Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология развития. 
Психология развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенностями проявления уверенности в себе в межличностном общении и деятельности, на которые будут направлены упражнения, являются активное овладение навыками общения, интенсивное установление дружеских контактов, уважительное отношение к себе и к сверстникам. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития… Читать ещё >

Психология развития. Психология развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задание 1. Анализ психологических характеристик и особенностей возрастного периода — Молодость (24−30 лет)

Ознакомившись с литературным источником, нами была составлена таблица (приложение, таб. 1), анализируемого возрастного периода.

Молодость охватывает период жизни до окончания юности (20−23 до примерно 30 лет), когда человек «более — менее прочно утверждается во взрослой жизни».

Молодость — это, прежде всего, время создания семьи и устройства семейной жизни, время выбранной профессии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. В этот период подавляющее большинство людей заключают первые браки, это обычно возраст наибольшей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка.

Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т. д. Неудачные браки могут затормозить личностный рост человека и его профессиональное продвижение, негативно сказаться на отношениях в дальнейшем к представителям другого пола, на целостном отношении к миру.

Большое значение имеет рождение детей. Созданная семья приобретает новое качество. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь.

Таким образом, создание семьи — это социальная задача («задача развития») молодых.

Ведущая деятельность в период молодости — профессиональная. В этот период происходит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно важное для личностного развития в молодости, особенно когда выбранная профессия соответствует призванию.

В молодости обнаруживается стремление к самовыражению (в выборе профессии, в карьере); вырабатывается индивидуальный жизненный стиль, обретение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей.

Центральные возрастные новообразования этого периода — это семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профессиональное самоопределение, усложняются критерии оценки себя как профессионала.

В молодости продолжается интеллектуальное развитие, проявляется способность к усвоению нового.

Что касается развития мышления, единой точки зрения в психологии нет. Одни исследователи считают, что интеллектуальное развитие заканчивается в детском возрасте, другие — что качественные преобразования происходят и во взрослом периоде жизни.

В молодости заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание.

К тридцати годам человек находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей, достигает определенных результатов в профессиональной деятельности, устраивает семейную жизнь. Подводятся первые итоги жизни.

Молодой человек вступает в период кризиса молодости.

Кризис 30 лет выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Иногда происходит пересмотр собственной личности, приводящей к переоценке ценностей. Это означает, что жизненный замысел оказался неверным, что может привести к перемене профессии, уклада семейной жизни, к пересмотру своих отношений с окружающими людьми. При удачном выборе привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, ценностям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, развивает его личность.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни, в целом он знаменует переход от молодости к зрелости. Смысл — это то, что связывает цель и стоящий за ней мотив, это отношение цели к мотиву. В рамках теории психологических систем (В.Я. Клочко, О.М. Краснорядцева) смысл рассматривается как необходимое условие самореализации человека.

Таким образом, в молодости человек начинает утверждать себя в жизни, осуществлять поставленные цели. В молодости большинство людей встречают спутника жизни и создают семью, приобретается профессиональное мастерство. Молодость — это расцвет отношений любви и дружбы.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность, когда человек уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Задание 2. Провести эмпирическое изучение индивидуально-психологических особенностей личности на этапе юности, используя методику диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Описание методики

Опросник личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности.

Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений.

Авторами выделяются следующие 6 интегральных показателей:

  • 1. «Адаптация»;
  • 2. «Принятие других»;
  • 3. «Интернальнось»;
  • 4. «Самовосприяие»;
  • 5. «Эмоциональная комфортность»;
  • 6. «Стремление к доминированию».

В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, необходимо примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оценить в какой мере это высказывание может быть отнесено к Вам. Для того чтобы обозначить ответ в бланке, необходимо выбрать один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, наиболее подходящий:

  • · 0-это ко мне совершенно не относится;
  • · 1-мне это свойственно в большинстве случаев;
  • · 2-Сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
  • · 3-Не решаюсь отнести это к себе;
  • · 4-это похоже на меня, но нет уверенности;
  • · 5-это на меня похоже;
  • · 6-это точно про меня.

Зона неопределенности в интерпретации результатов по каждой шкале приводятся в скобках. Результаты до зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а после самого высокого показателя в зоне неопределенности — как самые высокие.

Мною по данной методике было опрошено 10 респондентов на возрастном этапе юность, среди которых 4 девушки от 18−21 года и 6 юношей от 19−23 лет, и составлена таблица (приложение, таблица 2).

Далее сделан расчет по интегральным показателям (приложение, таблица 3).

Диаграмма интегральных показателей по среднему баллу (приложение, рис. 1) показала нам, что уровень адаптации (A) у данной группы людей составляет около 56%, при этом у юношей имеются достаточно высокие показатели, по сравнению с девушками. Самопринятие (S) соответствует оценке около 63%, у юношей и у девушек здесь показатели различаются незначительно. Принятие других (L) отмечено оценкой чуть менее 50%, при этом у большинства юношей она всё-таки высокая. Эмоциональная комфортность (E) отмечается около 50%, при этом, как у девушек так и у юношей различия имеются не большие. Показатель интернальности (I) остановился на отметке около 55%, при этом характеристиками интернальности обладают преимущественно девушки. Стремление к доминированию (D) наблюдается у большинства молодых людей данной группы, тут показатель около 80%.

психологический социальный межличностный молодость.

Задание 3. Подобрать развивающие упражнения и игры для формирования и развития такого качества личности как уверенность в себе

Уверенность в себе — готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только из-за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность.

Психология развития. Психология развития.

Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей.

Сенситивным периодом становления и развития данного качества личности является младший школьный возраст.

Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области — в занятия спортом, музыкой.

Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни. Важно, чтобы ребенок принимал и другой тип обращения к нему — по фамилии. Это обеспечивает ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Основными структурными компонентами уверенности в себе являются личностная уверенность (мотивация достижений, волевой самоконтроль) и ситуативная уверенность (принятие себя, инициатива и смелость), в качестве ядра уверенности выступает стабильное позитивное отношение ребенка к собственным умениям и способностям.

Особенностями проявления уверенности в себе в межличностном общении и деятельности, на которые будут направлены упражнения, являются активное овладение навыками общения, интенсивное установление дружеских контактов, уважительное отношение к себе и к сверстникам. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Игра «Что мне в себе нравится и что мне в себе не нравится».

Цель игры: научить ребят адекватно оценивать себя и окружающих, умению тактично высказывать свое мнение о другом человеке, даже если он не очень симпатичен; развивать аналитические способности, уверенность в себе.

Необходимы материалы и наглядные пособия, лист чистой бумаги и карандаш каждому участнику игры.

Ход игры:

Эта игра может проводиться среди детей 9−10 лет, особенно она будет своевременной, если вы заметили, что кто-то из ваших детей начал комплексовать по какому-то поводу и замыкаться в себе.

Каждому участнику дается лист бумаги и карандаш. Каждый лист подписывается и делится на две колонки. В первой колонке ребята выписывают те качества, которые каждому из них в себе нравятся и не нравятся. Во второй колонке они представляют, чтобы о них сказал близкий человек (на пример мама или папа). Затем эти листочки собираются, и раздаются другим ребятам. Они на обратной стороне этого листка выписывают те положительные и отрицательные качества, которые, по их мнению, имеет хозяин этого листка. Когда все выполнят эти задания, листы сдаются одному человеку, который зачитывает эти записи и дети все вместе их анализируют.

Так выясняется, какие положительные качества действительно есть у каждого ребенка, а какие он сам себе придумал.

Список используемой литературы

  • 1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000. 350 с.
  • 2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.:СОЮЗ, 1997.-224с.
  • 3. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для ВУЗов. Под редакцией В. Е. Клочко.-М.:ВЛАДОС-ПРЕСС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2003.-264с.
  • 4. Крэйн У. Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002
  • 5. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении: научное издание. СПб: Питер, 2009. — 318 с.
  • 6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. М.: Академия, 2011. — 656 с.
  • 7. Малых С. Б., Егорова М. С., Мешкова Т. А. Основы психогенетики. М.: Эпидавр, 1998. 744 с.
  • 8. Мак Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: Независимая фирма Класс, 1998.-480 с.
  • 9. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов М.: Высшее образование: МГППУ, 2008. — 460 с.
  • 10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учеб. Пособие.- 3 изд.-М.:Педагогическое общ-во России, 2001.-443 с.
  • 11. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-256 с.
  • 12. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти: Младенчество. Детство. Юность. Взросление. Старость (полный курс психологии развития). СПб.: АСТ, Прайм-ЕВРОЗНАК. 2010. — 656 с.
  • 13. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2004.-349с.
  • 14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.
  • — 338 с
  • 15. Эльконин Д. Б. Психология развития: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2008. — 144 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой