Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационные системы страховой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап сбора и регистрации информации страховой компании связан с подготовкой значительного числа форм документов (договоры, справки, картотеки, классификаторы, справочники и т. п.). Как правило, наряду с традиционным документооборотом и формами документов применяются электронные формы и организуется электронный документооборот. Для автоматизации сбора и регистрации первичной информации применяются… Читать ещё >

Информационные системы страховой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Информационные системы страховой деятельности (ИС СД) создаются на основе «коробочных» продуктов или на заказ и имеют различные формы организации:

  • 1. Изолированный АРМ (автоматизированное рабочее место) специалиста страховой компании.
  • 2. Комплекс взаимосвязанных АРМ.
  • 3. Корпоративная информационная система (КИС) автоматизации управления страховой компанией.

Автоматизированное рабочее место специалиста (АРМ)

Распространены следующие виды АРМ для специалистов страхового бизнеса:

АРМ управляющего страховой компании (поддерживает функции менеджмента в ограниченном объеме);

АРМ аквизитора — оформление договоров страхования;

АРМ актуария — производство расчетов по страхованию жизни;

АРМ андеррайтера — формирование страхового портфеля компании;

АРМ брокера страховых услуг — посредник, осуществляет деятельность от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика и др.

Каждый такой АРМ является узкоспециализированной информационной системой и, как правило, не имеет информационных и функциональных связей с другими АРМ.

Комплекс АРМ локальной вычислительной сети

Комплексы АРМ объединены локальной вычислительной сетью (рис. 17.7) и помимо основных функций управления страховой компанией автоматизированы дополнительные функции: бухгалтерский и налоговый учет, анализ хозяйственной деятельности, управление кадрами и др. Все АРМ функционируют в едином информационном пространстве.

Конфигурация центральной базы данных и комплекса АРМ.

Рис. 17.7. Конфигурация центральной базы данных и комплекса АРМ.

Корпоративная информационная система страховой деятельности

Для компаний, осуществляющих крупномасштабную страховую деятельность, имеющих филиалы, разрабатываются корпоративные ИС СД. Они обеспечивают централизованное управление компанией на базе новых информационных технологий (технологии WiFi, WAP и GPRS, мобильные компьютеры и устройства, частные сети VPN и др.).

Корпоративные ИС СД обладают функциональной полнотой и завершенностью системы управления, позволяют оптимизировать ресурсы компании (в первую очередь финансовые и трудовые), внедрить современные методы управления, такие как управление отношениями с клиентами (CRM), управление человеческими ресурсами (HRM), бизнесаналитику (Business Intelligence) и т. п.

Типовая функциональная структура корпоративной ИС СД:

  • 1. Ведение нормативно-справочной базы системы страхования (справочники, классификаторы технико-экономической информации, тарифы страхования).
  • 2. Бизнес-планирование деятельности страховой компании.
  • 3. Формирование и ведение договоров страхования (перестрахования).
  • 4. Формирование страхового фонда.
  • 5. Учет расчетов со страхователем (уплата страховых премий, выплат по страховым событиям, расторжение договора страхования.).
  • 6. Бухгалтерский и налоговый учет деятельности страховой компании.
  • 7. Анализ финансового состояния страховой компании.
  • 8. Сервисные функции (импорт и экспорт данных, копирование и восстановление БД) и др.

Для построения и внедрения корпоративных ИС СД, создаваемых на основе тиражных программных продуктов, применяется модульный подход и технология конфигурирования функциональной структуры ИС СД. На рис. 17.8 представлена типовая ER-диаграмма[1] корпоративной ИС СД.

Типовая модель данных ИС СД.

Рис. 17.8. Типовая модель данных ИС СД.

Этап сбора и регистрации информации страховой компании связан с подготовкой значительного числа форм документов (договоры, справки, картотеки, классификаторы, справочники и т. п.). Как правило, наряду с традиционным документооборотом и формами документов применяются электронные формы и организуется электронный документооборот. Для автоматизации сбора и регистрации первичной информации применяются унифицированные формы документов, уделяется большое внимание обеспечению достоверности входной информации и приданию юридической силы электронным документам с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП).

ИС СД используют компьютерные сети различной архитектуры и масштаба: одноранговые и серверные компьютерные сети типа «файловый сервер», «клиент-сервер», а также интранет, если участники страховой деятельности территориально распределены, и экстранет, если они являются представителями различных компаний (рис. 17.9).

Корпоративная сеть ИС СД.

Рис. 17.9. Корпоративная сеть ИС СД.

В центральном офисе (головной структуре страховой компании) находятся высокоскоростные ЛВС, сетевые БД, осуществляется централизованный мониторинг сетевыми ресурсами распределенной вычислительной системы страховой компании. Отделения страховой компании могут иметь собственные ЛВС, поддерживают постоянную связь с центральным офисом с помощью специально выделенных каналов связи. Представительства страховой компании, как правило, не используют ЛВС, удаленные пользователи пользуются переносным компьютером с модемом, для связи с центральным офисом может использоваться электронная почта, а также удаленный доступ (сеть VPN — Virtual Private Network).

Ядром любой ИС СД является база данных под управлением СУБД, от выбора которой зависит успешность системы. Для баз данных небольшого объема, обслуживающих незначительное число пользователей (приложений), при условии, что требования к оперативности решения задач не отличаются от обычных, используются так называемые настольные СУБД реляционного типа: Access, Paradox, FoxPro и др. Для крупномасштабных сетевых баз данных, обслуживающих значительное число одновременно работающих пользователей, применяются сетевые СУБД реляционного типа: Oracle, MS SQL Server, DB2, Informix и др. База данных крупномасштабной страховой компании создается как распределенная база данных, содержит разнообразную информацию о клиентах, договорах, страховых случаях, выплатах и т. п. за длительный период времени. Фрагменты базы данных представлены на различных компьютерах (узлах сети), средствами СУБД поддерживается «прозрачность» распределения данных. В подразделениях страховой компании может быть создано несколько локальных баз данных, в которые общая нормативно-справочная информация в виде реплик переносится из центральной базы данных. Согласно установленному регламенту локальные базы данных периодически «сбрасываются» в базу данных центрального офиса (рис. 17.10).

Взаимосвязь локальных и центральной баз данных.

Рис. 17.10. Взаимосвязь локальных и центральной баз данных.

В работе страховых компаний все большую популярность получают информационные технологии Интернета — электронная почта (E-mail), служба электронных новостей на основе протокола Usenet; поиск информации во Всемирной паутине WWW (World Wide Web) информационных ресурсов, представленных в формате кодов HTML и совместимых дополнениях (.asp, java, XML, Perl, PHP и т. п.) на основе протокола HTTP, удаленный доступ к вычислительным ресурсам на основе протокола Telnet и др.

Для крупномасштабных баз данных ИС СД обязательно выполнение сервисного обслуживания: создание страховой копии базы данных, восстановление базы данных, ведение журнала транзакций, обеспечение санкционированного доступа к базе данных. Большое внимание уделяется информационной безопасности и защите данных от несанкционированного доступа.

На этапе обработки данных используется программное обеспечение (ПО) системного и прикладного типа. Программное обеспечение прикладного типа для страховой деятельности можно разделить на классы: офисные программы (текстовые редакторы, электронные таблицы, СУБД, графические редакторы, издательские системы, ИНТЕРНЕТ-браузеры и т. п.); программы для решения задач с помощью математических, статистических методов анализа и прогнозирования, управления проектами, программы функционального назначения.

Публикация данных ИС СД обеспечивает непосредственную связь страховой компании и ее клиентов — страхователей (настоящих и потенциальных). Содержание публикуемых сведений: рекламные материалы, документы внешней отчетности, ответы на запросы клиентов и т. п. Страховые компании создают веб-сайты, для целей управления страховой деятельностью организуется внутренний веб-сервер, доступ к которому для некорпоративных пользователей блокирован с помощью программного обеспечения Fire Wall (брандмауер). Большинство прикладных программ, обеспечивающих решение функциональных задач страховой деятельности, представлены в формате вебстраниц (HTML), веб-архивов (MHTL), XML.

  • [1] См. 10.2—10.5 данного учебника.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой