Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Классификация журналистских жанров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова предлагают следующее определение жанра: «Жанр есть исторически складывающийся вид того или иного рода духовного творчества, обусловленный предметно-объективным многообразием действительности, многообразием потребностей общества и несущий в себе память о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета и удовлетворения соответствующей потребности… Читать ещё >

Классификация журналистских жанров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подходы к классификации жанров

Жанр как постоянно обновляющаяся категория поэтики находится в непрерывном развитии. Это развитие связано, во-первых, с расширением познавательных возможностей общества в целом (жанр — один из инструментов познания мира), во-вторых, с изменениями представлений о сущности самого мира; в-третьих, с технологическими преобразованиями в сфере доставки и обработки информации.

Процесс эволюции жанров обусловлен прежде всего теми внутренними преобразованиями, которые происходят в пределах информационно-коммуникативной системы во всех ее звеньях. Достижения в естественных и гуманитарных науках, успехи в области технического освоения мира обусловили деканонизацию (развенчание) прежних представлений о мире, а та, в свою очередь, привела в значительной степени к деканонизации жанров. Главные процессы здесь: ассимиляция публицистического творчества с другими видами деятельности (так, из практики делового общения в публицистику пришли жанры письма и отчета), взаимопроникновение и взаимодействие традиционных жанров (эссе и комментарий, эссе и колонка, интервью и очерк, корреспонденция и статья), заметное ослабление жанровой регламентации, исчезновение жанровой определенности, порожденное сопротивлением канону (сегодня теоретики говорят об информационной корреспонденции, аналитическом отчете и т. д.). Все это вызвало к жизни разные подходы к классификации жанров.

В середине XX в. В. Д. Пельт предложил жесткую и долгие годы казавшуюся незыблемой систему классификации. Жанры были поделены на три группы: информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет), аналитические (корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор, комментарий), художественно-публицистические (очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, эссе). В основу классификации легли три категориальных признака — предмет, функция, метод. Форма и содержание публикации в систему жанровых признаков не были включены. Когда стало ясно, что изменившаяся социальная и профессиональная практика внесла серьезные изменения в характер деятельности отечественных СМИ, появились новые классификации, предложенные Е. И. Прониным, В. Т. Третьяковым, Г. В. Лазутиной, С. С. Распоповой, А. А. Тертычным.

Вот позиция Е. И. Пронина: «Требование жанра — это переведенное на язык профессионального мастерства условие актуальной социальной практики, для которой нужно сообщение, типологическая структура которого оптимально приспособлена к реально складывающимся обстоятельствам общественной жизни»[1]. Иными словами, все, что продиктовано социальной практикой и опубликовано в СМИ, можно считать жанром. Отсюда вывод: «Журналистские жанры следует сопоставлять по двум параметрам: во-первых, по предметному подходу к отображению реального процесса социальной практики, во-вторых, по целевой установке на уровень осмысления предмета отображения»[2]. В основе данной классификации жанра лежат две категории — предмет изображения и функция изображения предмета как целевая установка автора. Из пересечения предмета исследования и целевой установки автора и рождается предложенная классификация, включающая как самостоятельные жанры такие тексты, как «справка», «девиз», «анкета», «сигнал», «официальное заявление» — всего 36 наименований.

Г. В. Лазутина и С. С. Распопова предлагают следующее определение жанра: «Жанр есть исторически складывающийся вид того или иного рода духовного творчества, обусловленный предметно-объективным многообразием действительности, многообразием потребностей общества и несущий в себе память о средствах, подходящих для отображения соответствующего предмета и удовлетворения соответствующей потребности»[3]. Опираясь на это определение, исследователи выделяют три причины жанровой дифференциации журналистского творчества: «объектнопредметное многообразие действительности», «полифункциональность журналистики» и «лабильность порождающей модели»[4]. Соответственно московские ученые делают вывод: «Исследование журналистской практики на сегодняшнем этапе ее развития позволяет обнаружить шесть видов журналистского творчества, каждый из которых предстает как определенная группа моделей и соответствующий ей набор конкретных технологий деятельности»[5]. Шесть видов творчества — это новостная журналистика, проблемно-аналитическая журналистика, смеховая журналистика, культурно-просветительская журналистика и интерактивная журналистика.

Нетрудно увидеть, что основания для выделения этих шести групп относятся не просто к разным видам журналистского творчества, но и к разным параметрам и подходам при классификации публицистических текстов. Если новостная, проблемно-аналитическая и очерковая журналистика напоминают классификацию В. Д. Пельта, то смеховая журналистика отправляет аудиторию к принципам модальной и аксиологической сущности высказывания, культурно-просветительская журналистика — к тематическому срезу высказывания, а интерактивная журналистика — к формам воздействия на аудиторию.

Столь же расплывчато выглядят и конкретные модели жанров. В новостной журналистике называются краткая новостная заметка, расширенная новостная заметка, репортаж, критическая заметка. В проблемно-аналитической журналистике авторы выделяют следующие жанровые модели: корреспонденция, статья, персонифицированная и деловая корреспонденция, комментарий, обозрение. Говорят они и об особом формате корреспонденции — журналистском расследовании, а также об аналитическом репортаже как разновидности персонифицированной корреспонденции. В ряду жанровых моделей очерковых текстов Г. В. Лазутина и С. С. Распопова рассматривают зарисовку, житейскую историю, очерк, эссе. К смеховой журналистике они относят юмористику, розыгрыш, анекдот, сатирическую заметку, памфлет. В разряде культурно-просветительской журналистики упомянуты анонс, аннотация, рецензия, обозрение, искусствоведческая статья, творческий портрет. Среди жанровых моделей интерактивных текстов выделены обзор писем, вопрос-ответ, отчет, литературная запись, интервью, беседа.

Нетрудно заметить, что традиционно признанные жанры в этой системе модификации журналистских текстов мирно соседствуют с приемами анализа реальной действительности и формами подачи материала. Предложенная схема не облегчает теоретическое осмысление проблемы классификации жанров и вряд ли может помочь практикующим журналистам в конкретной творческой работе.

Более простую классификацию жанров предложил В. Т. Третьяков. В своей книге «Как стать журналистом» он предлагает атрибутировать четыре основных жанра — интервью, информацию, репортаж, статью и четыре служебных — фотографию, подтекстовку, рисунок, заголовок[6]. За этой бесхитростно-незатейливой классификацией скрывается не столько выявление жанровой природы публидиетических произведений, сколько чисто прагматическое вычленение методов сбора и обработки жизненного материала. Как при таком подходе показать начинающему публицисту разницу между заметкой и репортажем, корреспонденцией и статьей и как быть с фельетоном и памфлетом (которые, правда, сегодня редки на газетной полосе), автор не объясняет. Как не объясняет, например, почему подтекстовка — это жанр (хоть и служебный), а рецензия — не жанр?

В своей обстоятельной книге «Жанры периодической печати» А. А. Тертычный, обращая внимание на то, что в журналистике существуют «три главных способа отображения — фактографический, аналитический и наглядно образный»[7], выделяет в качестве жанрообразующих признаков предмет, функцию, методы работы автора, упоминает также форму и содержание. Эта «сдержанность» вполне объяснима: традиционно в публицистическом тексте первое место отдают социально значимым приметам исследования, а не эстетическим признакам жизненного материала.

А. А. Тертычный склонен классифицировать жанр в пределах традиционной схемы — информационные, аналитические, художественно-публицистические. При этом жанровое «меню» выглядит у него традиционно. Так, к информационным жанрам автор относит заметку, информационную корреспонденцию, информационный отчет, информационное интервью, блиц-отчет, вопросответ, репортаж, некролог. Перечень аналитических жанров таков: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (ответ), аналитический пресс-релиз. Художественно-публицистические жанры — это очерк, фельетон, памфлет, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, анекдот, шутка, игра.

То, что жанры переходят из одной классификационной группы в другую, автора не смущает. Как и то, что, скажем, заметка отвечает на вопросы: «Что происходит? Где? Когда? Почему? Как? В любом случае они служат для описания того явления, события, действия, суждения, которое стало известно журналисту»[8]. Естественно, возникает вопрос: если информационные и аналитические жанры отвечают на одни и те же вопросы, то зачем их делить на группы? Кроме того, вряд ли целесообразно считать публицистическими жанрами все, что публикуется на газетной полосе. Полосы современных отечественных изданий заполнены самыми разнообразными публикациями. Помимо чисто публицистических материалов, они предлагают аудитории гороскопы, кроссворды, сводки погоды, извещения, поздравления, некрологи, рекламные и прочие объявления (информационно-деловой блок), рассказы, стихотворения, репродукции, отрывки из кинофильмов и эпических произведений больших форм (блок литературы и искусства), материалы рекламного и PR-характера, деловую информацию (рекламно-деловой блок). Это не публицистика в ее оптимальном выражении. Это — публикации, приобретшие определенные публицистические черты благодаря своему присутствию на газетной полосе.

Опубликованное в «Правде» в начале 1942 г. стихотворение Константина Симонова «Жди меня» из сугубо личного послания мужа жене превратилось в публицистический документ эпохи. Текст письма вырезали из газетных страниц, переписывали и хранили в качестве талисмана-оберега. Опубликованная в «Известиях» в 1962 г. поэма Александра Твардовского «Теркин на том свете», в которой критиковались бюрократические порядки, также сыграла важную публицистическую роль, став своеобразным сигналом для огромной аудитории: есть проблемы, о которых власть, дозволившая сатирическую публикацию, помнит. Другое дело, что публикация эта мало что изменила в системе общественных отношений в Советском Союзе того периода и последовавших десятилетий, но сигнал прозвучал.

Еще один пример. В 1920—1930;х гг. в советской прессе широко использовались приемы научно-популярной пропаганды. Стремясь вовлечь широкие общественные слои в реальную работу по технической модернизации общества, галеты охотно публиковали не только просветительские материалы, посвященные достижениям современной науки и техники, но и давали слово известным ученым, которые выступали на страницах газет с сугубо научными публикациями, рассказывающими о тенденциях развития современной химии, физики, биологии, медицины. Лозунг «Знания — в массы!» пресса реализовала с помощью такого рода публикаций.

Листы любого издания (от корпоративной многотиражки до глянцевого журнала) отражают настроения времени, помогают понять ту атмосферу, что царит в обществе. Они всегда — документы времени, и в этом заключается их публицистическое значение. Но, соотнося деловые, литературные, справочные, научные тексты с публицистическими, вовсе не обязательно рассматривать их как самостоятельные жанры публицистики.

Разнообразие жанровых классификаций вполне объяснимо. Еще в 1924 г. в книге, посвященной фельетону, исследователи резонно заметили, что жанр — производное от времени, что он — величина переменная[9]. Начиная со второй половины XX в. в отечественной прессе происходят процессы, изменившие жанровую систему изданий. Охарактеризуем эти процессы.

  • 1. Процесс размывания жанровых границ (диффузия жанров). Коренные свойства многих жанров растворяются: интервью из чисто информационного жанра превращается в исследование характера (портретное интервью), в исследование проблемы (проблемное интервью), корреспонденция вбирает в себя черты репортажа и статьи, фельетон становится похожим на иронический комментарий. Это происходит не только из-за недостаточной квалификации пишущего. Процесс диффузии жанров способствует взаимообогащению публицистического произведения, повышается тем самым статус «базового» жанра. Рецензии Марины Давыдовой обретают признаки эссе и литературно-критической статьи; очерк «Хозяева» Анатолия Аграновского по уровню поднимаемых проблем (нужны принципиально иные формы хозяйствования) превратился в проблемную, постановочную статью.
  • 2. Процесс модернизации жанровой системы — появляются одни жанры, исчезают другие. У процесса этого есть своя логика. После 1991 г. рухнула старая идеологическая система, определявшая многие тенденции развития советской журналистики. Вертикаль власти никуда не исчезла, но ее структура претерпела изменения. Эти изменения коснулись и структуры СМИ — в современной России нет жесткого соподчинения федеральных, региональных и местных изданий.

Пропала необходимость в жанре передовой статьи, указывавшей ранее, как пахать, сеять, писать книги, снимать кинофильмы, выпускать газеты. Исчез обзор печати, на смену ему пришли краткие дайджесты — информационные сообщения о наиболее значительных публикациях российской и зарубежной прессы. Ушли в прошлое пропагандистские статьи, передав часть своих функций PR-текстам. Стал полноправным жанром комментарий, оперативно откликающийся на события текущей жизни — политической, экономической, социокультурной. Раритетом выглядит сегодня жанр письма — адресное обращение к определенному должностному лицу перестало работать. Нет руководящей и направляющей партии, но есть партия власти (тут дело не в игре словами, а в реальном изменении меры ответственности за принимаемые решения) — и выступления СМИ перестали быть «сигналами» о недостатках. Рубрика «По следам наших выступлений» в СМИ почти полностью отсутствует — на выступление прессы власть реагирует вяло.

Зато возникла колонка, все заметнее превращаясь из авторской рубрики в самостоятельный публицистический жанр. Некоторые исследователи не без оснований считают самостоятельным жанром реплику — оперативный краткий отклик публициста на события, требующие общественного внимания. Заметно теряют свои позиции в информационно-коммуникативном пространстве старые жанры — очерки, фельетоны, отчеты, обозрения во всех их разновидностях. Портретный очерк легко замещается портретным интервью. Судебный очерк подменяется так называемым расследованием (которое, как правило, представляет собой обработанные материалы суда). Фельетон дрогнул, поскольку его автор остался один на один с судебным ведомством (комическое заострение легко истолковать как клевету).

  • 3. Процесс универсализации жанров — жанры начинают расширять свои категориальные границы, как бы смешиваются друг с другом. Одновременно расширяется предметное поле публицистических выступлений: публицистика активно вторгается в личную жизнь граждан, быт, криминально-скандальные сферы существования общества. В центре внимания СМИ оказывается прагматика жизни, что заметно обновляет и содержание, и форму публикаций. Процесс универсализации жанров тесно связан с другими не менее важными процессами, протекающими в СМИ, — сегментацией аудитории и появлением блогинга. Блогинг самим фактом своего существования разрушает привычные жанровые стандарты. Блог вбирает в себя и реплику, и комментарий, и рецензию, и корреспонденцию, и интервью, ни на что жанрово не претендуя, но создавая тем не менее предпосылки для активной деканонизации жанров. И в значительной степени их депрофессионализации.
  • 4. Процесс обновления жанровых форм. Это обновление, во-первых, связано с усилением эмоционально-образного начала (вторжение живой речи действующих лиц исторического процесса, использование иронических форм повествования, экспрессивной лексики и пр.); во-вторых, с ослаблением назидательно-констатирующих интонаций сокращаются общие рассуждения, тексты становятся более конкретными.

Таким образом, классификация жанров нуждается в обновлении в соответствии с духом и потребностями времени. При этом она должна опираться на особенности предмета, функции, метода, формы и содержания, характерные для каждого жанра. Мы предлагаем следующую классификацию.

  • 1. Оперативно-новостные жанры — заметка, реплика.
  • 2. Оперативно-исследовательские — интервью, репортаж, отчет, обзор.
  • 3. Исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий, рецензия, колонка.
  • 4. Исследовательские — статья, обозрение, письмо.
  • 5. Исследовательско-образные — очерк (зарисовка), фельетон, памфлет, эссе.
  • [1] Социальная практика и журналистский текст. С. 49.
  • [2] Социальная практика и журналистский текст.
  • [3] Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества. М., 2011. С. 16.
  • [4] Там же. С. 21, 24, 26.
  • [5] Там же. С. 26.
  • [6] Третьяков В. Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной русской журналистики. М., 2004.
  • [7] Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 4.
  • [8] Тертычный А. А. Жанры периодической печати. С. 73.
  • [9] Груздев И., Журбина Е. Техника газетного фельетона // Фельетон. Новый бытовой фельетон в газете. Л., 1927.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой