Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие диффузионизма в США и Англии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Г. Эллиот-Смит обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры с культурой других народов. К примеру, техника мумифицирования оказалась общей для многих культур, в том числе расположенных в других частях света. Он показал, что явления культуры, зародившись в Древнем Египте (отсюда название концепции — «панегиптизм») около IX—VIII вв. до н.э., распространились затем по всему миру… Читать ещё >

Развитие диффузионизма в США и Англии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К. Уисслер[1] предпринял попытку объединения разрозненных идей диффузионизма в единую систему.

Биографическая справка Кларк Уисслер (1870—1947) получил университетское образование, специализировался по психологии и педагогике. Преподавал в Колумбийском университете, где под влиянием Ф. Боаса и Л. Фарранда увлекся антропологией; работал в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке, преподавал в Йельском университете. В прериях западных штатов изучал племена индейцев сиу и «черноногих». В числе его работ — «Американский индеец» (1917), «Человек и культура» (1923), «Индейцы Соединенных Штатов» (1940). Пришел к выводу, что культура представляет собой результат адаптации конкретной группы людей к определенной экологической среде.

На основе анализа контактов между культурами индейцев К. Уисслер сделал вывод о том, что посредством диффузии распространяются как материальные и нематериальные элементы культуры, так и ее соматические (телесные, организменные) характеристики. Сформулировал общий закон культурной диффузии: антропологические черты имеют тенденцию диффундировать во всех направлениях из своего центра происхождения. При этом распространение культурных явлений и «человеческих черт» осуществляется концентрическим образом, т. е. центральная позиция принадлежит наиболее сложным формам.

Он связывал широкое распространение какой-либо культурной черты с ее древним возрастом, а ограниченное существование культурного явления свидетельствовало о недавнем происхождении. В своих исследованиях выделил 15 культурных областей у индейцев Америки.

Сходные идеи высказаны американским этнологом и лингвистом Э. Сепиром. Наиболее известна его классификация языков, а также гипотеза о влиянии языков на формирование представлений о мире. Некоторые диффузионистские идеи можно найти в работах А. Крёбера, которого интересовала, прежде всего, диффузия идей. В частности, он выдвинул понятие «диффузия стимула». Содержание этого понятия подразумевало исследование обстоятельств, обеспечивающих внедрение в новую культуру конкретного комплекса идей.

Проникновение диффузионистских идей в британскую социально-культурологическую науку связывают с именем У. Риверса — одного из первых ученых, теоретические обобщения которого основывались преимущественно на результатах собственных полевых исследований. Как считал У. Риверс, образование новых культур в регионе Меланезии происходило путем взаимодействия культур больших групп («волн») переселенцев. Две наиболее поздних волны переселения в Океании Риверс условно назвал по характерному для каждой из них виду наркотика: «народ кавы» (Южная и Восточная Меланезия и Полинезия) и «народ бетеля» (Северо-Западная Меланезия). Показал: «народ кавы» дал Океании тотемизм, культ мертвых, культ Солнца и Луны, индивидуальный брак, лук и стрелы, определенную форму дома и пр.

Биографическая справка Уильям Хальс Риверс (1864—1922) — английский психолог, физиолог, этнограф, этнолог и антрополог, доктор медицины (1888). Окончил Лондонский университет. Начинал как врач и экспериментальный психолог, а также психоневролог. Во время Первой мировой войны в госпитале Эдинбурга лечил преимущественно неврозы военного времени. Испытал сильное влияние идей 3. Фрейда. Стал специалистом по типологии и антропологии народов Тихого океана. Первый организатор этнографических экспедиций по исследованию примитивных культур Меланезии и Океании. Одним из первых психоаналитически ориентированных исследователей сформулировал и развивал идею о зависимости природы человека от воздействий культуры. Работы: «История меланезийского общества» (1914), «Инстинкт и бессознательное. Вклад в биологическую теорию психоневрозов» (1920), «Конфликт и сновидение» (1923) и др.

У. Риверс пытался избежать крайностей эволюционизма и диффузионизма. Ограниченность гребнеровского подхода У. Риверс видел в том, что ему «процесс соединения культур напоминает скорее физическую смесь, в которой составные элементы существуют бок о бок, хорошо различимые один от другого»[2]. Риверс считал, что в процессе смешения нескольких культур может возникнуть новое явление, которое ранее не встречалось ни в одной из взаимодействующих культур. Утверждал, что даже малое число пришельцев, обладая более высокой технологией, может распространить свои обычаи в среде местного населения.

Завершенную форму диффузионизм в Англии приобрел в трудах Г. Эллиота-Смита и У. Перри, которые изучали, прежде всего, культуру Древнего Египта.

Биографическая справка Графтон Эллиот-Смит (1871 — 1937) — широко образованный ученый, родился в Австралии, получил медицинское образование. Будучи анатомом по основной специальности, он читал курс анатомии в Каирской медицинской школе (Египет), затем — лекции в Манчестерском и Лондонском университетах. Чрезвычайно заинтересовался культурой Древнего Египта, особенно погребальным культом и искусством изготовления мумий. В 1911 г. появляется его книга «Древние египтяне», а в 1912 г. — великолепный альбом «Царские мумии». Концепцию развития культуры обосновал в работах «Миграции ранней культуры» (1915), «Культура» (1925), «Человеческая история» (1930).

Г. Эллиот-Смит обратил внимание на сходство ряда черт древнеегипетской культуры с культурой других народов. К примеру, техника мумифицирования оказалась общей для многих культур, в том числе расположенных в других частях света. Он показал, что явления культуры, зародившись в Древнем Египте (отсюда название концепции — «панегиптизм») около IX—VIII вв. до н.э., распространились затем по всему миру. Как считал Эллиот-Смит, первичный комплекс архаичной культуры включает целый ряд элементов: обычай сооружать мегалитические[3] памятники, мумификацию трупов, культ солнца и змеи, а также ткачество, обычаи деформации черепа, обрезания, протыкания и растягивания ушей и др.

Концепция Эллиота-Смита исходила из отличения диффузии культуры от миграции людей. Он признавал, что в случае подчинения местного парода малой группой эмигрантов, обычаи этой группы могут наложиться на соответствующие явления большого подчиненного населения, а заимствованные культурные элементы сливаются со старыми, образуя новые культурные комплексы[4].

Подобные же идеи развивал Уильям Джемс Перри (1887—1949) — серьезный исследователь Индонезии и историк религии. Книги: «Мегалитическая культура в Индонезии» (1918), «Дети Солнца» (1923). У. Перри придал «панегиптистской» концепции более завершенный и «еще более фантастический вид»[5].

В историческом развитии культур он выделял два слоя: 1) первоначальную примитивную культуру «собирателей пищи», охотников; 2) «высокую» культуру, основанную на технике строительства, земледелии, обработке металлов. «Высокая» («архаичная») культура, по его мнению, зародилась в Древнем Египте около времени правления IV династии (2575—2465 гг. до н.э.), а затем распространилась по всему миру. Носителями высокой культуры У. Перри считал людей, искавших благородные металлы и ценности (жемчуг, бирюза и т. п.). В некоторых местах носители «высокой» культуры оседали, постепенно смешиваясь с аборигенами. В результате появилось существующее разнообразие конкретных культур. Таким образом, У. Перри последовательно проводил тезис о том, что культурное развитие возможно исключительно путем заимствований.

Основные тезисы диффузионизма.

— культура — живой организм, возникающий и развивающийся в конкретных географических условиях; каждый элемент культуры возникает в конкретном регионе в конкретных условиях и из этого центра распространяется по всему миру. Составив карту его распространения, можно определить первоначальное место зарождения каждого элемента;

ведущие формы развития культуры — заимствования, переносы культурных элементов, а также их смешение. Они определяются как диффузия;

— основной метод исследования культур — изучение культурных кругов распространения элементов культуры;

диффузионизм способствовал развитию новых методов исследования культур: Фробениус применил метод картографирования культурного пространства, Риверс изучал культуру экспериментальными методами, на основе своих полевых наблюдений делал теоретические обобщения.

  • [1] В работах С. В. Лурье и ряда других исследователей применяется иная транскрипция — Висслер.
  • [2] Цит. по: Концепции зарубежной этнологии. Критические этюды. М.: Наука, 1976. С. 50.
  • [3] Мегалиты (от греч. megas — большой и lithos — камень), культовые сооружения 3—2-го тыс. до н.э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Известны в Западной Европе (Стоунхендж, Карнак), Северной Африке, на Кавказе и др.
  • [4] Подробнее см.: Алексапдренков Э. Г. Диффузионизм в зарубежной западной этнографии // Концепции зарубежной этнологии. Критические этюды. М.: Наука, 1976. С. 52—53.
  • [5] Токарев С. Л. История зарубежной этнографии. С. 165.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой