримых формах — задача профессионала-художника. И одним из его средств является адаптация, приспособление этих форм к образу жизни.
Разрешаются задачи адаптации жилых пространств разными приемами их проектной организации:
- — «Специализация» — жесткое архитектурно-пространственное зонирование, разница в отделке, высоте, оборудовании заранее предназначенных для данной роли помещений; этот прием носит четко прагматическую направленность и с трудом подвергается «пространственной» адаптации. Зато количество резервных площадей здесь минимально, все пространство используется предельно полезно, а степень свободы формирования «личного» начала определяется целесообразной нормой общей площади: меньше 10−12 кв. м на человека — тесно, некомфортно, больше 25−30 кв. м — неуютно, пустынно.
- — «Универсализация» пространственной ситуации (максимально свободные «безличные» габариты помещений, максимум разводок и подключений разного типа, позволяющие как угодно комбинировать и менять обстановку и оборудование. Жилье этого типа предполагает серьезный резерв свободных площадей (50% и больше): именно просторность, «незаселенность» делает его гибким для любых вариантов расселения.
Приемы «свободного» или «единого» пространства, когда перегородки практически отсутствуют — их заменяет более или менее целесообразно расставленная мебель, временные ширмы и т. д. — можно рассматривать как предельный вариант «универсализации» и одновременно как модификацию следующей тенденции.
Художественно ориентированное пространство — своего рода «высший пилотаж» проектирования жилой среды — приоритет композиционного начала организации среды над будничными запросами образа жизни (принцип перетекающего пространства, синтез жилой и природной среды и т. п.). Это — самое «дорогое», престижное жилище, но и самое сложное для Художника, так как всегда существует опасность просто скатиться в архитектурные излишества.
«Трансформируемое пространство» — особое направление в дизайне жилища. Оно призвано объединить тенденции «специализации» и «универсализации», ограничивая расход площадей разумными пределами и одновременно увеличивая число степеней свободы для адаптационных процессов. Трансформирующиеся стены и покрытия, оборудование встроенное, убирающееся в специальные «запасники», новые технологии вплоть до замены стен радиационными излучателями — все это делает «трансформационные» решения ступенью на пути к работе уже не с элементами пространства, а с дизайнерской составляющей жилища, к сращиванию предметного и пространственного начала в единое материально-физическое целое, «обслуживающее» жилые функции со всех сторон одновременно.
Тенденции формирования собственно оборудования (если отмечать только их художественную нацеленность, речь идет не о стилях, а о принципиальных тенденциях формирования художественной сути — каждая может выполняться и в хайтеке и в модерне и в классицизме):
- — стремление «спрятать» оборудование (встроенная мебель, скрытое освещение и инженерные коммуникации), сделать его незаметным, превратить в часть архитектуры;
- — желание «выпятить» оборудование, либо «натурализовать» его существование (свободная проводка, носимые приборы обогрева и освещения).
- — декоративное «разукрашивание» технологически необходимых вещей и устройств, стилизация (ретро и кич и т. д.).
- — отношение к оборудованию, как к самостоятельному, самодостаточному, даже единственному началу облика интерьера;
- — собирание обстановки самостоятельными, как бы не увязанными единым замыслом «блоками» — мебельный гарнитур отдельно, бытовые приборы — отдельно.
- — проектирование комбинируемого, изменяемого, трансформируемого оборудования, которое может использоваться в любых жизненных ситуациях: диван-кровать, раздвижные столы, секционная мебель, которую можно ставить в самые неожиданные сочетания.
Проблемы композиции жилой среды В структуре жилища принято выделять основные пространства: общая комната, гостиная, спальня, к ним, так или иначе, подключаются зоны: кухонная, санузлы, кладовая и т. д. А всем вместе автор «назначает» тот или иной прием связей: анфиладный, концентрический (вокруг распределительного узла), коридорный, свободное перетекание пространств и т. д. Другими словами, в сфере жилища функционально-эстетические характеристики закрепляются устойчивыми схемами архитектурной композиции — так как принципы связи архитектурно-дизайнерских компонентов давно отлились в более или менее стандартные блоки.
В жилой среде композиционные связи не однозначны, легко меняются, создавая реально (а не в идеале) новые и новые комбинации. Следствие этого — примерное равенство композиционных ролей пространственных и предметных компонентов жилой среды. Потому что они могут определять облик и содержание среды попеременно, в зависимости от того, что для данного жизненного процесса важнее — ориентация внимания в пространстве или бытовой контакт с тем или иным прибором. Третья особенность композиционных построений в жилой среде — предметное наполнение выступает наряду с декором архитектурного происхождения как основа выразительности ее облика. Архитектура, обрамляя бытовые процессы, как бы уходит в жилье на второй план, служит фоном для приборов, посуды и других дизайнерских компонентов среды, но именно их сочетание, в конечном счете, и создает запоминающийся композиционный рисунок интерьерного образа.
Эти три особенности жилой среды в той или иной степени присущи и другим типам среды — общественной, производственной и т. д., особенно на микрои мезоуровнях общей шкалы средовых ощущений.
Жилая среда наших дней — явление развивающееся, меняющее каждые 15−20 лет буквально все свои параметры. Главная тенденция этих перемен (особенно в «цивилизованных» странах) — наращивание средового богатства, приходящегося на душу населения.
Увеличивается расход общей полезной площади на каждого проживающего. Наша старая — 6 кв. м. на человека уже заменилась 12-ю кв. м. общей площади, а в богатых странах (США, Канада) средний ее размер перешагнул 40 и приближается к 60 кв. м. Кроме того, все чаще у человека появляется, помимо «основного», еще и «второе», обычно летнее жилище, и не только личное (дачи, загородные дома), но и «скрытое» в общественном секторе (гостиницы, санатории, пансионаты и т. д.).
Усложняется структура жилых помещений — появляются кухни-столовые, тренажерные залы, бассейны, сауны, бильярдные, холлы и т. д. — они дифференцируются пространственно (помещения различаются по высоте, квартиры располагаются в 2-х, 3-х уровнях, часть помещений «выходит» на природу — в пентхаусах), все разнообразнее пространственные идеи, особенно в малоэтажном строительстве.
Жилое пространство сверхактивно насыщается разного рода оборудованием, и повседневным (освещение, обогрев) и специальным (утюги, электроника бытовая и техническая и т. д.), в жилую среду все шире внедряются компоненты, имитирующие или представляющие природу (аквариумы, «зимние» сады и т. п.).
Общее увеличение материально-физических благ в жилом секторе отлилось в характерные «профессиональные» архитектурно-дизайнерские формы, например: сращивание мебели (оборудования) и пространства («разворачиваемые» обслуживающие модули, мобильное жилище и т. д.). Что касается собственно оборудования, то тут видны две тенденции:
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ дизайнерских решений (выполненных в расчете на конкретного заказчика) и «УНИВЕРСАЛИЗАЦИЯ» массового производства, отчуждение «типового» дизайна от личности потребителя. Обе осуществляются художниками-профессионалами, но первая — продолжает «феодальную» традицию личного контакта проектировщика и потребителя, вторая — развивает линию переноса творческих усилий в массовое производство вещей и приборов, когда заказчик рассматривается как абстрактный «усредненный» покупатель (все запросы и вкусы которого специально изучаются дизайнерского маркетинга).
Сложнейшее переплетение обеих тенденций порождает в реальной жизни очень интересное художественное явление — необязательность стилевого единства в жилой среде. Даже вычурные «единственные» интерьеры, выполненные по индивидуальному заказу, спокойно принимают в себя «типовые» формы бытового дизайна, изготовленного по законам «ширпотреба». Тогда как стилистика рядового жилища постоянно трансформируется вторжением новых технологий и просто модных вещей, те встраиваются в тщательно прорисованные интерьеры, придавая им разнообразие впечатлений, делая их человечнее.