Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Различному объему ведомственного контроля и прокурорского надзора. Как мы указывали в предыдущем параграфе, при расследовании уголовного дела в форме предварительного следствия прокурорский надзор носит ограниченный характер за счет «передачи» части надзорных полномочий прокурора руководителю следственного органа, в то время как в отношении дознания прокурорский надзор реализовывается в полном… Читать ещё >

Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К объектам прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся государственные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочиями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Наиболее существенные отличия предварительного следствия от дознания заключается в следующем:

  • — по субъектам. К субъектам дознания и предварительного следствия относятся разные ведомства и структурные подразделения ведомств;
  • — подследственности. К подследственности органов предварительного следствия преимущественно относятся тяжкие и особо тяжкие преступления, а к подследственности органов дознания небольшой и средней тяжести;
  • — срокам. Первоначальный срок предварительного следствия составляет два месяца, а дознания — 30 суток;
  • — времени появления фигуры обвиняемого. При осуществлении предварительного следствия обвиняемый может появится практически в любой момент производства, но до начала этапа ознакомления с материалами дела, а при производстве дознания по его окончании, когда в отношении лица вынесен обвинительный акт;
  • — различному объему ведомственного контроля и прокурорского надзора. Как мы указывали в предыдущем параграфе, при расследовании уголовного дела в форме предварительного следствия прокурорский надзор носит ограниченный характер за счет «передачи» части надзорных полномочий прокурора руководителю следственного органа, в то время как в отношении дознания прокурорский надзор реализовывается в полном объеме.

Предварительное следствие и дознание осуществляется специально уполномоченными субъектами. К первой группе таких субъектов относятся органы предварительного следствия. Согласно российскому законодательству к органам предварительного следствия относятся:

  • — Следственный комитет РФ;
  • — Следственный департамент МВД России;
  • — Следственное управление ФСБ России.

Другим объектом, на деятельность которого распространяются надзорные полномочия прокурора, является органы дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

  • — органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции;
  • — органы федеральной службы безопасности;
  • — органы исполнительной власти в области государственной охраны;
  • — органы службы внешней разведки РФ;
  • — таможенные органы РФ;
  • — органы федеральной службы исполнения наказаний;
  • — органы Федеральной службы судебных приставов;
  • — начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  • — органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия:

  • а) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • б) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;
  • в) иные полномочия, предусмотренные УПК.

К иным полномочиям органа дознания можно отнести такие, как:

  • 1) требовать при проверке сообщения о преступлении производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов, давать поручения о производстве оперативных мероприятий;
  • 2) ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток (в отдельных случаях — до 30 суток), применять меры процессуального принуждения, принимать процессуальные решения, предусмотренные УПК, осуществлять процессуальные действия, обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора — вышестоящему прокурору.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

  • 1) прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;
  • 2) установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;
  • 3) законности проведения предварительного расследования;
  • 4) законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.

  • 1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 ст. 5 УПК могут осуществлять Генпрокурор и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.
  • 2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.
  • 3. Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо вышестоящему руководителю следственного органа.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой