Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Способы обеспечения планирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возможна модификация этих методов, например, по методу Дельфи вначале производится индивидуальный опрос экспертов, затем осуществляется обработка индивидуальных экспертных оценок с целью выявления усредненного мнения группы, а также крайних оценок. Эта обобщенная информация вместе с аргументами экспертов (без персонификации) сообщается всем экспертам. После этого отдельные эксперты могут изменить… Читать ещё >

Способы обеспечения планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отметим наиболее характерные способы, относящиеся к планированию. В их числе:

  • — правильная постановка целей и определение задач по их достижению;
  • — комплексный анализ оперативной обстановки;
  • — научно обоснованное прогнозирование;
  • — учет реальных возможностей выполнения планируемых мероприятий и выделение необходимого резерва сил, средств и времени;
  • — нормативное закрепление порядка принятия и утверждения плана.

Первоначальной и определяющей задачей для ОВД является выбор целей.

Чтобы цели могли реально выполнять свою координирующую функцию, они должны удовлетворять следующим требованиям:

  • 1) быть конкретными, т. е. их содержание должно предполагать достижение вполне понятных для исполнителей результатов;
  • 2) быть измеримыми, т. е. должен существовать определенный критерий, позволяющий оценить степень достижения каждой цели;
  • 3) быть сориентированными во времени. Следует точно определить не только то, что мы хотим осуществить, но и когда должен быть достигнут результат. Традиционно, в зависимости от сроков реализации, цели принято делить на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Отнесение целей к тому или другому классу зависит от конкретных видов плановой деятельности и горизонтов планирования (месяц, квартал, полугодие, год);
  • 4) цели должны быть достижимыми. Установленная цель, превышающая наши возможности из-за недостаточности ресурсов либо из-за каких-то внешних непреодолимых факторов, может стать бесполезной или усугубит проблемную ситуацию;
  • 5) множественные цели органа должны быть взаимно поддерживающими, т. е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей[1].

Затем определяются основные задачи и меры, необходимые для достижения поставленных целей, устанавливаются взаимосвязи между основными видами деятельности, уточняются роль и взаимодействие структурных подразделений органа, оцениваются временные затраты и ресурсы, необходимые для решения конкретных задач.

Фактологической базой планирования являются результаты комплексного анализа и оценки оперативной обстановки на различных уровнях управления ОВД. Именно результаты этой работы дают исходную информацию для разработки конкретных планов. Таким образом, четко прорисовывается непрерывная цепь, обязательно предшествующая планированию, — информация, анализ и прогнозирование. Предполагается, что получение информации и ее анализ могут быть проведены в границах изучения и оценки оперативной обстановки. Основной целью комплексного анализа является использование реальных фактов для научно обоснованного прогноза дальнейшей работы.

Прогноз и планирование — понятия теснейшим образом взаимосвязанные и взаимообусловленные. Основными целями прогнозирования являются определение параметров будущего состояния правопорядка и разработка на этой основе упреждающих вариантов управленческих решений (в данном случае плана мероприятий) по перераспределению имеющихся сил и средств, устранению либо нейтрализации причин и факторов, которые могут вызвать негативные изменения в правоохранительной сфере.

В нормативных правовых документах МВД России о прогнозировании говорится как об одной из основных функций управления. Эта функция в той или иной мере реализуется на различных уровнях управления системы ОВД. Основной проблемой прогнозного исследования является уменьшение неопределенности в знаниях о тенденциях развития изучаемого процесса.

Принципиальная возможность прогнозирования в правоохранительной деятельности основывается на возможных проявлениях закономерного характера изменений в знаниях абсолютных и относительных показателей, их взаимосвязей и определенной инерционности обусловливающих их процессов.

При этом под инерционностью понимается невозможность коренного изменения на коротком интервале времени сложившихся ранее общественных отношений и форм противоправного поведения. Прогноз всегда выступает как информация о будущем, как модель будущего развития того или иного явления, как средство, обеспечивающее планирование будущего и управление им через настоящее.

Для решения прогностических задач возможно применение самых разнообразных методов и их модификаций. Полагаем, что для правоохранительной деятельности наиболее приемлемым будет учение о криминологическом прогнозе. Опираясь на достижения отечественных криминологов и прежде всего на труды выдающихся ученых Г. Л. Аванесова, В. Н. Кудрявцева, И. И. Карпеца, В. П. Федорова[2] и других сотрудников системы ОВД, приведем наиболее распространенные методы.

1. Метод моделирования, суть которого заключается в том, что на основе установленных зависимостей между криминогенными факторами описывается нередко с использованием статистических сведений, модель, позволяющая сделать выводы об ожидаемых изменениях в преступности. Данный метод основан на построении системы, в которой выявляются, анализируются и описываются зависимости прогнозируемого объекта от факторов, имеющих объективный и субъективный характер.

С помощью этой системы создается математическая модель данного объекта, далее посредством ЭВМ производится исследование (имитация) реального развития прогнозируемого объекта. Достоинство метода заключается в возможности исследования различных вариантов развития объекта в зависимости от исходных предположений, однако применение метода имитационного моделирования, наряду с определенной сложностью разработки самой математической модели, требует проведения многочисленных операций с применением современных электронных технологий.

2. Методы экспертных оценок, в соответствии с которыми в основу прогноза положено мнение специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. В свою очередь, экспертные методы по общему принципу действия разделяются на две группы: индивидуальные и коллективные экспертные оценки. Индивидуальные предполагают следующий процесс: каждый эксперт самостоятельно отвечает на вопросы специально разработанной анкеты; групповые — коллективом экспертной группы выдвигаются и обсуждаются различные варианты возможного развития обстановки[3].

Возможна модификация этих методов, например, по методу Дельфи вначале производится индивидуальный опрос экспертов, затем осуществляется обработка индивидуальных экспертных оценок с целью выявления усредненного мнения группы, а также крайних оценок. Эта обобщенная информация вместе с аргументами экспертов (без персонификации) сообщается всем экспертам. После этого отдельные эксперты могут изменить свои первоначальные оценки, если они сочтут аргументы своих коллег убедительными, либо оставить их без изменения. Процедура может повторяться несколько раз до стабилизации экспертных оценок.

3. Метод экстраполяции, сущность которого заключается в изучении прошлого развития криминальной ситуации и перенесении выявленных при этом закономерностей на предстоящий период. Этот метод базируется на использовании фактически имеющегося информационного материала об объекте прогнозирования. Именно данное обстоятельство позволяет применять для получения прогноза математико-статистические методы обработки и анализа информации.

Статистические методы прогнозирования эффективны в тех случаях, когда исследуемые процессы обладают, как уже отмечалось, определенной степенью инерционности, т. е. устойчивостью закономерностей во времени. Инерционность процессов в сфере правопорядка может проявляться двояким образом. Во-первых, как инерционность взаимосвязей между основными факторами, определяющими механизм формирования исследуемых процессов. Во-вторых, как инерционность динамики самих процессов, проявляющихся в сохранении темпов, направления и колебаний основных количественных показателей на протяжении сравнительно длительных отрезков времени, поэтому результаты статистического прогнозирования будут иметь содержательный смысл и практическую ценность в периоде действия основных тенденций, сохранения инерционности процессов, основных гипотез и предположений, которые были заложены в основу прогноза[4].

Очевидно, что планирование предполагает предварительное прогнозирование условий, в которых предстоит действовать органу, и учет отклонений от этих прогнозов и планов, которые могут иметь место в действительности, однако практика показывает, что многие ОВД все еще недостаточно внимания уделяют планированию и даже не способны применять современные научные методики, в частности прогнозирования. В качестве положительного примера может быть приведена методика прогнозирования состояния преступности, разработанная отдельными территориальными ОВД на уровне субъектов РФ. Она подразумевает работу в несколько этапов. Внешние ее признаки следующие.

Исходным является анализ предшествующего состояния преступности за последние 4—5 лет. Составляется матрица по отдельным видам или группе преступлений на основе статистических данных о регистрации преступлений по месяцам. Это дает возможность составить график. Выводы значений матрицы и графиков позволяют определить закономерности и составить прогнозы на предстоящий год.

Следующие шаги (этапы) предусматривают выведение по специальной формуле модели преступности по виду или группе преступлений с определением ожидаемого их количества на прогнозируемый год с расчетом по месяцам. Ожидаемое количество преступлений рассчитывается по специальной формуле, причем составляются три варианта прогноза по месяцам и на весь год. Предусматривается и проверка прогнозов с целью определения достоверности их вариантов.

Таким образом, планирование — это не одноразовый акт, а непрерывный процесс, предполагающий постоянный анализ реального хода событий, пересмотр отдельных задач и конкретных путей их достижения, обеспечение координирования усилий всех подразделений системы ОВД для достижения ее общих целей.

При этом следует иметь в виду возможности автоматизации информационных потоков в области планирования с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, обмена внутриведомственной информацией по вопросам планирования с использованием ведомственной сети передачи данных МВД России. Необходимо придерживаться границ использования статистических сведений, предусмотренных государственной или ведомственной статистической отчетностью.

  • [1] Мескоп М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997. С. 344—347.
  • [2] См.: Карпец И. И. Проблемы преступности. М., 1969; Аванесов Г. А. Криминология.Прогностика. Управление: учеб, пособие; Кудрявцев В. Н. Общество, системное планирование и управление; Федоров В. П. Планирование в деятельности органов внутренних дел.М., 2005'
  • [3] См.: Кабаченко Т. С. Психология управления: учеб, пособие. М., 2000. С. 132—147.
  • [4] Более подробно данный метод рассматривается в предмете уголовной статистики.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой