Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.
При осуществлении дифференцированного подхода необходимо опираться на следующие условия:
- 1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
- 2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
- 3. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.
- 4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в идеале — каждого ученика).
- 5. Осуществление оперативной обратной связи.
- 6. Соблюдение педагогического такта.
В результате нашей работы нами было рассмотрено понятие «дифференциация обучения» в психолого-педагогической литературе, определены психологические особенности детей младшего школьного возраста, изучен дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения.
Для проверки эффективности дифференцированного подхода в обучении нами был проведен эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента мы определили уровень обученности младших школьников, выявили их психологические особенности.
На формирующем этапе эксперимента мы провели занятия с применением дифференцированного подхода. В результате диагностики на контрольном этапе нами было выявлено, что учащиеся экспериментальной группы, с которыми проводились занятия с применением дифференцированного подхода, показали более высокий уровень успеваемости, качество знаний этих учащихся также повысился.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, нами были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.