Розничная торговля в сфере товарного обращения
Важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Основная часть магазинов размещена в центрах городов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом на первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет… Читать ещё >
Розничная торговля в сфере товарного обращения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность и особенности функционирования розничной торговли в Республике Беларусь
Реформирование розничной торговли в нашей республике в своем развитии прошло несколько стадий. На первой стадии происходила передача розничной торговли из государственной в коммунальную собственность. На второй стадии производилась реорганизация торгов и трестов. Затем — массовый переход на аренду с последующим выкупом.
С 1993 г. начала активно проводиться приватизация на основе конкурсов, аукционов и акционирования. В результате доля негосударственных торговых предприятий на 01.01.2007 г. составила около 81,4% в общем количестве предприятий, а удельный вес государственной торговли снизился соответственно примерно до 18%, и доля иностранных государственных предприятий составляет 0,6%.
Состояние экономики в государстве в достаточной степени определяет эффективность всех отраслей, в том числе и торговли. Если в государстве наблюдается экономический рост, то он наблюдается и у всех отраслях экономики и наоборот. Основные показатели экономики Республики Беларусь за 2008;2009 гг. отражены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 — Основные показатели экономики Республики Беларусь за 2008;2009 гг.
Показатели. | Годы. | Темп изменения, %, отклонение (+;-). | |
Численность населения, тыс. чел. | 98,02. | ||
Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости, тыс. чел. | 37,3. | 40,3. | 108,04. |
Денежные доходы населения, млрд р. | 115,72. | ||
Валовой внутренний продукт, млрд р. | 105,39. | ||
Продукция промышленности, млрд р. | 97,31. | ||
Производство потребительских товаров, млрд р. | 132,42. | ||
Розничный товарооборот, млрд р. | 108,06. | ||
Платные услуги населению, млрд р. | 112,81. | ||
Индекс потребительских цен, %. | 113,3. | 110,1. | — 3,2. |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [19].
Данные таблицы 1.1 свидетельствуют о том, что в 2009 г. был преодолен спад и намечался экономический подъем, так как объемы валового внутреннего продукта (ВВП), розничного товарооборота, выпуска товаров народного потребления росли (5,39; 8,06; 32,42% соответственно).
Впервые за последние годы увеличение денежных доходов населения опережал рост цен. Это свидетельствовало о росте реальной заработной платы, увеличении покупательной способности населения. В связи с этим оживилась коммерческая деятельность, увеличился объем розничного товарооборота Республики Беларусь. Официальный уровень безработицы на 01.01.2010 г. составил 40,3 тыс. чел. от экономически активного населения. Можно сделать вывод, что наметившийся в 2009 г. экономический рост являлся предпосылкой к росту эффективности потребительской кооперации в целом и кооперативной торговли (коммерческой деятельности) в частности.
Среди факторов внешнего воздействия для коммерческой деятельности немаловажен демографический. Статистические данные о численности населения показывают, что в Республике Беларусь начиная с 1990 г. снижается общая численность населения, смертность выше чем рождаемость, т. е. отсутствует естественный прирост численности населения. Наряду со снижением численности всего населения происходит его отток из сельской местности. В деревнях и селах происходит более быстрыми темпами «старение» населения и сокращение средней продолжительности жизни, чем в городах. Это в свою очередь является фактором снижения контингента обслуживаемого населения предприятиями торговли потребительской кооперации, которые в основном расположены в сельской местности.
Снижение численности обслуживаемого населения сокращает емкость рынка и меняет его структуру. В сельских населенных пунктах проживают в основном пенсионеры, потребности которых по их доходам ограничиваются социально значимыми товарами. Вследствие этого падают объемы торговли, закрываются убыточные торговые предприятия, что негативно отражается на уровне социально-экономической эффективности.
На эффективность торговой деятельности непосредственное влияние оказывает уровень кредитования. Размер кредита должен быть органически увязан с принципами самофинансирования и самоокупаемости, объективными потребностями в материальных и денежных ресурсах. Если организации торговли нарушают условия кредитования, к ним применяются штрафные санкции, а при нарушении сроков погашения ссуд они лишаются права на новый кредит. Это в итоге влияет на прибыльность.
Степень удовлетворения спроса влияет на рост эффективности торговой организации и является основным фактором этого роста. Так как кооперативная торговля ориентируется на спрос населения, то состояние ее эффективности зависит от доходов, получаемых жителями республики, так средняя заработная плата в целом по отраслям в 1990 г. составляла 269 р, в 1995 г. — 755 129 р., в 2000 г. — 58 916 р., в 2003 г. — 250 686 р., в 2005 г. — 463 741 р., а в 2009 г. — 981 584 р., при этом в торговле в 2009 г. заработная плата составила 850 461 р. (таблица 2).
Среднемесячная заработная плата в торговле Республики Беларусь за 2008;2009 гг., р.
Примечание — Источник: собственная разработка собственная разработка на основе [19].
Так из данных таблицы 1.2 следует, что в торговле Республики Беларусь в 2009 году по сравнению с 2008 годом средняя заработная плата выросла на 17,08% или на 124 079 р., наибольший темп роста наблюдался в г. Минске — 20,7%, и Минской области — 17,3%.
В настоящее время в зоне деятельности потребительской кооперации функционируют более трех тысяч предприятий торговли, представляющих 15 различных ведомств, организаций, коллективов и частных предпринимателей. Под влиянием этой конкуренции удельный вес товарооборота потребительской кооперации на рынке Республики Беларусь снизился с 33,1% в 1990 г. до 9,7% в 2009 г. В данном случае наблюдается процесс усиления конкуренции и постепенного вытеснения потребительской кооперации с ее традиционных рынков. Удельный вес государственной торговли в товарообороте республики за 2009 г. составляет 15,8% [11, с.26].
Рассмотрим вторую группу факторов, влияющих на результаты коммерческой работы, которые зависят непосредственно от субъекта рынка. Состояние материально-технической базы торговой организации должно соответствовать современным требованиям по состоянию торговых зданий, обеспеченностью площадями, уровню технического оснащения.
Основой материально-технической базы является торговая сеть. Структура и динамика развития розничной торговой сети системы потребительской кооперации Белкоопсоюза и страны в целом рассмотрим в подглаве 2.1 подробно.
Основные проблемы торгово-экономических отношений на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее время можно характеризовать следующим образом:
Структура товарооборота. В 1990 г. доля продовольственных товаров составляла — 44,6%, а с 1995 г. резко возросла до 66,1%, но с 2000 г. наблюдается тенденция снижения доли продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота и соответствие увеличение непродовольственных. В 2009 г. удельный вес розничного товарооборота продовольственных товаров составила 51,1%. Снижение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота свидетельствует о снижении благосостояния белорусов, поскольку в первую очередь население приобретает продукты питания, а на оставшиеся денежные средства покупает промышленную продукцию, пользуется различными услугами, накапливает сбережения Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности торговыми площадями, что отражается на качестве торгового обслуживания населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.
Нигде не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м² на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м² и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осуществляется по принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по сути означает остаточный принцип в развитии сети. В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.
В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных и частных предприятий).
Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. Измельченность торговой сети является существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов, как при строительстве, так и при эксплуатации, как важнейшим направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.
В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного упорядочения.
В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы.
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10—15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по концентрации торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей.
Важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Основная часть магазинов размещена в центрах городов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом на первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.
Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются в зависимости не от потребностей населения, а главным образом от возможностей торговой фирмы.
Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено по проектам, которые не соответствуют требованиям сегодняшней технологии продажи товаров.
В качестве существующих в Республике Беларусь проблем в розничной торговле можно отметить отсутствие четкой структуры управления торговлей, несовершенство механизма приватизации, а также несовершенство законодательных норм торговой деятельности Недостаточное научное и информационное обслуживание торгово-экономических отношений. Экономические, правовые, финансовые, коммерческие, технико-технологические отношения в сфере торговли не имеют сколько-нибудь серьезного научно-методологического обоснования, строятся порой нелогично, без продуманной стратегии, учета мирового опыта. Действующие информационные источники крайне ограничены, противоречивы, имеют выборочный несопоставимый характер, непрезентативны. Это приводит к серьезным ошибкам в определении потребности торговли в товарах, и как следствие — к большим экономическим и социальным издержкам, неупорядоченности нормативного хозяйства в области материально-технического, технологического, кадрового и правового обеспечения процессов торговли.
Таким образом, на основании проведенного исследования о проблемах организации коммерческой деятельности в розничной торговле в современных условиях сделаем соответствующие выводы. Основные проблемы торгово-экономических отношений на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее следующие: усиление нерационального характера потребления и розничного товарооборота, (в структуре розничных продаж ежегодно увеличивается доля продовольственных товаров); образование множества торгующих структур на потребительском рынке, имеющих особенности в целях, задачах, функциях, ресурсном обеспечении и т. д; урегулирование экономико-правовых взаимоотношений торговли и промышленности; деятельность оптового звена в системе товародвижения, снижение роли «большого» опта в формировании товарных ресурсов на потребительском рынке; политика формирования и размещения розничной торговой сети, внедрение адекватных форм обслуживания; культура торгового обслуживания; финансовое положение торговли; увеличение в розничном, товарообороте доли неорганизованного рынка; недостаточное научное и информационное обслуживание торгово-экономических отношений.