Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Критерии сегментации рынка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Типы личности — критерий сегментирования рынка, например, на интровертов и экстравертов, легкоубеждаемых и трудноубеждаемых. Потребители-интроверты более консервативны и систематичны в своем поведении при совершении покупок, чем экстраверты. Трудноубеждаемые люди негативно реагируют на интенсивную персональную продажу и скептически относятся к рекламной информации. Легкоубеждаемых людей можно… Читать ещё >

Критерии сегментации рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Смысл сегментации по социально — экономическому критерию заключается в выделении потребительских групп на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, уровням образования и доходов. Все эти переменные необходимо рассматривать во взаимосвязи друг с другом или с переменными других критериев. Рассмотренные три группы критериев представляют собой общие объективные признаки сегментации рынка. Но случается так, что однородные по общим объективным критериям сегменты оказываются значительно дифференцированными с точки зрения их поведения на рынке. Например, данные о переписи населения содержат ценные сведения о группах населения, но не дают возможности объяснить причины, по которым товары находят свои ниши на рынке, привлекая к себе какую-то часть покупателей. Очевидно, что применения только объективных критериев явно не достаточно. Поэтому используют субъективные критерии, связанные со спецификой изучаемого рынка и конкретной ситуацией на нем, с субъективной оценкой покупателем того или иного продукта. Допустим можно приобрести недорогой холодильник, но покупать дорогие продукты. Переменные, характеризующие поведение отдельно взятого человека, такие как, стиль жизни, личностные и психологические качества, мотивы покупательского поведения, характеризуют реакцию покупателей на определенный товар точнее, чем количественные оценки сегментов рынка по географическим или демографическим признакам. Так, по мотивам совершения покупки выделяют группы потребителей с ориентацией на низкую цену, на длительный срок службы изделия, высокое качество. Реакцию потребителей на нововведение выделят следующие группы: Новаторы — приобретающие новый товар в момент появления его на рынке; Быстро адаптирующиеся к новому товару — приобретающие новый товар после того, как его купят новаторы и сообщат свой опыт использования. Медленно адаптирующиеся к новому товару — приобретающие товар, который в течение длительного времени находятся на рынке; Консерваторы, ретрограды — полностью отвергающие новый товар. Важными признаками являются степень нуждаемости в товаре (слабая, средняя, сильная) и степень использования или уровень потребления товара (субъекты, не приобретающие товар, приобретающие в небольших количествах, и приобретающие в значительных количествах). Люди, покупающие товар в значительных количествах (с высокой нормой потребления), составляют относительно небольшую часть рынка. По данным ряда исследований, на 20% приходится 80% объема продаж (закон Парето). Такой подход к сегментации рынка, основанный на выявлении части населения с высокой нормы потребления товара, опирается не на причину, а на следствие. В отличие от сегментации рынка товаров народного потребления, где большое внимание уделяется психографическим критериям, показывающим поведение покупателей, для сегментации рынка товаров производственного назначения первостепенное значение имеют экономические и технологические критерии, к которым относятся:

  • · Отросли (промышленность, строительство, торговля, наука, здравоохранение, культура, сельское хозяйство, транспорт);
  • · Формы собственности (государственная, частная, коллективная, иностранных государств, смешанная);
  • · Сфера деятельности (НИОКР, основное производство, производственная и социальная инфраструктура);
  • · Размер предприятия (малая, средняя, крупная);
  • · Географическое положение (Крайний Север, тропики).

Также важными признаками сегментации можно назвать периодичность заказов на данные товары, специфика организации закупки (сроки поставки, условия оплаты, методы расчетов), формы взаимоотношений. Сегментация потребителей товаров производственного назначения осуществляется, как и для рынка товаров народного потребления, на основе комбинации нескольких критерий. Критерии, находящиеся в основе сегментации рынка, должны удовлетворять следующим требованиям: поддаваться измерению в нормальных условиях исследования рынка; отражать дифференциацию покупателей; выявлять различия в структурах рынка; способствовать росту понимания рынка. За время использования в маркетинговых исследованиях произошли изменения в определении критериев сегментации:

  • · Выявление критериев сегментации стало в большей мере основываться на результатах специальных обследований (опрос, анкетирование).
  • · Наряду с общими переменными стали использоваться ситуационные специфические признаки (имеющие отношение к конкретному товару).
  • · Большое значение стало уделяться психографическим критериям, объясняющим потребительское потребление.
  • · Понимание того, что потребительское потребление объясняется множеством факторов, привело к использованию множественных критериев сегментации.

Таким образом, сегментация представляет собой базу для разработки маркетинговой программы, ориентированную конкретной группу потребителей. Периодически в маркетинговых исследованиях, а в частности в исследованиях сегментации рынка, происходит изменения.

Стиль жизни потребителей определяет, как люди живут и расходуют время и деньги. Разрабатывая профили стилей жизни, фирмы могут выходить на четкие рыночные сегменты. Критерии жизненного стиля потребителей, важные при сегментации рынка, могут быть следующими.

  • 1. Социальные группы и этапы жизненного цикла семьи — первые возможные критерии рыночной сегментации.
  • 2. Степень использования товара относится к объему товара или услуг, которые приобретает потребитель. Потребитель может использовать совсем немного, немного или очень много. В 60-е годы Дик Уоррен Твельд придумал термин «тяжелая половина», чтобы описать сегмент рынка, на который приходится непропорционально большая доля общего сбыта товаров или услуг. В некоторых случаях менее 20% потребителей делают более 80% покупок.
  • 3. Опыт использования означает прежний опыт потребителя в отношении товара или услуги. Поведение не имеющих опыта потребителей существенно отличается от поведения потребителей, имеющих значительный опыт. Кроме того, фирма должна различать непользователей, потенциальных пользователей и регулярных пользователей. Каждый из этих сегментов имеет различные потребности.
  • 4. Приверженность торговой марке может иметь три формы: отсутствие, определенная и полная. Если она отсутствует, то потребитель ничего не предпочитает, его привлекают распродажи, он часто меняет торговые марки и готов испробовать новые товары и услуги. Если существует определенная приверженность, то потребитель предпочитает несколько марок, его привлекают скидки по ним, он редко их меняет и обычно не стремится апробировать новые. При полной приверженности потребитель настаивает на одной марке, его не привлекают скидки по другим, он никогда не меняет марки и не будет пробовать новую.
  • 5. Типы личности — критерий сегментирования рынка, например, на интровертов и экстравертов, легкоубеждаемых и трудноубеждаемых. Потребители-интроверты более консервативны и систематичны в своем поведении при совершении покупок, чем экстраверты. Трудноубеждаемые люди негативно реагируют на интенсивную персональную продажу и скептически относятся к рекламной информации. Легкоубеждаемых людей можно склонить к покупке при помощи интенсивных методов сбыта, они поддаются рекламной информации.
  • 6. Отношение к фирме и ее предложениям. Нейтральное отношение (я слышал о марке X, но ничего о ней не знаю) требует интенсивной информации и убедительного продвижения. Положительное отношение (марка Х — лучший товар на рынке) требует подкрепления в виде последующей рекламы и личных контактов с потребителями. Негативное отношение (марка Х гораздо хуже марки У) трудно изменить, оно требует улучшения товара и образа фирмы. Лучше всего здесь, видимо, игнорировать этот сегмент и концентрировать усилия на первых двух; при сегментации фирма не обязана удовлетворять все группы одновременно.
  • 7. Мотивы совершения покупок могут подразделять рынок на сегменты преимуществ. Сегментация по преимуществам была внедрена в 1968 году Расселом Хейли: «В основе сегментации лежит представление, что преимущества, которые люди ищут в потреблении данного товара, являются основными причинами для существования реальных сегментов рынка».
  • 8. Важность покупки также различная для различных потребителей, Например, житель пригорода, вероятно, считает приобретение автомобиля более важным делом, чем человек, проживающий в городе и имеющий доступ к общественному транспорту. Приобрести холодильник важнее для той семьи, у которой он сломался, чем для той, у которой он хорошо функционирует.

Вследствие того, что психографические критерии сложнее измерить по сравнению с другими критериями сегментации, их, зачастую, используют для лучшего понимания потребителей, просегментированных с помощью других критериев. При этом результаты должны отвечать требованию репрезентативности, что достигается в психографике путем совместного использования как качественных, так и количественных методов.

В методике изучения рынка в последнее время все большую роль играют психологические методы изучения рынков, методы изучения мотивации покупателей. Изучение мотивации покупателей идет по двум направлениям. В одном случае изучаются мотивы поведения человека (его поступков) при выборе и покупке товара, в другом — усилия направляются на то, чтобы найти способы эффективного воздействия на эти решения покупателей.

Таким образом, изучение рынков предполагает необходимость применения определенных методов. Сегментация рынка по психографическому признаку, пожалуй, самый эффективный метод. Такие факторы, как стиль жизни, личные качества потребителей, более точно отражают возможную реакцию покупателей на тот или иной товар, чем количественные оценки сегментов рынка по географическому или демографическому признакам. Поэтому компании самых разных отраслей стремятся, как можно точнее учесть стиль жизни своих клиентов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой