Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Строение и функции органов слуха и равновесия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее опасным воздействием на орган слуха обладает шум. Чрезмерный шум ведет к снижению слуха, длительно действующий шум может вызвать нарушение работы сердечно-сосудистой системы, снижает работоспособность. У взрослых уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движения, снижают остроту зрения. При 120 дБ через 4−5… Читать ещё >

Строение и функции органов слуха и равновесия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Функция слухового анализатора человека связана с членораздельной речью. Звуки, которые воспринимаются ухом, характеризуются:

физически.

физиологически.

Частота (число колебаний в секунду).

Высота.

Сила (амплитуда колебаний).

Громкость.

Звуковой спектр (состав дополнительных периодических колебаний, возникающих наряду с основной частотой и превышающих его).

Тембр (различение звуков разных музыкальных инструментов и человеческого голоса).

В человеческом ухе выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо.

  • 1. Наружное ухо состоит из ушной раковины, наружного слухового прохода и барабанной перепонки. Функции: защитная (выделение серы), улавливание и проведение звука, формирование колебания барабанной перепонки.
  • 2. Среднее ухо состоит из слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремечко) и евстахиевой трубы. Функции: слуховые косточки проводят и усиливают звуковые колебания в 50 раз. Евстахиева труба, соединенная с носоглоткой, обеспечивает выравнивание давления на барабанную перепонку.
  • 3. Внутреннее ухо состоит из непосредственно органа слуха и органа равновесия. Орган слуха, в свою очередь, состоит из овального окна, улитки, заполненной жидкостью и кортиева органа. Функции: слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе, преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, которые передаются в слуховую зону коры больших полушарий. Орган равновесия состоит из 3 полукружных каналов и оттолитового аппарата. Функции: воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий. В результате ответные импульсы помогают поддерживать равновесие тела.

Схематическое изображение основных структур уха человека, образующих органы слуха (1−9) и органы равновесия (10−13).

Орган слуха: 1 - наружный слуховой проход; 2 -барабанная перепонка; 3 - 5 - слуховые косточки: молоточек (3), наковальня (4), стремечко (5); 6 - евстахиева труба; 7 - овальное окно; 8 - улитка (в действительности закручена в спираль); 9 - круглое окно.

Орган слуха: 1 — наружный слуховой проход; 2 -барабанная перепонка; 3 — 5 — слуховые косточки: молоточек (3), наковальня (4), стремечко (5); 6 — евстахиева труба; 7 — овальное окно; 8 — улитка (в действительности закручена в спираль); 9 — круглое окно.

Орган равновесия: 10 — круглый мешочек; 11 -1 овальный мешочек; 12 — ампула; 13 — полукружный канал Схема физиологии деятельности: звуковая волна, попадая в наружный слуховой проход, колеблет барабанную перепонку > та передает это колебание в среднее ухо на систему слуховых косточек, которые действуя как рычаг усиливают звуковые колебания и начинают колебать мембрану овального окна > мембрана овального окна колеблет жидкость, находящуюся между костным и перепончатым лабиринтом внутреннего уха, > эта жидкость передает свои колебания базальной мембране > базальная мембрана смещается и передает колебания механорецепторным клеткам, волоски которых также начинают колебаться > колеблясь, волоски механорецепторных клеток касаются покровной мембраны, при этом колебании в них возникает электрический импульс (нервный), который передается через систему переключательных ядер, находящихся в среднем и промежуточном мозге, в корковый отдел головного мозга (височную долю больших полушарий), где соотносятся частота и сила звуковых сигналов, осуществляется распознавание сложных звуков. Смысл услышанного интерпретируется в ассоциативных корковых зонах.

Бинауральный слух — это слышание двумя ушами. Он позволяет определить направление звука.

Возрастные особенности. Восприятие звуков отмечается у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденные дети и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Наименьшая величина порогов слышимости (наибольшая острота слуха) свойственна подросткам и юношам (14−19 лет). У детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми; слушание музыки, обучение игре на музыкальных инструментах, пение. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.

Гигиена слуха. Гигиена слуха — это система мер, направленных на охрану слуха; создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.

Наиболее опасным воздействием на орган слуха обладает шум. Чрезмерный шум ведет к снижению слуха, длительно действующий шум может вызвать нарушение работы сердечно-сосудистой системы, снижает работоспособность. У взрослых уровни шума в 90 дБ, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры больших полушарий, ухудшают координацию движения, снижают остроту зрения. При 120 дБ через 4−5 лет происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается ритм сердечной деятельности, изменяется артериальное давление, появляются головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы. А через 5−6 лет — формируется профессиональная тугоухость. Так, если человек находился в течение 6 часов на оживленной улице (90дБ), то у него снижается острота слуха на 3−4%. У детей шум 50 дБ вызывает значимое снижение работоспособности. В 60 дБ — повышается порог чувствительности, снижается внимание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой