Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Розничная торговля в сфере товарного обращения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Основная часть магазинов размещена в центрах городов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом на первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет… Читать ещё >

Розничная торговля в сфере товарного обращения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность и особенности функционирования розничной торговли в Республике Беларусь

Реформирование розничной торговли в нашей республике в своем развитии прошло несколько стадий. На первой стадии происходила передача розничной торговли из государственной в коммунальную собственность. На второй стадии производилась реорганизация торгов и трестов. Затем — массовый переход на аренду с последующим выкупом.

С 1993 г. начала активно проводиться приватизация на основе конкурсов, аукционов и акционирования. В результате доля негосударственных торговых предприятий на 01.01.2007 г. составила около 81,4% в общем количестве предприятий, а удельный вес государственной торговли снизился соответственно примерно до 18%, и доля иностранных государственных предприятий составляет 0,6%.

Состояние экономики в государстве в достаточной степени определяет эффективность всех отраслей, в том числе и торговли. Если в государстве наблюдается экономический рост, то он наблюдается и у всех отраслях экономики и наоборот. Основные показатели экономики Республики Беларусь за 2008;2009 гг. отражены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Основные показатели экономики Республики Беларусь за 2008;2009 гг.

Показатели.

Годы.

Темп изменения, %, отклонение (+;-).

Численность населения, тыс. чел.

98,02.

Численность безработных, зарегистрированных органами государственной службы занятости, тыс. чел.

37,3.

40,3.

108,04.

Денежные доходы населения, млрд р.

115,72.

Валовой внутренний продукт, млрд р.

105,39.

Продукция промышленности, млрд р.

97,31.

Производство потребительских товаров, млрд р.

132,42.

Розничный товарооборот, млрд р.

108,06.

Платные услуги населению, млрд р.

112,81.

Индекс потребительских цен, %.

113,3.

110,1.

— 3,2.

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [19].

Данные таблицы 1.1 свидетельствуют о том, что в 2009 г. был преодолен спад и намечался экономический подъем, так как объемы валового внутреннего продукта (ВВП), розничного товарооборота, выпуска товаров народного потребления росли (5,39; 8,06; 32,42% соответственно).

Впервые за последние годы увеличение денежных доходов населения опережал рост цен. Это свидетельствовало о росте реальной заработной платы, увеличении покупательной способности населения. В связи с этим оживилась коммерческая деятельность, увеличился объем розничного товарооборота Республики Беларусь. Официальный уровень безработицы на 01.01.2010 г. составил 40,3 тыс. чел. от экономически активного населения. Можно сделать вывод, что наметившийся в 2009 г. экономический рост являлся предпосылкой к росту эффективности потребительской кооперации в целом и кооперативной торговли (коммерческой деятельности) в частности.

Среди факторов внешнего воздействия для коммерческой деятельности немаловажен демографический. Статистические данные о численности населения показывают, что в Республике Беларусь начиная с 1990 г. снижается общая численность населения, смертность выше чем рождаемость, т. е. отсутствует естественный прирост численности населения. Наряду со снижением численности всего населения происходит его отток из сельской местности. В деревнях и селах происходит более быстрыми темпами «старение» населения и сокращение средней продолжительности жизни, чем в городах. Это в свою очередь является фактором снижения контингента обслуживаемого населения предприятиями торговли потребительской кооперации, которые в основном расположены в сельской местности.

Снижение численности обслуживаемого населения сокращает емкость рынка и меняет его структуру. В сельских населенных пунктах проживают в основном пенсионеры, потребности которых по их доходам ограничиваются социально значимыми товарами. Вследствие этого падают объемы торговли, закрываются убыточные торговые предприятия, что негативно отражается на уровне социально-экономической эффективности.

На эффективность торговой деятельности непосредственное влияние оказывает уровень кредитования. Размер кредита должен быть органически увязан с принципами самофинансирования и самоокупаемости, объективными потребностями в материальных и денежных ресурсах. Если организации торговли нарушают условия кредитования, к ним применяются штрафные санкции, а при нарушении сроков погашения ссуд они лишаются права на новый кредит. Это в итоге влияет на прибыльность.

Степень удовлетворения спроса влияет на рост эффективности торговой организации и является основным фактором этого роста. Так как кооперативная торговля ориентируется на спрос населения, то состояние ее эффективности зависит от доходов, получаемых жителями республики, так средняя заработная плата в целом по отраслям в 1990 г. составляла 269 р, в 1995 г. — 755 129 р., в 2000 г. — 58 916 р., в 2003 г. — 250 686 р., в 2005 г. — 463 741 р., а в 2009 г. — 981 584 р., при этом в торговле в 2009 г. заработная плата составила 850 461 р. (таблица 2).

Среднемесячная заработная плата в торговле Республики Беларусь за 2008;2009 гг., р.

Розничная торговля в сфере товарного обращения.

Примечание — Источник: собственная разработка собственная разработка на основе [19].

Так из данных таблицы 1.2 следует, что в торговле Республики Беларусь в 2009 году по сравнению с 2008 годом средняя заработная плата выросла на 17,08% или на 124 079 р., наибольший темп роста наблюдался в г. Минске — 20,7%, и Минской области — 17,3%.

В настоящее время в зоне деятельности потребительской кооперации функционируют более трех тысяч предприятий торговли, представляющих 15 различных ведомств, организаций, коллективов и частных предпринимателей. Под влиянием этой конкуренции удельный вес товарооборота потребительской кооперации на рынке Республики Беларусь снизился с 33,1% в 1990 г. до 9,7% в 2009 г. В данном случае наблюдается процесс усиления конкуренции и постепенного вытеснения потребительской кооперации с ее традиционных рынков. Удельный вес государственной торговли в товарообороте республики за 2009 г. составляет 15,8% [11, с.26].

Рассмотрим вторую группу факторов, влияющих на результаты коммерческой работы, которые зависят непосредственно от субъекта рынка. Состояние материально-технической базы торговой организации должно соответствовать современным требованиям по состоянию торговых зданий, обеспеченностью площадями, уровню технического оснащения.

Основой материально-технической базы является торговая сеть. Структура и динамика развития розничной торговой сети системы потребительской кооперации Белкоопсоюза и страны в целом рассмотрим в подглаве 2.1 подробно.

Основные проблемы торгово-экономических отношений на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее время можно характеризовать следующим образом:

Структура товарооборота. В 1990 г. доля продовольственных товаров составляла — 44,6%, а с 1995 г. резко возросла до 66,1%, но с 2000 г. наблюдается тенденция снижения доли продовольственных товаров в структуре розничного товарооборота и соответствие увеличение непродовольственных. В 2009 г. удельный вес розничного товарооборота продовольственных товаров составила 51,1%. Снижение доли непродовольственных товаров в общем объеме розничного товарооборота свидетельствует о снижении благосостояния белорусов, поскольку в первую очередь население приобретает продукты питания, а на оставшиеся денежные средства покупает промышленную продукцию, пользуется различными услугами, накапливает сбережения Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности торговыми площадями, что отражается на качестве торгового обслуживания населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.

Нигде не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м² на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м² и более на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осуществляется по принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по сути означает остаточный принцип в развитии сети. В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего потребностями населения.

В перспективе рост обеспеченности населения торговыми площадями будет происходить более быстрыми темпами за счет значительного расширения источников финансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных и частных предприятий).

Одновременно с количественным ростом обеспеченности розничной торговой сетью и числа магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. Измельченность торговой сети является существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-технического прогресса. Экономические показатели таких магазинов, как при строительстве, так и при эксплуатации, как важнейшим направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров.

В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специализации торговой сети, ее структурного упорядочения.

В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. В наибольшей мере требованиям, предъявляемым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы.

В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10—15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети. В последние годы широко осуществлялись меры по концентрации торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, создания условий для конкуренции в обслуживании покупателей.

Важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Основная часть магазинов размещена в центрах городов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом на первых этажах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и более процентов). Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, внедрять средства механизации трудоемких процессов. Строительство и эксплуатация встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.

Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется, когда предприятия торговли, особенно коммерческие магазины, открываются в зависимости не от потребностей населения, а главным образом от возможностей торговой фирмы.

Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено по проектам, которые не соответствуют требованиям сегодняшней технологии продажи товаров.

В качестве существующих в Республике Беларусь проблем в розничной торговле можно отметить отсутствие четкой структуры управления торговлей, несовершенство механизма приватизации, а также несовершенство законодательных норм торговой деятельности Недостаточное научное и информационное обслуживание торгово-экономических отношений. Экономические, правовые, финансовые, коммерческие, технико-технологические отношения в сфере торговли не имеют сколько-нибудь серьезного научно-методологического обоснования, строятся порой нелогично, без продуманной стратегии, учета мирового опыта. Действующие информационные источники крайне ограничены, противоречивы, имеют выборочный несопоставимый характер, непрезентативны. Это приводит к серьезным ошибкам в определении потребности торговли в товарах, и как следствие — к большим экономическим и социальным издержкам, неупорядоченности нормативного хозяйства в области материально-технического, технологического, кадрового и правового обеспечения процессов торговли.

Таким образом, на основании проведенного исследования о проблемах организации коммерческой деятельности в розничной торговле в современных условиях сделаем соответствующие выводы. Основные проблемы торгово-экономических отношений на потребительском рынке Республики Беларусь в настоящее следующие: усиление нерационального характера потребления и розничного товарооборота, (в структуре розничных продаж ежегодно увеличивается доля продовольственных товаров); образование множества торгующих структур на потребительском рынке, имеющих особенности в целях, задачах, функциях, ресурсном обеспечении и т. д; урегулирование экономико-правовых взаимоотношений торговли и промышленности; деятельность оптового звена в системе товародвижения, снижение роли «большого» опта в формировании товарных ресурсов на потребительском рынке; политика формирования и размещения розничной торговой сети, внедрение адекватных форм обслуживания; культура торгового обслуживания; финансовое положение торговли; увеличение в розничном, товарообороте доли неорганизованного рынка; недостаточное научное и информационное обслуживание торгово-экономических отношений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой