Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вступление. 
Вокальная лирика П.И. Чайковского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

НЕТ, ТОЛЬКО ТОТ" — слова Л. Мея, композитор П. И. Чайковский. Романс «Нет, только тот, кто знал» П. Чайковского — одна из вершин русской вокальной лирики. П. И. Чайковский написал около 80 романсов для одного голоса (помимо этого еще и дуэты, разные ансамбли). Эти романсы объединены в циклы по опусам 6, 16, 25, 27, 38, 47, 57, 63, 65, 73. Лев Александрович Мей, известный поэт, родился 13 февраля… Читать ещё >

Вступление. Вокальная лирика П.И. Чайковского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вокальная лирика П. И. Чайковского.

" НЕТ, ТОЛЬКО ТОТ" - слова Л. Мея, композитор П. И. Чайковский. Романс «Нет, только тот, кто знал» П. Чайковского — одна из вершин русской вокальной лирики. П. И. Чайковский написал около 80 романсов для одного голоса (помимо этого еще и дуэты, разные ансамбли). Эти романсы объединены в циклы по опусам 6, 16, 25, 27, 38, 47, 57, 63, 65, 73. Лев Александрович Мей, известный поэт, родился 13 февраля 1822 года в Москве в дворянской семье, сын обрусевшего немца-офицера, раненного под Бородином и рано умершего; мать поэта была русская. В 9 лет был принят в Московский дворянский институт, где учился пять лет, затем был переведен в Царскосельский лицей. Он умер 16 мая 1862 г. Время создания романса: между 15 ноября и 17 декабря 1869 года. Посвящение: Александре (Алине) Александровне Хвостовой. Текст стихотворения «Песнь арфиста» в переводе Л. Мея: Нет, только тот, кто знал, Свиданья жажду, Поймет, как я страдал И как я стражду. Гляжу я вдаль… нет сил, Тускнеет око… Ах, кто меня любил И знал — далеко! Нет, только тот, кто знал, Свиданья жажду, Поймет, как я страдал И как я стражду. Вся грудь горит… Кто знал Свиданья жажду, Поймет, как я страдал И как я стражду. Этот романс не только лучший среди шести произведений ор. 6, но, бесспорно, и один из лучших во всем вокальном творчестве П. Чайковского. Интересные подробности его появления поведала в своих воспоминаниях Антонина Чайковская (Милюкова), жена композитора: «Петр Ильич был чрезвычайно обидчив. Почти вместе с ним окончила консерваторию по классу пения А. А. Х-ва. Ее голос контральто ужасно ему нравился. Раз должна была она дать концерт. Муж сочинил для нее романс, посвятил ей и накануне концерта утром чуть не бегом бежал, чтобы вручить его ей. Этот романс был «Нет, только тот, кто знал «. Он опрометью влетел к ней; готов был только один экземпляр, и листы были еще мокрые. Она села к роялю, исполнила его, и ей почему-то он не понравился. Она сухо поблагодарила Петра Ильича и романса в свой концерт не пела Он обижен был страшно и, кажется, после того всегда был немного холоден к ней. Позднее она пела этот романс в каждом совеем концерте и производила настоящий фурор. Но все равно, обида осталась обидой». хворостовский синатра баритон П. И. Чайковский Нет, только тот, кто знал Жанр: романс для голоса с фортепиано, ор. 6, № 6.

Автор стихов: Л. А. Мей (из Гёте1).

Время создания романса: между 15 ноября и 17 декабря 1869 года. Приводим полностью текст стихотворения «Песнь арфиста» в переводе Л. Мея:

Нет, только тот, кто знал, Свиданья жажду, Поймет, как я страдал И как я стражду.

Гляжу я вдаль… нет сил, Тускнеет око…

Ах, кто меня любил И знал — далеко!

Вся грудь горит… Кто знал…

Свиданья жажду, Поймет, как я страдал И как я стражду.

П. И. Чайковский написал около 80 романсов для одного голоса (помимо этого еще и дуэты, разные ансамбли). Эти романсы объединены в циклы по опусам — №№ 6, 16, 25, 27, 38, 47, 57, 63, 65, 73. В исследовательской (музыкальной) литературе высказывалось суждение о том, что романсы ранних опусов, в том числе тот, о котором здесь идет речь, имеют большую художественную ценность, чем более поздние. (Например, В. Баскин, первый биограф П. Чайковского, отмечал: «в opus’ах более ранних не заметно той изысканной отделки, какая встречается в более поздних произведениях, зато в первых — более теплоты, более мелодичности, более внутреннего огня. Не гоняясь за популярностью посредством не свойственных музыканту эффектов, наш композитор писал свои романсы, выдвигая иногда музыкальную идею даже в ущерб тексту"2.

Хотя большинство романсов Чайковского написано на тексты русских поэтов, в наследии композитора есть все же и романсы на стихи иностранных поэтов, как мы это видим в данном случае.

Чайковский был очень цельной натурой, и неудивительно, что можно обнаружить определенные связи между произведениями одно и того же периода. Так, романс «Нет, только тот, кто знал» представляет собой глубоко оправданную аналогию с любовной темой (так называемая побочная партия) увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

Этот романс не только лучший среди шести произведений ор. 6, но, бесспорно, и один из лучших во всем вокальном творчестве П. Чайковского. Интересные подробности его появления поведала в своих воспоминаниях Антонина Чайковская (Милюкова), жена композитора: «Петр Ильич был чрезвычайно обидчив. Почти вместе с ним окончила консерваторию по классу пения А. А. Х-ва, 3 родная сестра моей sњur. Ее голос — контральто ужасно ему нравился. Раз должна была она дать концерт. Муж сочинил для нее романс, посвятил ей и накануне концерта утром чуть не бегом бежал, чтобы вручить его ей. Этот романс был „Нет, только тот, кто знал…“. Он опрометью влетел к ней; готов был только один экземпляр, и листы были еще мокрые. Она села к роялю, исполнила его, и… ей почему-то он не понравился. Она сухо поблагодарила Петра Ильича и романса в свой концерт не пела… Он обижен был страшно и, кажется, после того всегда был немного холоден к ней. Позднее она пела этот романс в каждом совеем концерте и производила настоящий фурор. Но все равно, обида осталась обидой». 4.

Хотя часто и даже как правило поэзия и музыка близки, и стихи кладутся на музыку в том виде, как они написаны поэтом, в данном случае П. Чайковский отошел от этого правила и внес некоторые изменения, которые, получив оправдание в музыке, придали, надо признать, драматизм романсу. Приведем литературный текст романса, чтобы яснее были видны различие поэтического и вокального произведений:

(I) Нет, только тот, кто знал, свиданья жажду, Поймет, как я страдал и как я стражду.

(II) Гляжу я вдаль… нет сил, тускнеет око…

Ах, кто меня любил и знал, далеко!

(III) Ах, только тот, кто знал, свиданья жажду, Поймет, как я страдал и как я стражду. (2 раза) Вся грудь горит… Кто знал… свиданья жажду, Поймет, как я страдал и как я стражду.

Разрабатывая свою композицию романса, П. Чайковский создал весьма своеобразную музыкальную форму: III раздел, две строки которого добавлены П. Чайковским, причем даже повторены дважды, почти равен по длительности сумме I и II разделов (I = 16 тактам, II = 13 тактам, а III = 25 тактам; но фактически III раздел больше, если принять во внимание заключительную фермату5 и значительное ritenuto [итал. — замедляя] на словах «Вся грудь горит»).

Такое взаимоотношение пропорций разделов (I + II = III) не является в данном случае простой симметрией трехчастной формы: III раздел выступает здесь как синтезирующий результат в развитии первых двух разделов. Такое строение формы встречается в романсах Чайковского впервые.

Замечательной чертой этого романса является его кульминация. В литературном тексте она приходится на слова в III разделе: «Поймет, как я страдал и как я стражду», когда они звучат во второй раз. В этот момент композитор предписывает fortissimo (итал. — очень громко). Но, вероятно, самое необычное, что в отличие от традиционного в кульминациях ritenuto (итал. — замедляя) композитор здесь предписывает stringendo (итал. — ускоряя). Все вместе это производит впечатление небывалого накала страстей. Этот эпизод — единственный момент в романсе, когда прорывается страстность, что придает ему особую прелесть, поскольку вначале романс звучит сдержанно и как бы приглушенно, идет как бы разговор с самим собой.

Романс «Нет, только тот, кто знал» П. Чайковского — одна из вершин русской вокальной лирики. Высокое мастерство и исключительная доступность, новаторство, а главное — предельная искренность лирического высказывания — все это сделало его чрезвычайно популярным у самой широкой аудитории. Свидетельство тому — множество его аранжировок для разных инструментов, вплоть до трубы!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой