Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Бихевиоризм о развитии психики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главная цель классического бихевиоризма: научиться управлять поведением человека и животного через выделение закономерностей, по которым формируются связи реакции и стимула. Естественнонаучный подход к объяснению поведения всех живых существ автор нашел в учении И. П. Павлова и В. М. Бехтерева о механизмах возникновения условных рефлексов, появляющихся прижизненно при условии подкрепления нужного… Читать ещё >

Бихевиоризм о развитии психики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XX в. появляется другое влиятельное направление психологии, существующее до сегодняшнего дня — бихевиоризм (от английского слова behavior — поведение). Родоначальник направления — американский ученый Джон Уотсон (1878—1958 гг.), который в противоположность «потоку сознания» как предмету психологии предложил изучать внешнюю и внутреннюю активность человека. Активность человека проявляется в реакциях, его поведение есть сумма реакций. Они могут быть изучены объективными методами, а не субъективными описаниями, самоотчетами и пр. Классический бихевиоризм полагал, что характер реакции организма (Я) определяется только стимулом (S). Поэтому схема анализа поведения выглядит следующим образом: S-R.

Детское развитие в концепции бихевиоризма обусловлено в основном социальным окружением. В зависимости от стимулов, поставляемых средой, у детей возникают те или иные реакции, что способствует формированию определенных навыков. Это положение отвергает возможность построения возрастной периодизации, так как не существует единых закономерностей развития детей определенного возраста. Доказательствами могут служить примеры того, что при создании определенных условий двух-трехлетние дети могут не только читать, но и писать.

Главная цель классического бихевиоризма: научиться управлять поведением человека и животного через выделение закономерностей, по которым формируются связи реакции и стимула. Естественнонаучный подход к объяснению поведения всех живых существ автор нашел в учении И. П. Павлова и В. М. Бехтерева о механизмах возникновения условных рефлексов, появляющихся прижизненно при условии подкрепления нужного поведения. Эксперимент есть основной метод изучения поведения, который используют последователи бихевиоризма. В этом заслуга классического бихевиоризма, так как психологию развернули к естественнонаучному, материалистическому пути; расширился класс исследуемых явлений (животные, младенцы); установились тесные связи психологии с практикой в сфере обучения детей и животных, лечения, трудовой деятельности. Для педагогики имеют значение работы последователей Уотсона, в частности Б. Скиннера, А. Бандуры. Они предложили идею «программированного обучения» (пошагового обучения через подкрепление каждого шага), «научения» не только через механизм «проб и ошибок», но и посредством механизма «научения через наблюдение». Здесь особым образом решается проблема наказаний и запретов в воспитании, формирования навыков, социальных образцов.

Введение

этих проблем в область психологии, педагогической психологии, зоопсихологии, практической психологии считается заслугой необихевиоризма. Однако, основная критика бихевиоризма связана с пониманием человеческого поведения как слишком упрощенного феномена, поддающегося внешнему манипулированию. В этой логике получается, что общество может вырастить и получить в результате таких членов, которых оно хочет. Активность самого человека не учитывается при воспитании и обучении, изначально постулируется его пассивность.

Синтез бихевиоризма и психоанализа способствовал разработкам теорий социального научения. Концепции социального научения исследуют процессы приспособления ребенка в окружающем мире, механизмы усвоения им социальных норм и предписаний. Ведущий теоретик социального научения А. Бандура полагал, что новые модели поведения приобретаются детьми не только посредством реакции на наказание и поощрение, но и благодаря такой формам, как наблюдение, имитация, идентификация. Ключевой для теории социального научения явилась проблема социализации как процесса усвоения индивидом определенной системы норм и ценностей данной культуры.

Школа бихевиоризма оказала значительное влияние на развитие психологической теории и педагогической практики. Открытые в русле этого направления законы и механизмы обучения способствовали оптимизации процесса обучения и воспитания детей, выявленные феномены конформизма и негативизма позволили осуществить научный анализ условий, способствующих возникновению просоциального поведения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой