Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормы обращения с правонарушителями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В разделе «система прав человека на жизнь» речь уже шла о праве общества лишать права на жизнь тех своих членов, которые своими действиями создавали смертельную угрозу для остальных. Между вынесением общественного приговора и приведением его в исполнение проходит значительное время. В этот период осужденные лица продолжают пользоваться определенными правами. Эти права зафиксированы в «Гарантиях… Читать ещё >

Нормы обращения с правонарушителями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На конгрессе по вопросам предупреждения преступности и обращения с правонарушителями, созванном ООН в Женеве в 1955 г., был определен «Стандарт минимальных правил обращения с заключенными». Эти правила, а всего их 95, охватывают все аспекты жизнедеятельности исправительных учреждений и их обитателей: прием и регистрация задержанных и осужденных; обеспечение их питанием, одеждой, медицинским обслуживанием; организация труда и спорта; дисциплинарные меры; информация для заключенных, в том числе и информация о болезнях, смерти, перемещениях, освобождении; связь с внешним миром; сохранение собственности арестованных; персонал заведений[1]; правила обращения с отдельными категориями заключенных и другие.

В 1988 г. ГА ООН утвердила «Основные принципы защиты всех лиц, подвергшихся любой форме задержания или тюремного заключения»[2]. Лейтмотивом этого документа является то, что ко всем людям, в том числе и временно ограниченным в их свободе, следует обращаться гуманно, с уважением к их человеческому достоинству. Соответственно, не должно быть никакого ограничения или умаления любого человеческого права лиц, подвергшихся задержанию или тюремному заключению в соответствии с законом. Формы задержания или тюремного заключения и все меры, влияющие на права таких лиц, должны определяться только компетентными властями и находиться под их действенным контролем. Ни один задержанный или заключенный не должен подвергаться пытке или жестокому, бесчеловечному или унижающему обращению или наказанию. Никакие обстоятельства не могут служить оправданием таких пыток, обращения или наказания.

Лица, не владеющие языком в достаточном для понимания предъявленных ему обвинений объеме, должны обеспечиваться переводчиком. Право на общение и связь с родными не может быть запрещена более чем на несколько дней. Сразу же после ареста и после каждого перевода с одного места заключения на другое, заключенный должен иметь право сообщать родным или требовать от властей, чтобы они сами сообщили им о новом месте его нахождения. Если речь идет об иностранце, то о перемещениях должны информироваться соответствующее консульство или международная организация. Однако компетентные органы могут отсрочить подобное уведомление, если этого требует интересы расследуемого дела.

Запрещается принуждать задержанного или заключенного к даче показаний против самого себя или против любого другого человека. Во время допросов задержанного нельзя подвергать насилию[3], угрозам, к нему нельзя применять методы допроса, ослабляющие его способность к принятию правильных решений. Ни один задержанный или заключенный в тюрьму человек не должен, даже с его согласия, подвергнуться любому медицинскому или научному экспериментированию, которые могут быть вредными для его здоровья. Длительность любого допроса задержанного или заключенного в тюрьму человека и интервалов между допросами, а также личности официальных лиц, которые вели допросы, и других присутствовавших при этом лиц должны быть записаны и удостоверены в установленной законом форме. Задержанный или заключенный в тюрьму человек, или его адвокат, когда это предусмотрено законом, должны иметь доступ к этой информации.

Сразу же после задержания или поступления в исправительное учреждение задержанный или заключенный должен подвергнуться соответствующему медицинскому обследованию. Медицинская помощь должна оказываться ему всякий раз, когда это необходимо. Эта забота и уход должны быть бесплатными. Задержанный или заключенный в тюрьму человек или его адвокат имеют право просить или ходатайствовать перед юридическим или другим руководством о втором медицинском обследовании. Данные о медицинском обследовании, имя врача и результаты этого обследования должны быть надлежащим образом записаны. Доступ к таким записям гарантируется в соответствии с нормами внутреннего законодательства.

Задержанный или заключенный должен иметь право получать в диапазоне доступных ресурсов, если это осуществляется из общественных источников, разумное количество образовательного, культурного и информационного материала, необходимого для обеспечения ему целесообразных условий безопасности в месте содержания.

В целях обеспечения строгого соблюдения законов и норм, сведущие и авторитетные специалисты, назначаемые компетентными властями, иными, чем администрации мест задержания или заключения, обязаны, регулярно посещать места содержания задержанных и приговоренных к тюремному заключению лиц. Задержанный или заключенный в тюрьму человек имеет право общаться свободно и вполне конфиденциально с лицами, которые посещают места задержания или заключения, в рациональных условиях.

Типы поведения задержанного или заключенного в тюрьму человека, которые влекут за собой дисциплинарные наказания и могут быть наложены на виновных только компетентными властями, определяются законом или законодательными нормами и надлежащим образом опубликуются. Наказуемый имеет право быть услышанным судом до наложения на него дисциплинарного наказания, а также подавать апелляции в вышестоящие инстанции.

Во всех местах заключения должны существовать регистры заключенных, а в государствах — и централизованный регистр[4]. Всякий раз, когда задержанный или заключенный умирает или исчезает в местах содержания, вопрос должен изучаться юридическим или другим руководством по собственной инициативе или по требованию члена семьи умершего или исчезнувшего. Такое расследование следует проводить и тогда, когда смерть или исчезновение человека происходит вскоре после завершения срока задержания или заключения. При этом следователи получают доступ к регистрам заключенных. Ущерб, причиненный действиями или упущениями официальных лиц, противоречащими правам человека, гарантируемым в этих принципах, должен быть компенсирован согласно нормам государственного законодательства или данным правилам. Действия, связанные с принудительным исчезновением людей квалифицируются как продолжающееся нарушение прав человека до тех пор, пока виновники исчезновения продолжают скрывать судьбу и местонахождение исчезнувших людей и остаются не разъясненными факты исчезновения[5]. А лица, осужденные за участие в насильственном исчезновении людей, не должны подпадать под амнистию.

В действительности же деятельность правоохранительных и пенитенциарных учреждений многих стран организована таким образом, что она не исправляет девианта, а приумножает преступность. Тюрьмы превращены в своего рода отстойники, полностью изолированные от общества и общественного контроля, а заключенные предоставлены воле тюремных работников, организующих свою работу на принципе натравливания одних заключенных на других, на оскорблении и унижении слабых и еще окончательно не опустившихся людей, на авторитете «паханов». В результате подобной практики, тюрьмы становятся школами подготовки высококвалифицированных преступников, с одной стороны, и доведения до крайней степени озлобления случайно отклонившихся от норм права людей и превращения их в профессиональных преступников.

В разделе «система прав человека на жизнь» речь уже шла о праве общества лишать права на жизнь тех своих членов, которые своими действиями создавали смертельную угрозу для остальных. Между вынесением общественного приговора и приведением его в исполнение проходит значительное время. В этот период осужденные лица продолжают пользоваться определенными правами. Эти права зафиксированы в «Гарантиях обеспеченной защиты прав ожидающих смертной казни»[6]. В странах, где смертная казнь еще не отменена, гласит этот документ, высшая мера наказания может быть наложена только за самые серьезные преступления, к числу которых относятся умышленные преступления, имевшие следствием смерть или другие чрезвычайно серьезные последствия. Такое наказание выносится только за преступления, за которые законом предусматривалась смертная казнь во время их совершения.

Приговор о высшей мере наказания может основываться лишь на ясных и совершенно очевидных фактах, не оставляющих место для сомнений. Он выносится только после всестороннего изучения дела компетентным судом на легальном процессе с полным соблюдением положений ст. 14 Пакта о политических и гражданских правах.

Все лица, приговоренные к высшей мере наказания, имеют право апеллировать к судам высшей инстанции и добиваться прощения или смягчения наказания. Вынесенный законным судом смертный приговор не должен приводиться в исполнение до завершения процесса рассмотрения кассационной жалобы и просьбы о помиловании. В случаях, когда смертный приговор приводится в исполнение, это должно быть сделано таким образом, чтобы свести страдания приговоренного к возможному минимуму.

То есть, общество и его полномочные представители во всех случаях обязаны проявлять гуманизм, исключать всякой демонстрации мести и жестокосердия.

  • [1] На 8 конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, созванном ООН в Гаване в августе — сентябре 1990 г. приняты «Руководящиепринципы исполнения роли обвинителей» и «Основные принципы исполнения ролиадвокатов».
  • [2] Резолюция ГА ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.
  • [3] Положения декларации «О защите всех лиц от пыток и другого жестокого, бесчеловечного и деградирующего обращения или наказания», принятой ГА ООН (резолюция 3452 (XXX) от 9 декабря 1975 г.) в равной мере относятся и к рассматриваемойкатегории лиц.
  • [4] Declaration on the Protection of all Persons from Enforced Disappearance. GeneralAssembly resolution 47/133 of 18 December 1992. Art. 10.
  • [5] Там же. Art. 17.
  • [6] Приняты ЭКОСОС в 1984 г. Резолюция 1984/50 от 25 мая 1984.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой