Макиавелли — один из самых трудных для понимания и истолкования мыслителей. Не случайно уже на протяжении четырех с половиной столетий вокруг его основного произведения «Государь» ведутся полемические бои, а его доктрина и взгляды спрессовались в резко негативный термин «Макиавеллизм» — синоним политического коварства, двуличия, лицемерия, предательства, жестокости и т. д. Идеологи относятся к личности и к произведениям Макиавелли противоречиво. С одной стороны — резко негативно, за то, что он беспощадно и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее средства, задачи и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи и своего класса до конца. С другой стороны из Макиавелли делают политического мыслителя и политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во все времена и во всех обстоятельствах.
Большой знаток античной литературы, дипломат и политик, он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.
Дальнейшее развитие теории естественного права получили в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха Спинозы. Его политико-правовые взгляды изложены в «Богословском трактате», «Этике, доказанной геометрическим методом», «Политическом трактате».
Жизнь и деятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападок кальвинистского духовенства на республиканское правительство, попыток дворянства установить монархию. Спиноза был современником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение в его учении.
Цель данной работы рассмотреть политико-правовую доктрину Никколо Макиавелли и Баруха Спинозы, их наиболее яркие работы, являющиеся шедеврами начала и конца Средних веков.